«Так говорит Венадад: „Твоё серебро и золото, а также твои лучшие жёны и дети принадлежат мне”».
«О, господин мой царь, я согласен, что я и всё, что у меня есть, принадлежит тебе».
«Так говорит Венадад: „Я говорил тебе раньше, что всё твоё серебро и золото, а также твои лучшие жёны и дети принадлежат мне. Отдай мне их!
«Смотрите, Венадад ищет беды. Сначала он сказал, что все мои жёны и дети, моё серебро и золото принадлежат ему. Я не стал возражать этому. Но теперь он хочет забрать всё в своё владение».
«Не слушай его и не соглашайся».
«Скажите господину своему царю, что я сделаю всё, о чём он говорил мне в первый раз, но я не могу подчиниться второму требованию».
Послы принесли ответ царю Венададу,
«Я полностью уничтожу Самарию. Я обещаю, что ничего не останется от города! Не останется даже по горсти самарийского праха для каждого из моих людей. Пусть боги уничтожат меня, если я не сделаю этого!»
«Скажите Венададу: „Пусть хвалится не тот, кто надевает доспехи, а тот, кто останется в живых после битвы, чтобы их снять”».
«Так говорит тебе Господь: „Ты видишь это огромное полчище? Сегодня я позволю тебе разбить это войско. Тогда ты узнаешь, что Я — Господь”».
«С чьей помощью ты разобьёшь их?»
Пророк ответил:
«Господь говорит: „С помощью молодых слуг областных правителей”».
Тогда царь спросил:
«Кто будет командовать армией?»
Пророк ответил:
«Ты».
«Может быть, они вышли воевать, а может быть, вышли просить мира. Схватите их живыми».
«Следующей весной сирийский царь Венадад снова пойдёт против тебя. Ты должен сейчас пойти и укрепить своё войско и составить план действий».
«Боги Израиля являются богами гор. Мы сражались с ними в горной местности, и поэтому они одолели нас. Давай сразимся с ними на равнине, тогда мы победим.
Венадад послушался их и сделал так, как они посоветовали.
«Господь говорит: „Сирийцы сказали, что Я, Господь, являюсь Богом гор, а не Богом долин. Я позволю тебе сегодня разбить это огромное полчище. Тогда ты будешь знать, что Я — Господь, находящийся повсюду!”»
«Мы слышали, что израильские цари милостивы. Позволь нам пойти к израильскому царю в мешковине и с верёвками на голове. Может быть, он пощадит твою жизнь».
«Твой слуга Венадад говорит: „Пощади мою жизнь”».
Тогда Ахав сказал:
«Разве он ещё жив? Он мой брат».
«Да! Венадад — твой брат».
Ахав приказал:
«Приведите его ко мне».
Когда Венадад пришёл к нему, Ахав посадил его с собой в колесницу.
«Ахав, я отдам тебе города, которые мой отец отобрал у твоего отца. И ты можешь построить свои торговые площади в Дамаске, как мой отец сделал в Самарии».
Ахав ответил:
«Если ты согласен на это, то я отпущу тебя».
Два царя заключили мирное соглашение, а затем Ахав отпустил Венадада.
«Бей меня!» Но тот отказался.
«За то, что ты не подчинился приказу Господа, как только ты уйдёшь от меня, тебя убьёт лев».
И после того как человек ушёл оттуда, его встретил лев и убил.
«Бей меня!» Тогда этот человек ударил его и покалечил.
«Я ходил на сражение. Один из наших людей привёл ко мне воина, взятого в плен, и сказал: „Охраняй этого человека. Если он убежит, тебе придётся отдать свою жизнь вместо него или заплатить штраф в талант серебра”.
И сказал царь Израиля:
«Ты сам сказал, что виноват, позволив воину убежать. Поэтому ты знаешь ответ: ты должен сделать то, что тебе сказали».
«Так говорит Господь: „Ты отпустил человека, который должен был умереть. Поэтому ты займёшь его место, ты умрёшь вместо него. И твои люди займут место его людей, твои люди умрут вместо врагов!”»
20:1 Венадад, царь Сирийский. По-видимому, имеется в виду царь Венадад II, внук Венадада I (15:18−20).
20:4 господин мой царь. Ахав обращается к Венададу как низший к высшему.
я и все мое — твое. Т.е. фактически Ахав безоговорочно сдается на милость Венадада.
20:10 пусть то и то сделают мне боги. Венадад призывает богов жестоко покарать его, если его воины не сравняют Самарию с землей (см. ком. к 1:17).
20:11 пусть не хвалится подпоясывающийся, как распоясывающийся. Ахав отвечает Венададу пословицей, суть которой в том, что нельзя праздновать победу, не окончив сражения.
