Неемия 5 глава

Книга Неемии
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Многие из бедных людей начали жаловаться на своих еврейских братьев.
2 Некоторые из них говорили:
«У нас много детей. Мы должны достать зерно на пропитание, чтобы не умереть с голода!»
3 Некоторые говорили:
«Сейчас время голода. Чтобы достать зерно, мы должны закладывать свои поля, виноградники и дома».
4 Другие люди говорили:
«Мы должны платить царские налоги за наши поля и виноградники. Но мы не можем платить, и нам приходится занимать деньги, чтобы платить налоги.
5 Мы ничем не хуже, чем они. Наши сыновья такие же, как их сыновья, но мы будем вынуждены продать наших сыновей и дочерей в рабство. Некоторые из нас уже продали своих дочерей! Мы ничего не сможем поделать! Мы уже потеряли свои поля и виноградники! Другие люди теперь владеют ими!»
6 Когда я услышал эти жалобы, я очень рассердился.
7 Успокоившись, я пошёл к богатым семьям и начальникам и сказал:
«Вы заставляете свой народ платить вам проценты с денег, которые одалживаете им! Не делайте этого!» Затем я призвал всех собраться вместе.
8 Тогда я сказал этим людям:
«Наши еврейские братья были проданы в рабство народам других стран. Мы сделали всё возможное, чтобы выкупить и освободить их, а теперь вы снова продаёте их как рабов!» Богачи и начальники молчали. Они не находили слов, чтобы ответить.
9 Я же продолжал говорить:
«Вы поступаете неправильно! Вы знаете, что вы должны бояться и уважать Бога. Вы не должны поступать позорно, как это делают другие народы!
10 Мои люди, мои братья и я тоже давали людям в долг деньги и зерно. Но давайте перестанем заставлять их платить проценты с этих займов!
11 Вы сейчас же должны вернуть их поля, виноградники, оливковые сады и дома! И вы должны отдать им проценты, которые взяли с них! Вы забирали у них сотую часть денег, зерна, нового вина и масла, которое вы дали им в долг. Вы должны вернуть им это!»
12 Тогда богатые люди и начальники сказали:
«Мы вернём им всё и больше ничего не будем требовать. Неемия, мы сделаем так, как ты скажешь».
Тогда я созвал священников. Я заставил богатых людей и начальников дать клятву Богу, что они сделают так, как и обещали.
13 Затем я стряхнул складки с моей одежды и сказал:
«Так и Бог стряхнёт каждого человека, который не держит своего слова. Бог вытряхнет их из их дома, и они потеряют всё, ради чего работали! Эти люди потеряют всё!» Я закончил говорить, и все люди согласились. Они все сказали:
«Аминь!» — и прославили Господа. Тогда люди сделали так, как обещали.
14 К тому же, в течение всего времени, когда я был назначен начальником в Иудейской земле, ни я, ни мои братья не ели еду, которая предназначалась начальникам. Я был областным начальником Иудеи двенадцать лет, с двадцатого года до тридцать второго года царствования Артаксеркса.
15 Но начальники, которые правили до меня, сделали жизнь народа тяжёлой. Эти начальники заставляли людей платить 40 шекелей серебра. Они также заставляли людей отдавать им еду и вино. Помощники этих начальников тоже управляли народом и делали его жизнь ещё тяжелее. Но я уважал и боялся Бога и не делал ничего подобного.
16 Я усердно работал на строительстве стены Иерусалима. Все мои люди собрались туда на работу. Мы ни у кого не забирали землю!
17 Кроме того, я обычно кормил сто пятьдесят евреев, которых всегда радушно принимал за моим столом. Я также кормил людей, которые приходили к нам из народов, живших вокруг нас.
18 Вот сколько еды я каждый день готовил для тех, кто ел за моим столом: одну корову, шесть отборных овец и разную птицу. Каждые десять дней на мой стол приносили разные виды вин. При этом я никогда не требовал еду, которая была предназначена областному правителю. Я знал, что работа, которую выполняли люди, была очень тяжёлой.
19 Боже, не забудь всё хорошее, что я делал для этих людей!

Новой Женевской Библии

5:1−19 От темы противостояния строителей стены внешнему неприятелю Неемия обращается к проблемам внутреннего порядка: Иудея в это время прервала торговые отношения с соседними народами и, что более важно, из-за строительных работ меньше выращивала хлеба, так как земледельцы находились в Иерусалиме (4:22); природные условия также способствовали наступлению голода (ст. 3); и кроме того, прежние правители облагали народ непосильными податями (5:15). В результате у одних не было денег на покупку хлеба (ст. 2), другие, чтобы прокормить семью, заложили все свое имущество (ст. 3), третьи же вынуждены были брать деньги взаймы для уплаты податей персидскому царю (ст. 4). Ростовщики, взимавшие, по-видимому, чрезмерные проценты, еще более усугубили тяжесть положения. Многим, не имевшим возможности расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство своих детей (ст. 5). Нарушилось равновесие между экономическим и общественным укладами в обществе.

