Ездра 4 глава

Первая книга Ездры
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Многие люди, жившие там, были против народа Иуды и Вениамина. Эти враги услышали, что люди, вернувшиеся из плена, строят храм Господу, Богу Израиля.
2 Они пришли к Зоровавелю и к вождям семей и сказали:
«Разрешите нам помочь вам в строительстве. Мы, как и вы, поклоняемся вашему Богу. Мы приносили жертвы вашему Богу с тех пор, как Асардан, ассирийский царь, привёл нас сюда».
3 Но Зоровавель, Иисус и другие вожди семей Израиля ответили:
«Нет, вам нельзя оказывать помощь в строительстве храма нашему Богу. Только мы можем строить храм Господу, Богу Израиля. Так повелел нам Кир, царь Персии».
4 Тогда народ той земли попытался запугать иудеев и помешать им строить храм.
5 Они наняли правительственных чиновников, чтобы воспрепятствовать иудеям. Эти чиновники постоянно старались помешать планам иудеев построить храм. И так продолжалось во всё время царствования Кира, персидского царя, и до тех пор, пока персидским царём стал Дарий.
6 В первый год правления в Персии царя Ахашвероша эти враги написали обвинение против жителей Иерусалима и Иудеи.
7 И позже, когда персидским царём стал Артаксеркс, некоторые из этих людей написали ещё одно письмо с жалобой на иудеев. Люди, написавшие это письмо, были Бишлам, Мифредат, Тавеил и некоторые другие из них. Они написали письмо царю Артаксерксу арамейскими буквами и с переводом на арамейский язык.
8 Тогда советник Рехум и писарь Шимшай написали письмо против народа Иерусалима. Они написали царю Артаксерксу письмо с таким содержанием:
9 От советника Рехума и писаря Шимшая, и от судей, и от знатных начальников над тарпелеями, персами, ерехьянами, вавилонянами, сузанцами,
10 и от других народов, которых великий и могущественный Аснафар переселил в Самарию и в другие земли, располагавшиеся к западу от реки Евфрат.
11 Вот копия письма, которое они послали царю Артаксерксу: Царю Артаксерксу от твоих слуг, живущих к западу от реки Евфрат.
12 Царь Артаксеркс, мы хотим сообщить тебе, что иудеи, которые ушли от тебя и вернулись сюда, пришли в Иерусалим. Эти иудеи пытаются снова восстановить этот мерзкий город. Жители этого города всегда восставали против других царей. В данный момент иудеи почти закончили починку фундамента и строительство стен.
13 И ещё, царь Артаксеркс, ты должен знать, что если Иерусалим и его стены будут восстановлены, то жители Иерусалима перестанут платить налоги. Они перестанут давать деньги, чтобы славить тебя. Они также перестанут платить пошлину, и царь потеряет все эти деньги.
14 Мы несём ответственность перед царём и не хотим видеть царя обесчещенным. Поэтому мы посылаем это письмо, чтобы уведомить царя.
15 Царь Артаксеркс, мы предлагаем, чтобы ты велел внимательно прочесть летописи царей, которые правили до тебя. Тогда ты узнаешь из этих летописей, что Иерусалим всегда восставал против других царей. Это принесло много несчастий другим царям и народам. Много восстаний начиналось в этом городе с древних времён! Поэтому Иерусалим и был разрушен!
16 Царь Артаксеркс, мы хотим тебя предостеречь, что, если этот город и его стены будут восстановлены, тогда ты потеряешь власть над землями к западу от реки Евфрат.
17 Царь Артаксеркс послал им следующий ответ: Советнику Рехуму и писарю Шимшаю, и с ними всем людям, живущим в Самарии и в других городах, находящихся к западу от реки Евфрат. Приветствия!
18 Письмо, которое вы послали, было переведено и прочитано мне.
19 Я приказал, чтобы были просмотрены летописи царей, которые правили до меня. Летописи были прочитаны, и мы узнали, что у Иерусалима очень длинная история восстаний против царей. Иерусалим был местом, где часто поднимались восстания и мятежи.
20 В Иерусалиме всегда были сильные и могущественные цари, которые правили над ним и над всей территорией к западу от реки Евфрат. Они собирали подати, налоги и пошлины.
21 Теперь вы должны приказать этим людям прекратить работы, чтобы Иерусалим не строился до тех пор, пока я не дам повеления его восстановить.
22 Проследите, чтобы работы по восстановлению были немедленно прекращены. Мы не можем позволить, чтобы строительство Иерусалима продолжалось. Если эта работа будет продолжаться, то я больше не смогу собирать налоги с Иерусалима.
23 Копия письма, которое послал царь Артаксеркс, была прочитана Рехуму, писарю Шимшаю, и людям, которые были с ними. Эти люди быстро отправились к иудеям в Иерусалим и заставили их остановить строительство.
24 Работа в храме Божьем в Иерусалиме была прекращена. Эта работа была приостановлена до второго года царствования Дария, персидского царя.

Новой Женевской Библии

4:1 враги. Целью этих людей было воспрепятствование возрождению истинного почитания Бога. Завязавшийся конфликт вылился в политическое противостояние, но при этом несомненно, что действительная подоплека его была религиозной. В качестве врагов здесь выступают самаряне. Это был народ, из разных мест переселенный после падения северного царства Израильского в 722 г. до Р.Х. в Самарию, область к северу от Иудеи (см. ком. к 4:9−10). Самаряне поклонялись многим богам, включая в свой политеистический пантеон и Бога Израиля (4Цар 17:24−41). На фоне враждебности отношений между евреями и самарянами разворачивается вся новозаветная история (ср. Ин 4:1−42).

