3 Царств 22 глава

Третья книга Царств
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 В течение следующих трёх лет между Израилем и Сирией был мир.
2 Но на третий год Иосафат, иудейский царь, отправился навестить израильского царя.
3 Тогда израильский царь сказал своим слугам:
«Помните ли вы, что сирийский царь забрал у нас Рамоф Галаадский? Почему мы ничего не делаем, чтобы вернуть его? Он принадлежит нам».
4 И спросил Ахав царя Иосафата:
«Пойдёшь ли ты со мной на войну против сирийского войска в Рамофе Галаадском?»
Иосафат ответил:
«Да, я пойду с тобой. Я и ты — мы будем как один, и мои воины будут в твоём распоряжении».
5 Но Иосафат сказал израильскому царю:
«Только сначала спроси совета у Господа».
6 Тогда израильский царь собрал пророков (а их было около четырёхсот человек) и спросил их:
«Идти ли мне войной на Рамоф Галаадский или нет?»
Пророки ответили:
«Иди, Господь позволит тебе победить».
7 Услышав эти слова, Иосафат сказал:
«Нет ли здесь другого пророка Господа? Если есть, то мы должны спросить и у него, что говорит Господь».
8 Тогда израильский царь ответил Иосафату:
«Здесь есть ещё один пророк, через которого мы можем спросить у Господа, его зовут Михей, сын Иемвлая. Но я ненавижу его, так как он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, а только плохое».
Иосафат сказал:
«Царь, ты не должен так говорить».
9 Затем израильский царь позвал одного из слуг и приказал ему:
«Приведи немедленно Михея, сына Иемвлая!»
10 Ахав, израильский царь, и Иосафат, иудейский царь, одетые в царские одежды, сидели на своих тронах на площади суда у ворот Самарии, а все пророки стояли перед ними и пророчествовали.
11 Один из пророков по имени Седекия, сын Хенааны, сделал железные рога. Он сказал:
«Так говорит Господь: „Этими рогами ты сразишься с сирийцами. Ты поразишь и уничтожишь их”».
12 Все остальные пророки пророчествовали то же самое. Они говорили:
«Иди и атакуй Рамоф Галаадский. Ты выиграешь это сражение! Господь позволит тебе победить!»
13 Слуга, которого послали найти Михея, нашёл его и сказал ему:
«Все пророки единогласно предвещают царю успех. Ты должен согласиться с ними и сказать то же самое».
14 Но Михей ответил:
«Так же верно, как то, что Господь жив, я скажу лишь то, что говорит мне Господь».
15 Когда Михей пришёл к Ахаву, царь спросил его:
«Идти ли мне с царём Иосафатом войной на Рамоф Галаадский или нет?»
Михей ответил:
«Да! Иди и сразись. Господь позволит тебе победить».
16 Но Ахав сказал ему:
«Ты говоришь от своего имени. Сколько раз я должен приказывать тебе, чтобы ты говорил только правду? Скажи мне, что говорит Господь!»
17 Михей ответил:
«Я вижу всех израильтян, рассеянных по горам как овцы без пастуха. И сказал Господь: „У этих людей нет командира. Пусть каждый возвращается домой с миром”».
18 Тогда Ахав сказал Иосафату:
«Видишь! Я говорил тебе! Этот человек никогда не пророчествует доброго обо мне, только дурное».
19 Но Михей продолжал:
«Послушай, что говорит Господь. Я видел Господа, сидящего на престоле, и все Его Ангелы стояли возле Него, по правую и по левую руку.
20 Тогда Господь сказал: „Кто из вас может склонить Ахава пойти войной на Рамоф Галаадский, чтобы там ему погибнуть?” Ангелы спорили о том, как поступить.
21 Тогда один из духов вышел вперёд, стал перед Господом и сказал: „Я обману его!” Господь спросил: „Как ты заставишь его это сделать?”
22 Дух ответил: „Я выйду и буду лживым духом в устах всех его пророков. Всё, что скажут пророки, будет ложью”. Господь сказал: „Хорошо! Иди и обмани Ахава!”»
23 Закончив свой рассказ, Михей сказал:
«Всё именно так и произошло. Господь сделал так, чтобы пророки предрекли тебе ложь. Сам Господь предназначил тебе это великое несчастье».
24 Тогда пророк Седекия, сын Хенааны, подошёл к Михею, ударил его по лицу и сказал:
«Ты действительно веришь, что Дух Господа вышел из меня и сейчас говорит через тебя?»