5:1 у жен. В книгах Ездры и Неемии женщины не выступают на передний план повествования; упоминание о них подчеркивает катастрофичность положения (см. ком. к 3:12; 12:43).

на братьев своих Иудеев. Источник конфликта внутри самой общины.

5:2 Были такие... желали бы доставать хлеб. Здесь речь, вероятно, идет о тех, у кого не было своей земли. Бесплатная работа на восстановлении стен не позволяла им купить хлеба на пропитание своих семей.

5:3 Были и такие... чтобы достать хлеба. Речь, очевидно, идет о землевладельцах, из-за работы на городских стенах забросивших поля и теперь вынужденных покупать хлеб. Но необходимых для этого денег у них не было, и в результате оставалось закладывать имущество.

голода. Голод обычно служит знаком Божиего гнева (Втор 11:16−17; 1Пар 21:12; Агг 1:7−11). Возможно, в данном случае голод означал Божие наказание неправедным вождям народа Иудеи.

5:4 Были и такие... на подать царю. Речь идет о землевладельцах, которые во время строительства не получали дохода, необходимого на уплату подати персидскому царю, поэтому им приходилось брать взаймы.

5:5 Этот стих, по-видимому, относится ко всем трем вышеперечисленным группам.

в рабы. Согласно Лев 25:39−43, человек, обеднев, мог продать себя вместе с семьей в рабство соплеменнику с тем, чтобы со временем восстановить свой прежний статус; при этом с ним надлежало обращаться не как с рабом, а как с наемным работником. Во времена Неемии допускалось двойное отступление от этого предписания: 1) продавались только дети, т.е. нарушалось единство семьи, и 2) с этими детьми обращались как с рабами.

5:7 строго выговорил знатнейшим. Со стороны Неемии это был смелый поступок.

берете лихву. Закон запрещал не только брать высокий процент с одалживаемых денег, но и вообще ростовщичество (Исх 22:25−27; Лев 25:36; Втор 23:20).

5:10 И я также, братья мои. Судя по всему, Неемия тоже давал деньги в рост (1:6−7).

оставим им долг сей. Призыв Неемии относился и к нему самому.

5:11 хлеба, и вина, и масла. Эти три продукта всегда перечисляются именно в таком порядке, что отражает последовательность сельскохозяйственных работ: сначала собирали урожай хлеба, затем — винограда, и, наконец, — олив.

5:12 дать клятву. Этой клятвой заверяется решимость вернуться к соблюдению Моисеева завета в том, что касается рабства за долги.

5:13 пусть вытряхнет Бог. Возобновление завета часто сопровождалось обещанием наказания тем, кто отныне нарушит свое слово (ср. Иер 34:8−22).

аминь. Народ, произнеся это слово, присоединился к клятве; обещанное было им исполнено. Бог таким образом во второй раз через Неемию отвел опасность, грозившую прервать строительство.

5:14 от двадцатого года до тридцать второго года. Т.е. с 445 по 433 г. до Р.Х. Эти двенадцать лет — первый срок пребывания Неемии в Иерусалиме в качестве областеначальника; по истечении двенадцати лет он был отозван к персидскому двору (13:6−7), после чего снова вернулся в Иерусалим. Продолжительность второго пребывания Неемии в Иерусалиме неизвестна.

хлеба областеначальнического. Областеначальник имел право облагать народ податью в свою пользу; Неемия, заботясь о благе народа, отказался от такого права (5:18; ср. 1Кор 9:4, 12; 2Фес 3:8−9).

5:15 прежние областеначальники... отягощали народ. Среди прежних областеначальников названы Шешбацар (Езд 5:14) и Зоровавель (Агг 1:1), но, видимо, здесь имеются в виду не они, поскольку их правление предшествовало правлению Неемии почти на столетие. Речь идет о тех, кто был областеначальником непосредственно перед Неемией и своей политикой породил трудности, которые ему пришлось преодолевать (см. ком. к 5:1−13).

по страху Божию. См. ком. к 1:11.

5:16 Неемия стал областеначальником не для собственного возвышения, а для исполнения служения, ради которого он и отправился в Иерусалим (2:5).

5:17 бывало за столом у меня. Согласно персидскому обычаю, Неемия, будучи областеначальником, должен был принимать у себя подчиненных ему чиновников, а также высоких чужестранных гостей.

5:18 на один день. Обладая значительным богатством, Неемия был человеком весьма щедрым: перечисленной здесь еды хватило бы человек на семьсот.

5:19 Помяни... во благо мне. Молитвенное обращение «помяни» встречается во второй раз (см. ком. к 1:8). Это первая из четырех просьб Неемии помянуть его и его дела (13:14, 22, 31).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.