«Останься здесь, потому что Господь посылает меня в Вефиль».
Тогда Елисей сказал:
«Так же верно, как то, что Господь и ты живы, я не оставлю тебя!» И они вдвоём отправились в Вефиль.
«Знаешь ли ты, что сегодня Господь заберёт у тебя господина твоего?»
Елисей ответил:
«Да, знаю. Только не говорите об этом».
«Оставайся здесь, потому что Господь посылает меня в Иерихон».
Но Елисей сказал:
«Так же верно, как то, что Господь и ты живы, я не оставлю тебя!» И они вдвоём отправились в Иерихон.
«Знаешь ли ты, что сегодня Господь заберёт у тебя господина твоего?»
Елисей ответил:
«Да, знаю. Только не говорите об этом».
«Оставайся здесь, потому что Господь посылает меня к реке Иордан».
Елисей ответил:
«Так же верно, как то, что Господь и ты живы, я не оставлю тебя!» И они пошли вдвоём.
«Что ты хочешь, чтобы я сделал для тебя, прежде чем Бог заберёт меня от тебя?»
Елисей сказал:
«Я прошу двойной доли твоего духа».
«То, о чём ты просишь, исполнить очень сложно. Если ты увидишь, как я буду взят от тебя, то ты получишь это, но если не увидишь, то не сможешь получить то, о чём просишь».
«Отец мой! Отец мой! Колесница Израиля и Его наездники!» После этого Елисей больше никогда не видел Илию. Тогда он снял свои одежды и разорвал их надвое в знак своей печали.
«Где Господь, Бог Илии?»
Как только он ударил по воде, она расступилась вправо и влево, и Елисей перешёл реку.
«Дух Илии сейчас на Елисее!» Они вышли ему навстречу и, поклонившись ему до земли,
«У нас есть пятьдесят сильных мужчин. Позволь им пойти поискать твоего господина. Может быть, Дух Господа унёс его и опустил на одну из гор или в одну из долин».
Но Елисей ответил:
«Нет, не посылайте людей».
«Хорошо, пошлите людей».
Пророки послали пятьдесят человек на поиски Илии. Они искали три дня, но не нашли его.
«Я же говорил вам не ходить».
«Господин наш, видишь, наш город находится на хорошем месте. Но вода здесь плохая, и поэтому земля бесплодна».
«Принесите мне новую чашу и положите в неё соль».
И люди принесли ему всё, о чём он попросил.
«Так говорит Господь: „Я делаю эту воду чистой. Никогда опять не принесёт она смерти и не сделает землю бесплодной”».
«Уходи, лысый! Уходи, плешивый!»
2:1 Господь восхотел вознести Илию в вихре на небо. В Библии только два праведника, Илия и Енох (Быт 5:24), не умерли на земле, а были вознесены Господом на небеса.
Илия с Елисеем. См. ком. к 3Цар 17:1.
из Галгала. Город в долине реки Иордан, немного севернее Иерихона.
2:2 Вефиль. См. ком. к 3Цар 12:29.
2:8 ударил ею по воде. Илия так же, как до него Моисей и Иисус Навин, по воле Господа раздвигает воду, чтобы Божии избранники могли продолжить свой путь посуху (Исх 14:13−31; Нав 3:1−17).
2:9 дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. В Израиле лишь старший сын получал двойную долю в наследстве (Быт 25:31; Втор 21:17; Лк 15:12). Просьба Елисея, таким образом, была крайне дерзкой (ст. 1).
2:10 трудного ты просишь. Не от Илии, а только от Господа зависело, будет ли исполнена необычная просьба Елисея.
2:11 колесница огненная и кони огненные. Небесные слуги Господа вознесли пророка Илию «в вихре на небо». В рассказе о служении Илии огонь фигурирует несколько раз, символизируя всеохватывающее могущество Божие (1:10, 12, 14; 3Цар 18:38; ср. 3Цар 19:12).
2:12 отец мой, отец мой. Эти слова служили почтительным обращением к священникам, вероучителям и религиозным наставникам (Быт 45:8; Суд 17:10; Мф 23:9); вскоре подобным образом будут обращаться и к Елисею (6:21; 13:14). Пророк Малахия объявил позднее, что Илия вновь явится на землю перед наступлением «дня Господня» (Мал 4:5, 6), чтобы приготовить людей к пришествию Господа (см. ком. к 1:8).
2:13 И поднял милоть Илии. Илия набросил свою милоть на Елисея в знак того что тот будет его преемником (3Цар 19:19). Пророчество это теперь исполнилось.
2:14 она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей. Господь указал на Иисуса Навина как на избранного преемника Моисея (Чис 27:18−23; Втор 31:1−8; Втор 34:9; Нав 1:1−9), посуху проведя его во главе народа Израиля через реку Иордан в землю обетованную, так же как ранее Он провел Моисея и народ Израиля через Чермное море (Исх, гл. 14; 15; Нав, гл. 3). Теперь Господь подтверждает, что Елисей наследует служение Илии, чудесным образом переводя его через Иордан, как незадолго до этого Он перевел Илию и сопутствующего ему Елисея (ст. 8).
2:15 И увидели его сыны пророков... И пошли навстречу ему, и поклонились ему до земли. См. ком. к 3Цар 20:35. Этот эпизод знаменует собой начало служения Елисея как избранного Господом преемника Илии.
2:19 жители того города. Очевидно, речь идет о Иерихоне (ст. 18). От имени всех его жителей к Елисею обратились старейшины города.
2:20 новую чашу. Т.е. сосуд, которым еще не пользовались в быту и, следовательно, чистый.
положите туда соли. Соль являлась средством, предотвращающим гниение, а также символизировала верность Господа Своим обетованиям (Лев 2:13; Чис 18:19; 2Пар 13:5; Иез 43:24). Кроме того, соль символизировала премудрость, скрытую в притче или ином иносказании (Мк 9:49−50), т.е. утаенную от «глупцов», и открытую тем, кто «имеет уши, чтобы слышать» (Мф 5:13).
2:23 Вефиль. См. ком. к 3Цар 12:29.
он шел дорогою. То же древнееврейское выражение употреблено в рассказе о вознесении Илии (ст. 11). Это обстоятельство дает основание полагать, что насмешки этих людей касались пророческого служения Елисея.
малые дети. Скорее всего, вполне взрослые люди, которые разумом и поведением уподоблялись неразумным детям.
плешивый. В отличие от Илии, Елисей был лыс. По древнеизраильским представлениям, красивым считался человек, имеющий густые и длинные волосы (2Цар 14:25−26). Таким образом, «малые дети», оправдывая такое определение, оценивали Елисея исключительно по его внешности.
2:24 проклял их. Елисей проклял тех, кто сам навлек на себя проклятие своей инфантильностью и нежеланием «взрослеть»: народ-младенец уже однажды избрал себе царя, руководствуясь его внешними данными, теперь же он изгонял пророка опять-таки, судя о нем по внешности и игнорируя его избрание Господом.