«Родители не должны быть наказаны смертью за то, что сделали их дети, а дети не должны быть наказаны смертью за то, что сделали их родители. Каждый должен быть наказан смертью только за своё собственное преступление».
«Царь, не позволяй израильскому войску идти с тобой, так как Господь не помогает израильтянам, Он не с народом Ефрема.
«А как же 100 талантов серебра, которые я уже заплатил израильскому войску?»
Божий человек ответил:
«Господь может дать тебе намного больше!»
«Амасия, почему ты поклоняешься богам, которым поклонялись эти люди? Эти боги даже не могли спасти свой народ от тебя!»
«Мы никогда не делали тебя советником царя! Замолчи! Если ты не замолчишь, то будешь убит!» Пророк замолчал, но потом сказал:
«Бог действительно решил уничтожить тебя, потому что ты поступил очень плохо и не послушал моего совета».
«Выходи, давай сразимся один на один».
Иоас был сыном Иоахаза, а Иоахаз был сыном Ииуя.
«Маленький терновый куст ливанский послал сказать большому ливанскому кедру: „Отдай свою дочь замуж за моего сына”. Но пришёл дикий зверь, прошёл по терновому кусту и уничтожил его.
25:1−28 Начало и конец повествования о царствовании Амасии летописец заимствует из книги Царств (ср. 25:1−4 с 4Цар 14:1−6; 25:17−28 с 4Цар 14:8−20), делая добавления в средней части его (25:5−16). Повествование делится на три части: послушание словам пророка и военная победа (25:1−13), непослушание и поражение (25:14−24), итоги царствования Амасии и его кончина (25:25−28).
25:1−13 Не будучи всей душой преданным Господу, Амасия, тем не менее, должным образом отвечает на предостережение пророка (см. ком. к 20:20).
25:1 Амасия. Этот царь правил в 796−767 гг. до Р.Х.
25:2 но не от полного сердца. Летописец опускает имеющиеся в 4Цар 14:3−4 обвинения в адрес Амасии, но в то же время признает, что царю были свойственны определенные недостатки.
25:4 в книге Моисеевой. См. 1Пар 16:40.
25:5−6 триста тысяч человек... сто тысяч. См. ком. к 1Пар 12:23−37.
25:7 пусть не идет с тобою войско Израильское. Здесь в очередной раз звучит осуждение союза с северным царством (см. ком. к 16:2).
нет Господа с Израильтянами, со всеми сынами Ефрема. Подобное мнение ранее высказывал Авия (см. ком. к 13:11−12).
25:8 есть сила у Бога. Летописец указывает на необходимость полагаться в битве только на Божию силу (см. ком. к 16:2).
25:10 возгорелся сильно гнев их на Иудею... в пылу гнева. Вняв словам пророка, Амасия отослал от себя наемников-северян, оставив им выплаченное вперед вознаграждение. Но те, тем не менее, были недовольны, поскольку лишились своей доли военной добычи (25:13).
25:12 все они разбились совершенно. Амасия в данном случае действовал в полном согласии с предписаниями закона Моисеева относительно ведения священной войны (Втор 20:13−18).
25:13 от Самарии. Очевидно, что здесь имеется в виду не столица северного царства. Либо Самария — неизвестный нам город в Иудее, либо мы имеем дело с ошибкой переписчика.
25:14 принес богов сынов Сеира. В противоположность прежнему своему благочестию (25:12), Амасия на этот раз нарушил закон Моисеев (Исх 20:3; Втор 7:25), а также не последовал примеру Давида (1Пар 14:12). Он принес в Иерусалим изваяния языческих божеств и, вероятно, стал поклоняться им.
25:15−16 В отличие от того эпизода, когда Амасия поступил в соответствии с требованиями пророка (25:7−10), теперь он резко отвечает на пророческие слова, за что получает суровое предупреждение (см. ком. к 20:20).
25:16 решил Бог погубить тебя. См. ком. к 1Пар 28:9.
25:20 не послушался Амасия, так как от Бога было это. Суверенный Бог может ожесточить сердце грешника с тем, чтобы он остался глух к предостережениям об опасности.
прибегать к богам. См. ком. к 7:14.
25:22−24 Поражение от Израильтян противопоставлено одержанной ранее победе над Едомом (25:11−13).
25:26 описаны в книге царей. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.