3 Царств 20 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Венадад, сирийский царь, собрал всё своё войско. С ним было тридцать два царя со своими конницами и колесницами. Они напали на Самарию и воевали против неё.
2 Царь отправил послов в город к Ахаву, израильскому царю,
3 сказать:
«Так говорит Венадад: „Твоё серебро и золото, а также твои лучшие жёны и дети принадлежат мне”».
4 Тогда царь Израиля ответил:
«О, господин мой царь, я согласен, что я и всё, что у меня есть, принадлежит тебе».
5 Затем послы снова вернулись к Ахаву и сказали:
«Так говорит Венадад: „Я говорил тебе раньше, что всё твоё серебро и золото, а также твои лучшие жёны и дети принадлежат мне. Отдай мне их!
6 Завтра к этому времени я пошлю к тебе своих слуг, чтобы они осмотрели твой дом и дом твоих слуг. Ты должен отдать им все свои драгоценности, и они принесут их ко мне”».
7 Тогда израильский царь созвал всех старейшин страны и сказал им:
«Смотрите, Венадад ищет беды. Сначала он сказал, что все мои жёны и дети, моё серебро и золото принадлежат ему. Я не стал возражать этому. Но теперь он хочет забрать всё в своё владение».
8 Однако старейшины и все люди сказали ему:
«Не слушай его и не соглашайся».
9 И сказал он послам Венадада:
«Скажите господину своему царю, что я сделаю всё, о чём он говорил мне в первый раз, но я не могу подчиниться второму требованию».
Послы принесли ответ царю Венададу,
10 который послал их обратно сказать:
«Я полностью уничтожу Самарию. Я обещаю, что ничего не останется от города! Не останется даже по горсти самарийского праха для каждого из моих людей. Пусть боги уничтожат меня, если я не сделаю этого!»
11 Тогда израильский царь ответил:
«Скажите Венададу: „Пусть хвалится не тот, кто надевает доспехи, а тот, кто останется в живых после битвы, чтобы их снять”».
12 Царь Венадад услышал это послание, когда пил в своём шатре с другими царями. Он приказал своим людям подготовиться к атаке, и все воины приготовились к осаде города.
13 В это время один пророк подошёл к Ахаву, израильскому царю, и сказал:
«Так говорит тебе Господь: „Ты видишь это огромное полчище? Сегодня я позволю тебе разбить это войско. Тогда ты узнаешь, что Я — Господь”».
14 Ахав спросил:
«С чьей помощью ты разобьёшь их?»
Пророк ответил:
«Господь говорит: „С помощью молодых слуг областных правителей”».
Тогда царь спросил:
«Кто будет командовать армией?»
Пророк ответил:
«Ты».
15 Ахав собрал молодых слуг областных правителей; всего их было двести тридцать два. Затем он собрал всё израильское войско; всего в нём было семь тысяч человек.
16 Ахав начал наступление в полдень, в то время как царь Венадад вместе с тридцатью двумя царями, помогавшими ему, напились допьяна в своих шатрах.
17 Молодые слуги правителей областей выступили первыми. Люди царя Венадада донесли ему, что воины вышли из Самарии.
18 И он сказал:
«Может быть, они вышли воевать, а может быть, вышли просить мира. Схватите их живыми».
19 Молодые слуги областных правителей первыми пошли в атаку. И всё израильское войско следовало за ними.
20 Каждый израильтянин убивал своего противника. Сирийцы побежали, а израильтяне погнались за ними, но Венадад, сирийский царь, спасся на коне в сопровождении нескольких кавалеристов.
21 Царь Израиля повёл войско, захватил коней и колесницы и нанёс великое поражение сирийскому войску.
22 Тогда к израильскому царю подошёл пророк и сказал:
«Следующей весной сирийский царь Венадад снова пойдёт против тебя. Ты должен сейчас пойти и укрепить своё войско и составить план действий».
23 Слуги царя Венадада сказали ему:
«Боги Израиля являются богами гор. Мы сражались с ними в горной местности, и поэтому они одолели нас. Давай сразимся с ними на равнине, тогда мы победим.
