«Ни аммонитянине, ни моавитянине не будут допущены на встречи с Богом».
«Почему вы не заботились о храме Божьем?»
Затем я собрал всех левитов и велел им вернуться на их места к их обязанностям в храме.
«Вы совершаете большой грех. Вы оскверняете субботний день, делая его подобным любому другому дню.
«Не ночуйте возле стен. Если вы снова сделаете это, я арестую вас».
И с того времени они больше не приходили по субботам продавать свой товар.
«Вы не должны жениться на дочерях этих людей. Не позволяйте женщинам из других земель выходить замуж за ваших сыновей. Не позволяйте вашим дочерям выходить замуж за сыновей этих чужеземцев.
13:1−31 Народ выражает свое раскаяние тем, что изгоняет из общины иноплеменников (13:1−3), обеспечивает храм и его служителей всем необходимым (13:4−14), начинает снова соблюдать субботу (13:15−22) и отвергает смешанные браки (13:23−31).
13:1−3 Обязательство подчинения закону Моисея в целом (10:28−29) непременно приводит к необходимости отделения иудеев от прочих народов (13:23−31).
13:1 В тот день. Очевидно, описываемые события происходили во время второго пребывания Неемии на посту областеначальника (ст. 4−6).
13:3 Услышав этот закон. Ездра уже сошел со сцены, но сделанное им все еще приносит плоды (см. ком. к 10:1−27).
отделили. Отделение происходит в соответствии с данным народом обязательством (10:28−29) и основывается на религиозном, а не расовом или политическом принципе (см. ком. к Езд 4:3).
13:4−14 Последнее из обязательств, касающееся заботы о доме Божием (10:39), нарушено (13:11), как нарушены были и обязательства, касающиеся содержания кладовых и приношения десятины (10:37−39; 13:8, 10). Такое положение дел должно быть исправлено.
13:4 Елиашив. Этот Елиашив мог быть первосвященником (см. ком. к 3:1), но скорее это просто один из священников, носивший то же имя, поскольку маловероятно, что первосвященнику было поручено лично следить за кладовыми.
комнатам при доме Бога. Букв.: «кладовым». Ср. 10:37−39.
Товии. См. ком. к 2:10.
13:5 в которую прежде клали. Вопреки обязательству, принятому народом (10:39), забота о доме Бога была забыта.
13:6 я не был в Иерусалиме. См. ком. к 5:14.
Вавилонского царя. Персидские цари носили этот титул с тех пор, как завоевали Вавилонскую империю (Езд 5:13).
13:8 выбросил. Ср. Мф 21:12−13.
13:10 части левитам. Ср. 10:37. Левиты не владели землей (Чис 18:20−24; Втор 14:29; 18:1), но у некоторых из них имелись иные источники дохода (Втор 18:8). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон (Езд 8:15−20). См. Мал 2:17; Мал 3:13−15.
13:11 Я сделал... выговор. См. ком. к 5:7.
оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10:39).
13:12 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10:37.
13:13 верными. См. Деян 6:1−5 и 1Кор 8:16−21.
13:14 Помяни меня. Четвертое «помяни» (см. ком. к 1:8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5:19).
13:15−22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10:31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9:14).
13:15 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10:31), но теперь нарушает его.
13:16 Тиряне. Один из «иноземных народов». См. 10:31.
13:17 я сделал выговор. См. 10:31 и ком.
13:19 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката (Есф 4:16), а иногда — от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца.
13:21 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25).
13:22 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1:8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14).
13:23−30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10:31); это нарушение должно быть исправлено.
13:23 взяли себе жен. Ср. 10:30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд 9:1); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд 4:3).
Азотянок. См. ком. к 4:7−8.
Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт 19:36−38.
13:25 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком.
рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра (Езд 9:3; ср. Ис 50:6).
чтобы они не отдавали. Ездра разрушал уже существовавшие незаконные браки (см. ком. к Езд 10:3), Неемия же только стремился предотвратить заключение таких
13:26 и его. Довод здесь строится по принципу от большего к меньшему: «Если Соломон, как бы велик он ни был, был наказан за то, что брал в жены иноземных женщин, насколько же более в таком случае будем наказаны мы».
13:28 зятем. Этот брак был вдвойне греховным, поскольку к первосвященнику в большей мере, чем к кому-либо другому, относится запрет брать в жены иноземных женщин (Лев 21:14), и к тому же, Санаваллат — враг иудеев (2:19; 4:1; 6:1).
13:29 Воспомяни. Шестая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1:8), и третья молитва о возмездии (см. ком. к 4:4−5).
13:31 дров. Доставка дров входила в обязательства, взятые народом (10:34).
Помяни меня. Седьмая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1:8), и четвертая из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 22). Знаменательно, что повествование Ездры-Неемии оканчивается не на высокой ноте, звучащей в 12:27−47, а на рассказе об исправлении допущенных народом отступлений от обязательств, принятых перед Богом (10:30−39). Заключительная часть дает понять, что «дом Бога», о котором говорится в Езд 1:2, к тому времени не был окончательно завершен. Точка в повествовании Ездры-Неемии не поставлена, и оно остается устремленным в будущее, когда прообразу «дома Бога» предстоит стать реальностью во Христе (Евр 3:1−6; Еф 2:21−22; Еф 4:16).