25 Михей ответил:
«Я говорю правду! Ты сам убедишься в этом, когда будешь прятаться в потаённой комнате!»
26 Тогда израильский царь приказал:
«Возьмите Михея и отведите его к градоначальнику Амону и к Иоасу, сыну царя.
27 Скажите им, что царь говорит так: „Посадите Михея в темницу и не давайте ему ничего, кроме хлеба и воды. Держите его там, пока я не вернусь домой после битвы”».
28 Тогда Михей обратился ко всему народу:
«Люди, послушайте, что я скажу! Если ты, Ахав, вернёшься с битвы домой живым, значит Господь не говорил через меня!»
29 Тогда Ахав, израильский царь, и Иосафат, иудейский царь, вышли на битву с сирийским войском к Рамофу Галаадскому.
30 Царь Ахав сказал Иосафату:
«Я переоденусь в одежду, в которой я буду похож на обычного солдата, и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды».
Переодевшись, израильский царь вступил в сражение.
31 У сирийского царя было тридцать два начальника колесниц, и он приказал им:
«Не сражайтесь ни с кем, кроме израильского царя».
32 Во время битвы начальники колесниц увидели Иосафата и, думая, что это израильский царь, повернули, чтобы убить его. Но Иосафат закричал,
33 и начальники, увидев, что это не царь Израиля, перестали его преследовать.
34 Но один воин, ни в кого не целясь, выстрелил из лука в воздух и стрелой ранил израильского царя сквозь прорезь доспехов. Тогда сказал царь своему вознице:
«Я ранен, развернись и вывези меня с поля битвы».
35 Войска продолжали сражаться, а царь Ахав стоял, опираясь на свою колесницу, и смотрел на сирийцев. Кровь из его раны лилась в колесницу, и к вечеру он умер.
36 На заходе солнца всему израильскому войску было приказано:
«Пусть каждый возвращается в свой город, в свою землю!»
37 Так умер царь Ахав. Его тело привезли в Самарию и там его похоронили.
38 Колесницу вымыли в Самарийском пруду, где обычно мылись блудницы; и псы лизали кровь царя Ахава. Всё случилось так, как и предрёк Господь.
39 Прочие дела Ахава, всё, что он делал, и дом из слоновой кости, который он построил, и все города, которые он строил, описаны в книге «Летописи израильских царей».
40 Когда Ахав умер, после него воцарился его сын Охозия.
41 На четвёртый год царствования Ахава, израильского царя, Иосафат, сын Асы, стал царём Иудеи.
42 Иосафату было тридцать пять лет, когда он стал царём, и царствовал он в Иерусалиме двадцать пять лет. Его мать звали Азувой, она была дочерью Салаиля.
43 Во всём Иосафат поступал так, как Аса, его отец, до него. Иосафат делал всё, что желал Господь, но он не уничтожил высот. И поэтому люди продолжали совершать жертвоприношения и сжигать благовонные курения на высотах.
44 Иосафат заключил мир с израильским царём.
45 Прочие дела Иосафата, то, как он воевал, и подвиги, которые он совершал, описаны в книге «Летописи иудейских царей».
46 Иосафат выгнал из страны всех мужчин и женщин, занимавшихся блудом в местах поклонения лжебогам, которые оставались с того времени, когда царём был его отец Аса.
47 В Едоме же в то время не было царя, там правил царский наместник.
48 Иосафат построил несколько грузовых кораблей, чтобы ходить в Офир за золотом, но они так никогда и не отправились в плавание, потому что разбились в их родном порту в Ецион-Гавере.
49 Тогда Охозия, сын Ахава, предложил Иосафату помощь, сказав:
«Пусть мои люди поплывут с твоими людьми», но Иосафат отказался.
50 Иосафат умер и был похоронен в городе Давида, своего предка, а вместо него воцарился Иехорам, его сын.
51 Охозия, сын Ахава, воцарился над Израилем в семнадцатый год царствования Иосафата в Иудее и царствовал в Самарии два года.
52 Он творил зло перед Господом, как делали его отец Ахав и мать Иезавель. Охозия ввёл народ Израиля в грех так же, как и Иеровоам, сын Навата.
53 Охозия поклонялся лжебогу Ваалу, вызывая гнев Господа, Бога Израиля, как и его отец.

