2 Царств 7 глава

Вторая книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Когда царь Давид жил в своём доме, Господь дал ему отдых от всех окружавших его врагов.
2 И сказал тогда царь пророку Нафану:
«Я живу в доме, построенном из кедрового дерева, а святой ковчег Господний стоит в шатре».
3 Нафан ответил царю:
«Иди и делай всё, что ты задумал, так как Господь пребывает с тобой».
4 Но той же ночью к Нафану пришло слово Господнее:
5 «Пойди и скажи Моему слуге Давиду: „Так говорит Господь: „Ты ли тот, кто построит для Меня дом?
6 Я не жил в доме с того времени, как вывел народ Израиля из Египта и до сегодняшнего дня. Я переходил с места на место и всегда был в шатре.
7 И куда бы Я ни ходил со всем израильским народом, Я никогда не просил ни одного из вождей Моего народа, Израиля, построить Мне роскошный дом из кедра”.
8 Теперь скажи Моему слуге Давиду: „Так говорит Господь Всемогущий: „Я взял тебя от стада, которое ты пас, и сделал тебя вождём Моего народа, Израиля.
9 Я был с тобой везде, куда бы ты ни ходил. Я уничтожил всех твоих врагов, и сейчас Я прославлю имя твоё и сделаю тебя одним из величайших людей на земле.
10 Я выбрал место для Моего народа, Израиля, и укоренил его там. Он будет жить на своём собственном месте и не будет переходить с места на место.
11 Раньше Я посылал судей вести народ Мой, но злые люди приносили ему много бед. Этого больше не повторится! Я дам тебе отдых от всех твоих врагов и обещаю сделать твою семью семьёй царей.
12 Когда ты умрёшь и сойдёшь в могилу к твоим предкам, Я сделаю царём одного из твоих детей.
13 Он построит Мне дом, а Я возведу его на царский престол и укреплю его царство на веки вечные.
14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Если он согрешит, Я накажу его через других людей. Они будут моим хлыстом.
15 Но Я никогда не отниму у него Своей любви, как Я отнял её у Саула, которого Я отверг, приняв тебя.
16 И будет непоколебим дом твой и царство твоё навеки, и твоё царствование будет продолжаться вечно!”»
17 Нафан рассказал Давиду о своём видении и обо всём, что говорил Господь.
18 Тогда царь Давид пошёл и, сев перед Господом, сказал:
«Господи, Боже мой, почему я так важен для Тебя? Почему моя семья так важна, что Ты меня так возвысил?
19 Кроме того, Ты позволяешь мне узнать, что произойдёт с моей семьёй в будущем. Разве Ты всегда так говоришь с людьми?
20 Что ещё я могу Тебе сказать? Ты знаешь слугу Твоего, о Господи, Боже мой.
21 Согласно Своей воле и Своему обещанию Ты совершаешь эти великие дела для своего слуги. И Ты открыл мне всё, что собираешься сделать.
22 Господи, Боже, Ты — велик, и нет никого, подобного Тебе. Нет Бога, кроме Тебя! Мы слышали о Твоих делах своими собственными ушами.
23 Есть ли где другой народ, подобный Израилю? Нет! Израиль — единственный народ на земле, которого Бог спас, чтобы сделать его Своим народом и прославить имя Своё! Ты совершал великие и прекрасные дела для Твоего народа. Ты изгнал народы и их богов из земель, которые ты отдал Своему народу, спасённому Тобой от египтян.
24 Ты сделал народ Израиля Своим собственным народом навеки, и Ты, Господи, стал их Богом.
25 А сейчас, Господи Боже, исполни Своё обещание для меня, твоего слуги, и моей семьи. Сделай мою семью царской семьёй на веки вечные!
26 Пусть возвеличится имя Твоё во веки веков! Тогда люди будут говорить: „Господь, Бог Всемогущий, правит над Израилем!” Позволь семье твоего слуги Давида по-прежнему усердно служить Тебе!
27 Господь Всемогущий, Бог Израиля, Ты сказал мне, слуге Твоему: „Я сделаю твою семью великой”. И поэтому я, Твой слуга, решился молиться Тебе такой молитвой.
28 О, Господи, мой Бог, Ты — Бог! Твои слова заслуживают доверия, и Ты Сам обещал эти блага мне, Твоему слуге.
29 И сейчас, благослови семью, чтобы мы всегда могли служить Тебе. Ты сам, о Господи, Бог мой, обещал это, и Твоим благословением моя семья будет благословлена навеки».

