«Если бы господин мой Нееман побывал у пророка, который живёт в Самарии, то этот пророк избавил бы его от проказы».
«Иди, а я пошлю письмо израильскому царю».
Взяв с собой 10 талантов серебра, 6 000 шекелей золота и 10 смен одежды, Нееман отправился в Самарию.
«Вместе с этим письмом я посылаю к тебе Неемана, моего слугу, чтобы ты излечил его от проказы».
«Разве я Бог? Нет! У меня нет власти над жизнью и смертью. Так почему же сирийский царь послал ко мне этого человека, чтобы я излечил его от проказы? Видите, сирийский царь ищет предлога, чтобы поссориться со мной!»
«Почему ты разорвал свои одежды? Пусть Нееман придёт ко мне. Тогда он узнает, что есть пророк в Израиле!»
«Пойди и омойся семь раз в Иордане. После этого твоё тело излечится, и ты будешь чист».
«Я думал, что Елисей хотя бы выйдет, и станет передо мной, и призовёт имя Господа, Бога своего. Я думал, что он погладит рукой по моему телу и излечит меня от проказы.
Нееман был очень зол и повернулся, чтобы уйти.
«Отец наш, если бы пророк сказал тебе сделать что-нибудь важное, разве бы ты не сделал? Так, тем более, подчинись ему, когда он сказал тебе только: „Омойся и будешь чист”».
«Теперь я знаю, что на всей земле нет Бога, кроме Бога Израиля! Так прими же от меня подарок».
«Я служу Господу. Так же верно, как то, что Господь жив, я не приму подарок».
Нееман пытался заставить Елисея принять подарок, но тот отказался.
«Если ты не хочешь принять подарок, то пусть дадут мне столько израильской земли, сколько смогут увезти два мула. Потому что я больше никогда не буду приносить всесожжения и жертвы другим богам, кроме Господа.
«Иди с миром».
Нееман уехал и уже отъехал на небольшое расстояние,
«Мой господин отпустил Неемана, не приняв подарок, который он принёс. Так же верно, как то, что Господь жив, я побегу за ним и возьму у него что-нибудь».
«Всё ли хорошо?»
«Всё хорошо. Мой господин послал меня сказать: „Ко мне пришли два молодых человека из пророков, из горной страны Ефрема. Прошу тебя, дай им талант серебра и две смены одежды”».
«Возьми два таланта».
Он упрашивал Гиезия принять их. Он положил два таланта серебра в два мешка и дал две смены одежды. Затем он отдал эти подарки двум своим слугам, и они понесли их перед Гиезием.
«Где ты был, Гиезий?»
Он ответил:
«Я никуда не ходил».
«Это неправда! Моё сердце было с тобой, когда тот человек сошёл с колесницы тебе навстречу. Сейчас не время брать деньги или принимать одежды, оливковые рощи, виноградники, овец, коров или рабов и рабынь.
5:1 военачальник царя Сирийского. Хотя царь сирийский, как и царь израильский (ст. 5), не назван здесь по имени, речь, по всей видимости, идет о Венададе II (8:7; 13:3; ЗЦар 20:1) и Иораме (1:17; 3:1; 9:24).
5:2 Сирияне. Между Израилем и Сирией долгое время существовала напряженность, выражавшаяся, помимо прочего, в периодических набегах как одной, так и другой стороны, и пограничных конфликтах.
5:5 письмо к царю Израильскому. Сирийский царь ошибочно полагал, что Елисей может творить чудеса по воле царя Израиля.
десять талантов серебра, и шесть тысяч сиклей золота. Приблизительно триста килограммов серебра и шестьдесят два килограмма золота.
5:7 разодрал одежды свои. Выражение отчаяния, вызванного бессилием.
5:8 для чего ты разодрал одежды свои? Елисей упрекает царя за то, что он, получив письмо сирийского царя, впал в отчаяние, хотя должен был передать это дело Господу, тем более, что слова царя «разве я Бог» свидетельствуют, что мысль о Господе посещала его.
и узнает, что есть пророк в Израиле. См. 3:11; 8:7−8; 3Цар 17:24; 3Цар 18:36.
5:10 И выслал к нему Елисей слугу. Это было характерно и для Илии, и для Елисея — испытывать веру тех, кому они хотели помочь (4:3−4; 3Цар 17:13). Елисей лично не встречается с могущественным Нееманом, а передает свои указания через слугу.
5:11 возложит руку свою на то место. Не имея представления о безграничных возможностях Господа и о силе веры в Него, Нееман полагал, что Елисей был волшебником (или магом), который мог излечить его болезнь посредством исключительно своего искусства.
5:12 Авана и Фарфар, реки Дамасские. Река Авана протекала с северо-востока по направлению к Дамаску, а Фарфар — с востока от горы Ермон к болотам вос-точнее этого города.
не лучше всех вод Израильских. Если, как полагал Нееман, все лечение заключалось в омовении в Иордане, то ему незачем было ехать в Израиль, поскольку на его родине тоже протекали большие реки — Авана и Фарфар (ст. 10).
5:15 на всей земле нет Бога, как только у Израиля. Нееман не просто заявляет что Господь могущественней сирийских богов; его утверждение более категорично: нет бога, кроме Бога Израиля. Делая такое признание, Нееман фактически принимает веру Израиля (3Цар 18:39).
5:16 жив Господь. Эти слова часто сопровождали клятву (см. ком. к 3Цар 1:17).
5:17 пусть рабу твоему дадут земли. Как и большинство неизраильтян, Нееман считал, что божеству можно поклоняться только на земле, принадлежащей этому
5:18 в дом Риммона. Риммой (евр.: «гранатовое яблоко») — искаженное на еврейский лад имя сирийского бога грозы Рамману, почитавшегося также под именем Гададриммон (Зах 12:11).
5:22 из сынов пророческих. См. ком. к 3Цар 20:35.
5:26 серебро. Количество серебра исчислялось не монетами (которые еще не имели хождения), а его весом.
5:27 к тебе и к потомству твоему навек. Наказанию за грех подлежит не только совершивший его, но и его потомки (Исх 20:5).