Новой Женевской Библии

22:1 три года, и не было войны между Сириею и Израилем. Эти три года мира последовали за описанной в 20:1−34 двухлетней войной между Ахавом и Венададом. В этот период сирийским царем Венададом II, израильским царем Ахавом и десятью другими царями была создана коалиция, призванная объединенными силами остановить продвижение на запад ассирийцев под предводительством Салманасара III. В 853 г. до Р.Х. у города Каркар на реке Оронт разыгралось решающее сражение. Согласно ассирийским источникам, Ахав выставил на поле боя две тысячи колесниц и десять тысяч пеших воинов, т.е. гораздо больше, чем кто-либо другой из членов антиассирийской коалиции. Те же самые ассирийские источники утверждают, что победа в этом сражении досталась Салманасару. Утверждение это, однако, представляется в высшей степени сомнительным, поскольку, отступив от Каркара, ассирийцы в течение четырех лет не решались повторить экспансию. К исходу третьего года мира с Сирией Ахав изменяет союзу с Венададом, заключая договор с царем иудейским.

22:2 Иосафат, царь Иудейский. См. ст. 41−50; 4Цар 3:7−27.

22:3 Рамоф Галаадский. Город в сорока пяти километрах к востоку от Иордана, вблизи от реки Иармук. Рамоф Галаадский был захвачен израильтянами при завоевании ими Ханаана (4:13; Втор 4:43; Нав 20:8), и теперь Ахав решает, что настало время отбить его у овладевших им позднее сирийцев (ст. 4).

22:4 как ты, так и я. Используя выражения, характерные для дипломатического языка своего времени, Иосафат говорит о готовности совместно с Ахавом выступить против Сирии. При этом Иосафат оказывается как бы в подчинении у царя израильского, указывающего, что и как ему делать (ст. 30). Данный договор знаменовал собой решительный поворот во внешней политике не только Израиля, но и Иудеи, которая в правление Асы (15:7−23) стала союзницей Сирии в борьбе против северян. Свои дружественные отношения с Иудеей Ахав скрепил династическим браком — отдав дочь Гофолию за сына царя иудейского (4Цар 8:18, 26). Но поскольку Гофолия была ревностной поклонницей Ваала, этот брак в значительной степени способствовал насаждению в Иудее культа этого божества (4Цар 11:1−20).

22:5 спроси сегодня, что скажет Господь. См. 1Цар 23:1−4; 2Цар 2:1; 4Цар 3:11; 2Пар 20:3−17.

22:6 пророков, около четырехсот человек. Пророки, чьи речи и деяния записаны в Священном Писании, составляют лишь малую часть людей, которые считались пророками в ветхозаветные времена (18:19; 4Цар 3:13; Иер 28).

Они сказали: иди. Многие из израильских пророков были готовы идти против истины и высказывать то, что было угодно их покровителям, т.е. царям (Иер 28:1−4; Ам 7:10−13).

22:7 нет ли здесь еще пророка Господня. Иосафат совершенно справедливо опасается полагаться на слова своих пророков.

22:8 он не пророчествует о мне доброго. По словам Иеремии, к пророкам, чьи предсказания сулят народу только хорошее, следует относиться с осторожностью (Иер 28:8−9; Иер 29:8−9).

Михей, сын Иемвлая. Михей в переводе с древнееврейского означает «Кто подобен Иегове?». Этого пророка, упоминаемого только в данном месте, не следует путать с пророком Михеем, имя которого носит одна из книг Библии.

22:11 Седекия. Это был один из тех пророков, для которых важнее всего было угодить Ахаву (см. ком. к ст. 6).

железные рога. Железные рога, которыми Ахаву предстояло «избодеть Сириян», символически представляли силу Израиля, достаточную для победы над Сирией (Втор 33:17; Зах 1:18−21). В связи с символическими действами пророков см. также 11:30.

22:14 жив Господь. См. ком. к 1:17.

22:15 иди, будет успех. Михей саркастически обыгрывает слова говоривших перед ним пророков, и Ахав понимает это.