4:3 мы одни будем строить. С первых дней жизни Израиля в земле обетованной (Суд 3:6) и на всем протяжении его истории (4Цар 17:7−17) всякого рода союзы с неизраильтянами неизменно заканчивались возвращением к идолопоклонству и, в конечном счете, наказанием за него — т.е. изгнанием (4Цар 17:18−23). Полного отделения от иноземцев Израилю не удастся достичь еще очень долго (гл. 9−10).

4:4 народ земли той. Т.е. те самые враги, о которых говорится в ст. 1.

4:5 подкупали... советников. Возможно, речь идет о том, что персидским чиновникам были даны взятки. Так, например, Валак, царь моавитский, во дни Моисея подкупил Валаама, чтобы тот проклял Израиль (Чис 22:1−20). Во дни Неемии Санаваллат подкупил некоего пророка, желая с его помощью запугать Неемию и остановить строительство городских стен (Неем 6:10−14). Но если замысел Санаваллата не удался, его предшественникам с помощью подкупа все же удалось помешать восстановлению храма, которое было возобновлено только семнадцать лет спустя (ст. 24).

4:6−23 В ст. 1−5 сообщается о первом случае противодействия, с которым строители храма столкнулись во дни правления Кира (559−530 гг. до Р.Х.), но о результатах этого противодействия мы узнаем только из ст. 24: строительство было приостановлено до второго года царствования Дария (522−486 гг. до Р.Х.). Ст. 6−23 повествуют о противодействии восстановлению городских стен в царствование Ксеркса (486−465 гг. до Р.Х.) и Артаксеркса I (465−424 гг. до Р.Х.). Цель повествования — во-первых, объяснить, почему самаряне в ст. 1 названы врагами; во-вторых, засвидетельствовать о том, что противодействие строительству храма отнюдь не было случайным эпизодом, являясь на самом деле лишь началом тех нескончаемых препятствий, которые предстояло преодолевать народу Божиему в процессе возрождения царства; в-третьих, увязать воедино восстановление храма и восстановление городских стен как восстановление «дома Божия» (Введение: Характерные особенности и темы).

4:6 Ахашвероша. В древнееврейском тексте — Ксеркса. Ксеркс был преемником Дария на персидском троне и царствовал с 486 по 465 г. до Р.Х.

написали обвинения. Из контекста можно заключить, что в данном случае козни против иудеев строят ближайшие потомки их «врагов» (ст. 1).

4:7 Артаксеркса. Имеется в виду Артаксеркс I, преемник Ксеркса, царствовавший в Персии с 465 по 424 г. до Р.Х.

писали... к Артаксерксу. Что было в этом письме — неизвестно, но судя по тому, что в предыдущем стихе речь шла об обвинениях против строителей, а в последующих ст. 11−16 приводится письмо-донос на них, оно, по всей вероятности, также было написано с целью воспрепятствовать строительству стен.

на Сирийском. Сирийский (арамейский) язык в ту эпоху на Ближнем Востоке имел статус языка международной дипломатии.

4:8 — 6:18 Этот отрывок написан не по-древнееврейски, а по-арамейски, т.е. на том языке, на котором изначально и составлялись все приводимые в нем документы. Эта переписка выражает озабоченность чиновников-язычников ходом строительных работ в Иерусалиме.

4:8 советник. Т.е. высокопоставленный чиновник.

писали... письмо. Это была вторая попытка воспрепятствовать строительству городских стен.

4:9 прочие товарищи их. Противодействие исходило не от отдельных чиновников, но от многих.

4:10 Аснафар. Последний великий царь Ассирии (668−627 гг. до Р.Х.), возможно, тот, о котором говорится в 4Цар 17:27. Он заселил разными народами Самарию после падения Израильского царства в 722 г. до Р.Х.

за рекою. Заречной называлась область к западу от Евфрата, включавшая в себя Сирию, Финикию и Палестину.

4:12 стены делают. См. ком. к ст. 6−23.

4:13 Авторы письма аргументируют свою обеспокоенность соображениями экономического характера, однако, как явствует из ст. 1−3, конфликт вырастает на почве религиозного антагонизма.

4:14 мы едим соль от дворца царского. Это, по всей видимости, церемониальная формула, посредством которой вассал констатировал свою зависимость от государя (ср. Лев 2:13; Чис 18:19; 2Пар 13:5).

4:15 в памятной книге. Другие документы, приводимые в данном отрывке, были, скорее всего, тоже извлечены из такой же «памятной книги».

город мятежный... опустошен. Действительно, народ Иерусалима поднял мятеж против Бога завета, за что город и был разрушен в 586 г. до Р.Х. (4Цар 23:26−27; 4Цар 24:18−20; Иер 1:14−16). Составители же письма имели в виду только восстания против иноземного господства (4Цар 18:7; 4Цар 24:1).

4:16 не будет у тебя владения за рекою. Это, безусловно, преувеличение, имевшее целью побудить Артаксеркса к решительным действиям.

4:19−23 Положение Израиля в высшей степени печально: он, некогда обкладывавший данью окрестные народы, теперь платит дань Персии; даже возвратившись в землю обетованную, народ Божий находится под властью язычников (см. ком. к 9:9), которая столь сильна, что повеление Артаксеркса может остановить работы по возведению городских стен.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.