«Почему ты не подчиняешься царскому приказу кланяться Аману?»
«Царь Артаксеркс, среди нас живёт один народ, рассеянный между народами по всем областям твоего царства. Эти люди живут отдельно от других народов, их обычаи отличаются от обычаев всех других народов, и они не подчиняются царским законам. Царю не следует позволять им продолжать жить в твоём царстве.
«Делай с этими людьми всё что захочешь, а собранные деньги можешь оставить себе».
3:1−15 Мардохей бросает вызов Аману, новому первому министру Артаксеркса; Аман отвечает на вызов, замыслив уничтожить евреев, и даже устанавливает дату начала истребления путем жребия.
3:1 Амана, сына Амадафа, Вугеянина. Происхождение Амана, последнего из главных действующих лиц, до сих пор точно не выяснено. Несмотря на то, что имена Аман и Амадаф могут быть персидскими, причисление Амана к потомкам вугеян вызывает ассоциации с Агагом, царем амаликитян, заклятым врагом Израиля, которому противостоял Саул (1Цар 14:47−48; 15; Исх 17:8−16; Втор 25:17−19).
3:2−6 Причину, почему Мардохей не пожелал оказать знаки почтения Аману, назвать трудно, ибо евреи не усматривали в поклонениях перед царями (1Цар 24:8; 2Цар 18:28) и другими особами (Быт 23:7; Быт 33:3) нарушения первой и второй заповедей (Исх 20:3−6). Однако если относиться к Аману и Мардохею как к представителям двух издревле враждующих между собой народов, амаликитян и израильтян (ср. 1Цар 15:7−9), то отказ Мардохея поклониться своему наследственному врагу — ибо Мардохей был евреем — вполне понятен (ст. 4). Точно так же можно объяснить и страстное желание Амана истребить весь еврейский народ за неповиновение Мардохея (ст. 6).
3:7 пур, то есть жребий. Аман прибегнул к древнему способу — бросанию жребия (1Цар 14:41−42; Притч 16:33), чтобы определить время, наиболее подходящее для уничтожения евреев. Множественное число от слова «пур» — «пурим», которое стало названием праздника, отмечаемого в память об окончательном падении Амана, «врага всех Иудеев» (9:23−32). См. Введение: Трудности истолкования.
3:9 десять тысяч талантов. Размер этой взятки равнялся приблизительно двум третям годового дохода Персидской империи при царе Дарий.
3:10 перстень. Поддавшись уговорам Амана, царь в ответ наделяет его правом издавать указы от своего имени (ср. Быт 41:42). Повторение полного имени Амана с добавлением «враг евреев» подчеркивает серьезность положения, в котором оказались евреи.
3:12−14 Планы Амана начали осуществляться. Ощущение безнадежности в сложившейся ситуации также подчеркивает безумство и бессмысленность указа.
3:13 имение их разграбить. Ср. 9:10, 15−16.