Новой Женевской Библии

7:1 Господь успокоил его от всех окрестных врагов его. См. ком. к ст. 6 и 9; также см. ст. 11; Втор 12:10; Втор 25:19; Нав 23:1.

7:2 пророку Нафану. Это первое в ВЗ упоминание о Нафане. В дальнейшем этот пророк будет играть видную роль в событиях, которым посвящены гл. 12 настоящей книги и 3Цар, гл. 1. Он фигурирует также в 1Пар 29:29; 2Пар 9:29; 2Пар 29:25.

а ковчег Божий находится под шатром. Очевидно, что Давид считает свой дворец своего рода символом новоустановленного царского правления (5:11−12), и потому полагает, что и правление Божие должно символизироваться постоянным помещением для ковчега.

7:3 иди, делай. Одобрив сначала намерение Давида построить храм, Нафан, по повелению Господа, станет затем отговаривать царя от этого (ст. 4). Однако первоначальное одобрение замысла царя пророком нельзя связывать с желанием последнего угодить Давиду, ибо, как явствует, например, из 12:7−14, Нафан не был склонен к угождению.

7:4−17 В этих стихах говорится об обетовании Господа Давиду. Это обетование вечного царствования дома Давидова явилось апофеозом всего ВЗ. Завет благословения с Авраамом и избранным семенем его (Быт 17:16) конкретизировался благословением Давида и его потомков (ст. 5:9, 10:12), которые в будущем станут основой мессианских чаяний — краеугольного камня веры Израиля как до, так и после вавилонского пленения (Ис 11:1; Иер 23:5−6; Зах 3:8; Зах 6:12). Полное же свое исполнение эти чаяния обрели с пришествием Господа Иисуса Христа (Ис 9:1−7; Лк 1:32, 33, 69, 70; Деян 2:30−31; Деян 13:22−23; Рим 1:1−4; 2Тим 2:8; Откр 22:16).

7:5 рабу Моему Давиду. См. 3:18; Пс 88:4. Называя Давида «рабом Своим» (или, точнее, «слугой своим»), Господь тем самым ставит его в один ряд с Авраамом (Быт 26:24), Моисеем (Чис 12:7−8; Втор 34:5), Халевом (Чис 14:24) и Иисусом Навином (Нав 24:29).

7:6 Я не жил в доме. Бог сопутствовал избранному Им народу во всех его скитаниях (ст. 6:7) и не желал, чтобы дом имени Его (ст. 13) был построен прежде, чем Он «устроит место» Своему народу (ст. 10) и даст ему возможность пользоваться плодами мира (ст. 11). Подразумеваемые Богом мир и покой явно должны были стать более надежными и глубокими, чем те, что Израиль обрел с воцарением Давида в Иерусалиме (ст. 1).

7:9 был с тобою везде. См. ком. к 1Цар 16:18.

истребил всех врагов твоих. Ср. ст. 1 и 11. Эти слова следует понимать не в том смысле, что благодаря Божественной помощи у Давида вообще не осталось врагов, а, скорее, как утверждение того, что во всех предшествовавших столкновениях с врагами Бог отдавал победу Давиду.

