«Мы — твоя плоть и кровь.
«Ты не войдёшь в наш город».
Но Давид победил этих людей и захватил крепость Сион, и тогда этот город стал городом Давида.
«Тот, кто поведёт атаку на иевусеев, станет главным командиром над всем моим войском».
Иоав, сын Саруи, повёл войска в наступление и стал главным военачальником.
«Я бы хотел, чтобы кто-нибудь принёс мне воды из колодца возле городских ворот Вифлеема».
«Боже, я не могу пить эту воду. Разве это не кровь людей, которые рисковали своей жизнью, чтобы добыть её для меня?»
Вот почему Давид не захотел выпить эту воду. Трое героев совершили ещё много подвигов, подобных этому.
11:1 — 29:30 Царствование Давида — настоящего руководителя и вождя — центральная тема в историческом повествовании летописца. Говоря об отдельных его ошибках и неудачах (13:7−11; 4:3; 21:1−6), он, тем не менее, умалчивает о тягчайших из них, известных нам из книг Царств (2Цар 11:1 — 12:14). Особое внимание уделено оказанной Давиду повсеместной поддержке народа (11:1 — 12:40) и совершаемым им приготовлениям к строительству храма (13:1 — 29:30).
11:1 — 12:40 Представители всех колен воодушевленно последовали за Давидом, в результате чего он объединил под своей властью всю территорию Израиля (см. Введение: Характерные особенности и темы). Летописец располагает этот материал в виде расширенного киязма: А Б В Г В' Б' А', т.е.: помазание Давида в Хевроне и последующее его утверждение в Иерусалиме (11:1−9); военная помощь, пришедшая к Давиду в Хевроне (11:10−47), в Секелаге (12:1−7), в пустыне (12:8−19), в Секелаге (12:20−22) и в Хевроне (12:23−37); помазание Давида в Хевроне (12:38−40).
11:1−9 Описание помазания Давида (11:1−3) и выбор им Иерусалима в качестве столицы (11:4−9). Летописец о помазании сообщает в самом начале, опуская рассказ о борьбе, предшествовавшей его воцарению (см. 2Цар 5:1−10). Царем Давида признали «все Израильтяне» (11:1) и «все старейшины Израилевы» (11:3).
11:1 все Израильтяне. Этим и сходными с ним выражениями в тех местах повествования, где говорится об объединенном царстве, обозначается народ, объединившийся при Давиде и Соломоне (11:10; 12:38; 14:8; 15:3, 28; 18:14; 19:17; 21:5; 28:4, 8; 2Пар 1:2; 7:8; 9:30). Летописец надеется на будущее объединение всех племен и земель Израиля под властью нового царя из рода Давидова (см. ком. к 2Пар 10:1; 29:24; а также Введение: Характерные особенности и темы).
11:2 Бог твой, сказал тебе. Летописец подчеркивает, что оказанная Давиду всеобщая поддержка явилась выражением всевышней Божественной воли (11:3, 9−10; 12:18, 23). Согласно Втор 17:14−15, царь Израиля может считаться законным только в том случае, если он избран на царствие Богом, а не одним лишь народным волеизъявлением. Очевидно, что в отношении Давида это условие было соблюдено (см. также 2Пар 6:6).
11:4−9 Утверждение Давида в избранном им столицей Иерусалиме и возведение городских укреплений представлено летописцем как свидетельство сопутствовавшего ему успеха. Завершение строительных работ всегда означало, что предпринявшему их царю ниспослано Божие благословение (см. ком. к 2Пар 14:6−7; 17:12; 26:9; 27:3−4; 32:27−29).
11:4 Давид и весь Израиль. В 2Цар 5:6 сказано: «царь и люди его». Поддержка, оказанная Давиду всеми коленами Израилевыми, положила начало воссоединению царства (см. ком. к 11:1).
Места важнейших археологических раскопок.
11:10 — 12:37 Летописец повествует о мощной военной поддержке, полученной Давидом.
11:10−47 В Хевроне Давиду была оказана существенная военная поддержка (см. 12:23−37). Кроме вступительной части (11:10) и нескольких последних стихов (11:41−47) перечень вождей и храбрых воинов, а также их деяний заимствован летописцем из 2Цар 23:8−39. Значение этого перечня в контексте общего замысла летописца раскрыто им в ст. 11:10: вожди и воины «со всем Израилем» поддержали воцарение Давида «по слову Господню, над Израилем» (букв.: «над всеми землями»).
11:10 со всем Израилем. См. ком. к 11:1.
11:15−19 Примкнувшие к Давиду вожди проявили ловкость и отвагу, принеся ему воды из колодезя Вифлеемского, находящегося за расположением вражеского войска. Давид, в свою очередь, выказал смирение, вылив эту воду в качестве приношения Господу (ср. Быт 35:14; 4Цар 16:13; Иер 7:18).
11:41−47 Летописец продолжает перечень сторонников Давида, называя тех из них, кто не был упомянут в 2Цар 23:39. Говоря о племенной принадлежности тех или иных воинов и о том, из какой земли кто из них родом, он подчеркивает масштаб полученной Давидом поддержки (см. ком. к 11:10−47).