24 Ты должен сделать вот что: не разрешай тридцати двум царям командовать армией. Пусть начальники ведут свои войска.
25 Собери сейчас такое же войско, как было разбито, и коней и колесниц столько же, сколько было. Мы сразимся с израильтянами на равнине, и тогда мы победим».
Венадад послушался их и сделал так, как они посоветовали.
26 Следующей весной Венадад собрал сирийцев, и они пошли к Афеку, чтобы сразиться с Израилем.
27 Израильтяне тоже подготовились к войне. Взяв продовольствие, они вышли Араму навстречу. Они разбили свой стан напротив лагеря сирийцев, и в сравнении с теми выглядели как два небольших стада овец, в то время как армия Арама заполонила всю округу.
28 Божий человек подошёл к израильскому царю и сказал:
«Господь говорит: „Сирийцы сказали, что Я, Господь, являюсь Богом гор, а не Богом долин. Я позволю тебе сегодня разбить это огромное полчище. Тогда ты будешь знать, что Я — Господь, находящийся повсюду!”»
29 Войска стояли друг против друга семь дней, и на седьмой день началась битва. Израильтяне убили сто тысяч сирийцев в один день.
30 Остальные спаслись в Афеке, но обвалившаяся там городская стена погубила двадцать семь тысяч солдат. Венадад тоже убежал в город и спрятался в одной из внутренних комнат.
31 Слуги сказали ему:
«Мы слышали, что израильские цари милостивы. Позволь нам пойти к израильскому царю в мешковине и с верёвками на голове. Может быть, он пощадит твою жизнь».
32 Они оделись в мешковину, повязали верёвки на головы и пошли к израильскому царю. Они сказали:
«Твой слуга Венадад говорит: „Пощади мою жизнь”».
Тогда Ахав сказал:
«Разве он ещё жив? Он мой брат».
33 Люди Венадада приняли это за знак того, что Ахав не убьёт царя Венадада, так как он назвал Венадада братом. Поэтому они без промедления подтвердили:
«Да! Венадад — твой брат».
Ахав приказал:
«Приведите его ко мне».
Когда Венадад пришёл к нему, Ахав посадил его с собой в колесницу.
34 Венадад сказал ему:
«Ахав, я отдам тебе города, которые мой отец отобрал у твоего отца. И ты можешь построить свои торговые площади в Дамаске, как мой отец сделал в Самарии».
Ахав ответил:
«Если ты согласен на это, то я отпущу тебя».
Два царя заключили мирное соглашение, а затем Ахав отпустил Венадада.
35 По велению Господа один пророк сказал другому пророку:
«Бей меня!» Но тот отказался.
36 Тогда первый пророк сказал:
«За то, что ты не подчинился приказу Господа, как только ты уйдёшь от меня, тебя убьёт лев».
И после того как человек ушёл оттуда, его встретил лев и убил.
37 Первый пророк нашёл другого человека и сказал ему:
«Бей меня!» Тогда этот человек ударил его и покалечил.
38 Затем пророк закрыл своё лицо покрывалом, чтобы никто не мог видеть, кто он, пошёл и встал у дороги, ожидая царя.
39 Когда царь проезжал мимо, пророк сказал ему:
«Я ходил на сражение. Один из наших людей привёл ко мне воина, взятого в плен, и сказал: „Охраняй этого человека. Если он убежит, тебе придётся отдать свою жизнь вместо него или заплатить штраф в талант серебра”.
40 Но я занялся другими делами, и тот человек убежал».
И сказал царь Израиля:
«Ты сам сказал, что виноват, позволив воину убежать. Поэтому ты знаешь ответ: ты должен сделать то, что тебе сказали».
41 Тогда пророк быстро снял покрывало с головы. Израильский царь увидел, что этот человек был одним из пророков.
42 Пророк сказал царю:
«Так говорит Господь: „Ты отпустил человека, который должен был умереть. Поэтому ты займёшь его место, ты умрёшь вместо него. И твои люди займут место его людей, твои люди умрут вместо врагов!”»
43 И израильский царь отправился домой в Самарию встревоженный и огорчённый.