сделал имя твое великим. Точнее: «сделаю имя твое великим». По-древнееврейски, в отличие от предыдущих фраз, эта стоит в будущем времени. Тем самым передается мысль о том, что, сколь бы ни были велики деяния Давида, Господь уготовил ему свершить в будущем нечто еще более великое. Этот обет Господа Давиду заставляет вспомнить о Его обещании «возвеличить имя» патриарха Авраама (Быт 12:2). Ср. 8:13, где о Давиде сказано, что он «сделал... себе имя».

7:11 Я успокою тебя от всех врагов твоих. См. ком. к ст. 1:6, 9.

Он устроит тебе дом. В ответ на отклоненное предложение Давида построить «дом» для Него (т.е. храм) Господь всемилостиво объявляет, что Он Сам «устроит дом» (т.е. царскую династию) для Давида.

7:12 семя твое. Имеется в виду Соломон (ср. ст. 13).

которое произойдет из чресл твоих. Эти слова являются дословным повторением слов, обращенных Богом к Аврааму (Быт 15:4).

7:13 дом. Т.е. храм (ср. ст. 5−7).

имени Моему. Именно «ради великого имени Своего» Господь не отверг Свой народ после того, как Израиль обратился к Самуилу с нечестивой просьбой поставить над ним царя (1Цар 12:22). Теперь Он объявляет Давиду, что его сын, который унаследует израильский престол, «построит дом имени» Божиему. Об имени Божием см. Исх 34:5−7, а также ком. к 1Цар 17:45.

7:14 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном. Смысл этого обещания, определяющего особый характер взаимоотношений Бога с царями из рода Давидова (Пс 2:7; 88:19−38), в полной мере раскрылся во Христе (см., напр., Мф 1:11; Деян 13:33; Евр 1:5).

Я накажу его. Подобно отцу, Господь будет наказывать Своего царственного сына в случае провинности, но никогда не лишит его Своей любви, которую Он обещал по завету. Хотя наказание может оказаться и очень суровым, вплоть до лишения земель и даже храма (3Цар 9, 6−9), оно не упразднит обетования о вечном утверждении престола Давидова. Это обетование с течением времени стало пониматься в аспекте царствования грядущего Мессии (Ис 9:7; 11:1−5; Иер 33:14−26; Мих 5:1−5).

7:18 И пошел царь Давид, и предстал пред лицем Господа. По всей видимости, Давид пошел в скинию (6:17), и встал там перед ковчегом. Как об этом говорится, например, в 6:16−17; Исх 25:22; 30:6; Втор 10:8; Нав 6:8; 1Цар 6:20, ковчег воплощал собой присутствие Божие среди Израиля.

кто я... что Ты меня так возвеличил. Решив почтить Бога строительством для Него храма, Давид был потрясен милостивостью Его объявления о том, что не Давид будет строить храм, а Он, Господь, утвердит дом Давидов на вечное царствование над Израилем. Смирение, звучащее в этих словах Давида, проявлялось прежде в неоднократном признании того, что только благодаря помощи Господа (см. ком. к 1Цар 16:18) он достиг высот могущества.

7:19 Это уже по-человечески. Соответствующая древнееврейская фраза весьма лаконична и потому несколько неоднозначна. Буквально ее можно перевести как «и это закон человека». В NIV она понимается как вопрос и переводится следующим образом: «Всегда ли так Ты поступаешь с людьми?» Возможен и третий вариант прочтения этой фразы: «и это да будет закон человечества». В 1Пар 17:17 соответствующее место обращения Давида к Господу звучит совсем иначе: «и взираешь на меня, как на человека великого» (точнее: «... как если бы я был наиболее превознесенным из людей»).

7:22−24 Осознание того, что он сам и его потомки имеют особое положение в мире (ст. 18, 21), заставляет Давида задуматься о величии Бога. Он — единственный истинный Бог, и Его несказанная милость выразилась не только в избрании Давида, но и в избрании Израиля в качестве того народа, через который будет прославлено великое имя Божие (Исх 15:11−13; Втор 7:6−8).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.