20:13 Я сегодня предам его в руку твою. Подобные слова Господь часто обращал к Своему народу перед войнами, в которых Он желал дать ему победу над врагом (Нав 6:1, 15; Нав 8:1, 18; Суд 7:2; Суд 18:10; 2Пар 13:16; 2Пар 16:8; 2Пар 18:5, 11, 14). Дарование Господом военной победы Израилю в Библии описано неоднократно (Исх 15:1−21; Суд 5:1−31; Авв 3:3−19; Откр 18:1−24). В данной ситуации эти переданные через пророка слова указывают на то, что победа над сирийцами была не заслугой Ахава, а Божиим даром.
20:15 Ахав счел слуг областных начальников. Оказавшись в затруднительном положении, Ахав в точности следует указаниям пророка.
семь тысяч. См. ком. к 19:18.
20:23 Бог их есть Бог гор. И Самария, и Иерусалим располагались в центральной гористой области страны. В соответствии же с ближневосточными политеистическими верованиями каждое божество имело свою четко ограниченную сферу полномочий. Исходя из этого, советники Венадада считали, что существует неразрывная связь между Богом, властвующим над израильтянами, и территорией, на которой они жили.
сразимся с ними на равнине. Веря, что исход любой битвы зависит не только от воинов, но и от помогающих каждой стороне богов, сирийцы хотели сражаться в том месте, где, по их мнению, Бог израильтян не сможет им помочь.
20:26 к Афеку. Афек располагался приблизительно в пяти километрах к востоку от Галилейского моря.
20:30 упала стена на остальных двадцать семь тысяч. Это довершило и без того сокрушительный разгром сирийского войска.
20:31 цари дома Израилева цари милостивые. Многие ближневосточные народы, в частности сирийцы, проявляли в отношении побежденных исключительную жестокость.
20:32 раб твой Венадад говорит. Прежде Ахав обращался к Венададу как низший к высшему (ст. 4 и ком.); теперь положение дел в корне переменилось.
он брат мой. Неожиданно для всех Ахав признает Венадада равным себе, имея в виду, вероятно, старый союзнический договор между Израилем и Сирией (9:13). Вожди сирийцев немедленно стремятся воспользоваться этим (ст. 33).
20:34 площади ты можешь иметь для себя в Дамаске. Венадад имеет в виду, что он гарантирует Ахаву право торговли в своей столице, что сулило подъем благосостояния Израиля и израильских купцов.
заключив с ним договор. Взаимные устные обещания царей были в итоге зафиксированы в форме союзнического договора.
20:35 из сынов пророческих. Слово «сын» в данном контексте не следует воспринимать в его основном значении, поскольку здесь оно использовано в переносном смысле и обозначает членов объединения или группы пророков (4Цар 2:3, 5, 7, 15; 4Цар 4:1, 38; 4Цар 6:1; 4Цар 9:1). Илия и Елисей, по всей видимости, являлись духовными лидерами таких пророческих сообществ.
20:36 за то, что ты не слушаешь гласа Господня. Этот эпизод следует понимать в связи с предшествующим ему описанием войны израильтян с Сирией. Пощадив Венадада и заключив с ним союз, Ахав нарушил волю Божию. Своеобразная драматическая притча пророка предрекает участь царя, который не слушает, что «говорит Господь» (ст. 28; Втор 20).
лев... убил его. Через старца-пророка из Вефиля такое же наказание за непослушание слову Господа было предсказано человеку Божиему из Иудеи (13:20−25).
20:39 должен будешь отвесить талант серебра. Талант серебра — сумма немыслимая для простого воина, и следовательно, тот отвечал за выполнение приказа своей жизнью.
20:40 таков тебе и приговор. Ахав выносит суровый приговор и таким образом определяет наказание самому себе (ст. 42; 2Цар 12:7).
20:42 ты выпустил из рук своих человека, заклятого Мною. См. Лев 27:28; Втор 7:2; Втор 20:16; Нав 6:17; Нав 7:1, 20−26. Войны народа Божиего всегда были войнами Господа, в которых Он лишь использовал царей и войско Израиля в качестве исполнителей Своей воли. Участвуя в этих священных войнах, Израиль должен был в точности соблюдать все предписания, данные ему Господом. На всем протяжении войны с сирийцами Ахав в общем следовал Божией воле, однако, одержав победу, он грубо нарушил одно из предписаний — то, в соответствии с которым Израилю строжайше воспрещалось вступать в союз с иноземными державами (Втор 7:1−6; Втор 20:16−18).
душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа. Каждый человек лично отвечает за свои поступки перед Богом, но, в то же время, поведение одного человека неизбежно сказывается на судьбе многих людей.