Новой Женевской Библии

20:1 Венадад, царь Сирийский. По-видимому, имеется в виду царь Венадад II, внук Венадада I (15:18−20).

20:4 господин мой царь. Ахав обращается к Венададу как низший к высшему.

я и все мое — твое. Т.е. фактически Ахав безоговорочно сдается на милость Венадада.

20:10 пусть то и то сделают мне боги. Венадад призывает богов жестоко покарать его, если его воины не сравняют Самарию с землей (см. ком. к 1:17).

20:11 пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. Ахав отвечает Венададу пословицей, суть которой в том, что нельзя праздновать победу, не окончив сражения.

20:13 Я сегодня предам его в руку твою. Подобные слова Господь часто обращал к Своему народу перед войнами, в которых Он желал дать ему победу над врагом (Нав 6:1, 15; Нав 8:1, 18; Суд 7:2; Суд 18:10; 2Пар 13:16; 2Пар 16:8; 2Пар 18:5, 11, 14). Дарование Господом военной победы Израилю в Библии описано неоднократно (Исх 15:1−21; Суд 5:1−31; Авв 3:3−19; Откр 18:1−24). В данной ситуации эти переданные через пророка слова указывают на то, что победа над сирийцами была не заслугой Ахава, а Божиим даром.

20:15 Ахав счел слуг областных начальников. Оказавшись в затруднительном положении, Ахав в точности следует указаниям пророка.

семь тысяч. См. ком. к 19:18.

20:23 Бог их есть Бог гор. И Самария, и Иерусалим располагались в центральной гористой области страны. В соответствии же с ближневосточными политеистическими верованиями каждое божество имело свою четко ограниченную сферу полномочий. Исходя из этого, советники Венадада считали, что существует неразрывная связь между Богом, властвующим над израильтянами, и территорией, на которой они жили.

сразимся с ними на равнине. Веря, что исход любой битвы зависит не только от воинов, но и от помогающих каждой стороне богов, сирийцы хотели сражаться в том месте, где, по их мнению, Бог израильтян не сможет им помочь.

20:26 к Афеку. Афек располагался приблизительно в пяти километрах к востоку от Галилейского моря.

20:30 упала стена на остальных двадцать семь тысяч. Это довершило и без того сокрушительный разгром сирийского войска.

20:31 цари дома Израилева цари милостивые. Многие ближневосточные народы, в частности сирийцы, проявляли в отношении побежденных исключительную жестокость.

20:32 раб твой Венадад говорит. Прежде Ахав обращался к Венададу как низший к высшему (ст. 4 и ком.); теперь положение дел в корне переменилось.

он брат мой. Неожиданно для всех Ахав признает Венадада равным себе, имея в виду, вероятно, старый союзнический договор между Израилем и Сирией (9:13). Вожди сирийцев немедленно стремятся воспользоваться этим (ст. 33).

20:34 площади ты можешь иметь для себя в Дамаске. Венадад имеет в виду, что он гарантирует Ахаву право торговли в своей столице, что сулило подъем благосостояния Израиля и израильских купцов.

заключив с ним договор. Взаимные устные обещания царей были в итоге зафиксированы в форме союзнического договора.

20:35 из сынов пророческих. Слово «сын» в данном контексте не следует воспринимать в его основном значении, поскольку здесь оно использовано в переносном смысле и обозначает членов объединения или группы пророков (4Цар 2:3, 5, 7, 15; 4Цар 4:1, 38; 4Цар 6:1; 4Цар 9:1). Илия и Елисей, по всей видимости, являлись духовными лидерами таких пророческих сообществ.

20:36 за то, что ты не слушаешь гласа Господня. Этот эпизод следует понимать в связи с предшествующим ему описанием войны израильтян с Сирией. Пощадив Венадада и заключив с ним союз, Ахав нарушил волю Божию. Своеобразная драматическая притча пророка предрекает участь царя, который не слушает, что «говорит Господь» (ст. 28; Втор 20).

лев... убил его. Через старца-пророка из Вефиля такое же наказание за непослушание слову Господа было предсказано человеку Божиему из Иудеи (13:20−25).

20:39 должен будешь отвесить талант серебра. Талант серебра — сумма немыслимая для простого воина, и следовательно, тот отвечал за выполнение приказа своей жизнью.

20:40 таков тебе и приговор. Ахав выносит суровый приговор и таким образом определяет наказание самому себе (ст. 42; 2Цар 12:7).

20:42 ты выпустил из рук своих человека, заклятого Мною. См. Лев 27:28; Втор 7:2; Втор 20:16; Нав 6:17; Нав 7:1, 20−26. Войны народа Божиего всегда были войнами Господа, в которых Он лишь использовал царей и войско Израиля в качестве исполнителей Своей воли. Участвуя в этих священных войнах, Израиль должен был в точности соблюдать все предписания, данные ему Господом. На всем протяжении войны с сирийцами Ахав в общем следовал Божией воле, однако, одержав победу, он грубо нарушил одно из предписаний — то, в соответствии с которым Израилю строжайше воспрещалось вступать в союз с иноземными державами (Втор 7:1−6; Втор 20:16−18).

душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа. Каждый человек лично отвечает за свои поступки перед Богом, но, в то же время, поведение одного человека неизбежно сказывается на судьбе многих людей.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.