22:17 я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам. Взору Михея предстает разбитое и, за отсутствием вождя, неуправляемое израильское войско.

22:22 я выйду и сделаюсь духом лживым. Один из небесных духов вызывается внушить четыремстам пророкам речи, которые бы толкнули Ахава на смертельное для него военное предприятие и тем самым способствовали бы исполнению Божией воли (см. 1Цар 16:14−16; Иов 1:12; 2:6; Гал 1:6−9; Иер 14:14−16; Иер 23:16, 26; Иез 14:9).

22:25 будешь бегать из одной комнаты в другую. Когда станет известен исход битвы, Седекия, как произнесший ложное пророчество, вынужден будет скрываться от гнева приближенных Ахава.

22:30 я переоденусь. Переодевание Ахава свидетельствует о том, что он в конце концов поверил пророчеству Михея.

а ты надень твои царские одежды. Со свойственным ему цинизмом Ахав предлагает Иосафату надеть царские одежды в надежде, что царем, которому предстоит пасть в сражении (ст. 17), станет не он, а царь иудейский.

22:31 с одним царем Израильским. Гибель Ахава означала бы полную победу сирийцев, поскольку лишенное предводителя израильское войско уже не могло бы оказать сопротивление противнику. См. 22:17.

22:38 псы лизали кровь его. Таким образом, частично сбылось предсказание Илии (21:19; см. 4Цар 9:25−26).

блудницы. Возможно, имеются в виду женщины, занимавшиеся культовой проституцией при капище Ваала.

22:39 дом из слоновой кости, который он построил. При раскопках в Самарии были обнаружены фрагменты инкрустации из слоновой кости, возможно относящиеся к периоду царствования Ахава. Хотя столь дорогие украшения и свидетельствовали о благосостоянии правителя и его страны, пророк Амос осуждал их как излишество.

города, которые он строил. Данные археологических раскопок свидетельствуют о том, что в период, совпадающий с царствованием Ахава, города Самария и Мегиддон подверглись значительной перестройке.

в летописи царей Израильских. См. ком. к 11:41.

22:41 в четвертый год Ахава. Если Иосафат, как полагают некоторые исследователи, действительно в течение трех лет являлся соправителем своего отца Асы, это значит, что воцарился он в 869 г. до Р.Х.

22:42 двадцать пять лет царствовал. Т.е. с 872 по 848 г. до Р.Х.

22:43 делая угодное пред очами Господними. Иосафат — один из тех царей Иудеи, которые получают вполне положительную оценку автора Третьей и Четвертой книг Царств.

Только высоты не были отменены. См. ком. к 3:2.

22:44 Иосафат заключил мир с царем Израильским. На протяжении первого периода существования двух царств между ними шли практически непрерывные военные действия, договор же Иосафата с Ахавом ознаменовал начало периода мирных отношений между Иудеей и Израилем (4Цар 8:18, 26).

22:45 подвиги его. См. 4Цар 3:7−27; 2Пар 17:1; 20.

в летописи царей Иудейских. См. ком. к 11:41.

22:46 остатки блудников. См. ком. к 14:24.

22:47 был наместник царский. Идумея, по всей видимости, находилась в вассальной зависимости от Иудеи, и, таким образом, правитель этой области фактически являлся наместником царя иудейского (4Цар 8:20−22).

22:48 сделал корабли на море. Иосафат, как ранее Соломон, предпринял попытку начать собственную морскую торговлю, базой которой должен был служить Ецион-Гавер (9:26−28; 10:22; 2Пар 20:35−37).

Офир. См. ком. к 9:28.

22:49 Охозия, сын Ахава. См. 3Цар 22:514Цар 1:18.

пусть мои слуги пойдут с твоими слугами на кораблях. См. 2Пар 20:35−37.

22:51 в семнадцатый год Иосафата. Т.е. в 853 г. до Р.Х.

царствовал над Израилем два года. Т.е. в 853−852 гг. до Р.Х.

22:52 ходил путем отца своего и путем матери своей. Отцом Охозии был Ахав, а матерью — Иезавель (16:29−34).

путем Иеровоама. См. 12:30.

22:53 он служил Ваалу и поклонялся ему. Охозия исповедовал культ Ваала, насажденный в Израиле Ахавом и Иезавелью (см. ком. к 16:25, 31).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.