«Твой слуга, мой муж, умер. Ты знаешь, что он почитал Господа. Но сейчас человек, который занял нам денег, пришёл, чтобы забрать обоих моих сыновей и сделать их своими рабами».
«Как я могу тебе помочь? Скажи мне, что есть у тебя в доме?»
Женщина сказала:
«У меня в доме ничего нет, кроме кувшина с оливковым маслом».
«Пойди и попроси пустые сосуды у всех своих соседей. Попроси много сосудов.
«Подай мне другой сосуд».
Но все сосуды были наполнены, и сын сказал ей:
«Нет больше сосудов».
Тогда масло перестало литься.
«Пойди и продай масло, а затем заплати свои долги. А ты и твои сыновья будете жить на деньги, которые останутся».
«Я знаю, что этот человек, который часто проходит мимо нашего дома, святой Божий человек.
«Позови эту сонамитянку».
Слуга позвал её, и она пришла к Елисею.
«Скажи ей: „Ты пошла на все эти неудобства из-за нас. Что нам для тебя сделать? Хочешь, мы поговорим о тебе с царём или военачальником?”» Но женщина ответила:
«Мне хорошо живётся здесь, среди своего народа».
«Что же мы можем сделать для неё?»
Гиезий ответил:
«Я знаю! У неё нет сына, а муж её стар».
«Позови её».
Гиезий позвал её. Она пришла и остановилась в дверях.
«В это время, следующей весной, ты будешь держать на руках сына».
Женщина сказала:
«Нет, господин мой! Не обманывай меня, о Божий человек!»
«Моя голова! У меня болит голова!» Тогда он сказал своему слуге:
«Отнеси его к матери».
«Пожалуйста, пришли мне одного слугу и осла. Тогда я смогу быстро добраться до Божьего человека и вернуться назад».
«Зачем тебе сегодня ехать к Божьему человеку? Сегодня же не праздник Новолуния и не суббота».
Она сказала:
«Не волнуйся. Всё будет хорошо».
«Поехали! И поторопись! Не останавливайся, пока я тебе не скажу».
«Смотри, это сонамитянка!
«Всё хорошо».
«Оставь её в покое! Она очень огорчена, но Господь не сказал мне об этом. Господь скрыл это от меня».
«Господин мой, я не просила у тебя сына. Я говорила тебе: „Не обманывай меня!”»
«Соберись в дорогу. Возьми мой посох и иди. Не останавливайся и ни с кем не разговаривай. Если ты встретишь кого-либо, то даже не здоровайся. Если же кто поздоровается с тобой, не отвечай. Когда придёшь в её дом, положи мой посох на лицо ребёнка».
«Так же верно, как то, что Господь жив и ты жив, я не уйду без тебя!» Тогда Елисей встал и пошёл за сонамитянкой.
«Ребёнок не просыпается!»
«Позови сонамитянку».
Гиезий позвал её. Когда она пришла, Елисей сказал:
«Возьми своего сына».
«Поставь большой котёл на огонь и свари суп для пророков».
«Божий человек, здесь яд в котле!» Поэтому они не могли есть.
«Принесите немного муки».
Он насыпал её в котёл и сказал:
«Подай пророкам суп, чтобы они могли его есть».
И не стало в супе ничего вредного.
«Отдай это людям, пусть едят».
«Здесь недостаточно еды для ста человек».
Но Елисей ответил:
«Отдай эту еду людям. Пусть едят. Господь говорит: „Они насытятся и ещё останется”».
4:1 сынов пророческих. См. ком. к 3Цар 20:35.
взять обоих детей моих в рабы себе. Законом разрешалось на ограниченный период брать детей в рабство (или в батраки) за долги (Исх 21:7; Лев 25:39−46; Втор 15:12−18). К сожалению, этим разрешением в Израиле часто злоупотребляли (Неем 5:5−8; Ис 50:1; Иер 34:8−22; Ам 2:6; Ам 8:6).
4:8 Сонам. Иначе — Сунем, Сунам. Этот город располагался в Изреельской долине, в северной части Ханаана (см. ком. к 3Цар 1:3).
богатая женщина. См. ст. 22.
4:12 сказал Гиезию. Гиезий был слугой Елисея (5:19−27; 6:15).
4:14 сына нет у нее, а муж ее стар. В древности на Ближнем Востоке жизненно важным считалось иметь наследника мужского пола, который бы воспринял по смерти родителей родовое имя и семейную собственность. Если его в семье не было, дом и имущество переходили к посторонним людям. Кроме того, вдовство (а оно, очевидно, ожидало женщину в недалеком будущем) также сильно осложняло жизнь женщины не только в семейном, но и в гражданском плане (см. ком. к 3Цар 17:9).
4:17 родила сына. В Библии неоднократно рассказывается о том, как Господь являл милосердие к бесплодным женщинам, таким как Сара (Быт 17:16−19), Ревекка (Быт 25:21−26), Рахиль (Быт 29:31; Быт 30:22−24) и Елисавета (Лк 1:5−17), показывая Свою великую любовь к любящим Его.
4:21 положила его на постели человека Божия. Женщина не могла принять смерть сына и поэтому положила его тело на постель Елисея, не приступив к исполнению погребальных обрядов (Быт 50:10; 2Пар 35:25; Мк 5:38; Ин 11:33).
4:23 сегодня не новомесячие и не суббота. В древнем Израиле был принят лунный календарь, в соответствии с которым праздновалось каждое новолуние (Чис 10:10; 28:11−15; Неем 10:33; Езд 3:5; Ис 1:13−14; Ам 8:5; Кол 2:16). Израильтянам, вероятно, предписывалось отдыхать не только по субботам, но и в дни новолуния (Исх 16:23; Исх 20:9−10; ЗЦар 20:5; 1Пар 23:31).
4:25 к горе Кармил. Так как до этой горы было примерно сорок два километра пути, женщина должна была торопиться.
4:27 ухватилась за ноги его. Т.е. припала к ногам — смиренное выражение неотступной просьбы (Ин 11:32).
4:29 сказал он Гиезию: опояшь чресла твои. Т.е. поторопись.
положи посох мой на лице ребенка. Ср. 3Цар 17:21.
4:38 Галгал. См. 2:1.
для сынов пророческих. Т.е. для пророков (см. ком. к 3Цар 20:35).
4:39 дикое вьющееся растение. Т.е. растение, которое не годилось в пищу.
4:41 И не стало ничего вредного в котле. По воле Божией похлебка сделалась съедобной.
4:42 из Ваал-Шалиши. Поселение во владениях колена Ефремова.
хлебный начаток. Человек из Ваал-Шалиши принес хлебы, выпеченные из муки первого после жатвы помола (Лев 23:20). Приношением начатков он засвидетельствовал свою благодарность Елисею за его служение (Лев 2:14; Лев 23:9−21; Втор 18:3−5).