Псалмы 105 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Прославляйте Господа! Благодарите Господа за доброту Его; любовь Его беспредельна.
2 Неописуема великая любовь Господняя, безграничны должны быть наши похвалы Ему.
3 Блажен, кто соблюдает справедливость, кто праведен в любые времена.
4 Так вспомни, Господи, меня, когда покажешь людям доброту Свою, когда спасать их будешь, и ко мне приди на помощь.
5 Господь, позволь мне разделить с Твоим народом всё то хорошее, что делаешь Ты для него. Позволь мне быть счастливым с ним, вместе с Твоим народом восхвалять Тебя.
6 Грешили мы не менее отцов, творили беззаконие и несправедливость.
7 Когда отцы наши в Египте были, Твоих чудес не поняли они. Не помня доброты Твоей, восстали у моря Красного против Тебя.
8 Но Бог их спас ради Своего имени. Господь их спас, чтоб Свою силу показать.
9 Он повелел, и расступилось море, и Он провел как по суше их.
10 Господь спас их, избавив от врагов.
11 Покрыли воды их, и ни один не спасся.
12 Тогда Господу поверили отцы и в своих песнях восхвалили Его имя.
13 Но вскоре позабыли, что Он сделал, советами Его пренебрегли.
14 Но изголодались они в необитаемой пустыне и Господа решили испытать.
15 И Он исполнил всё, о чём они просили, но также и болезни страшные наслал.
16 И позавидовали они тогда Моисею, а также святому священнику Господа Аарону.
17 Земля разверзлась, поглотив Дафана и Авирона со всеми их людьми.
18 Вдруг пламя вспыхнуло, и нечестивцы все сгорели.
19 Они тельца возле Хорива сотворили и идолу золотому поклонились.
20 Израильтяне Господа святого променяли на изображение быка, жующего траву.
21 Они забыли спасшего их Бога, Который чудеса творил в Египте
22 и дива сотворил в земле у Хама, а также у Красного моря совершил великие дела.
23 Господь хотел истребить народ, но Моисей, Его избранник, встав пред Ним, умолял Господа не уничтожать людей, и Бог оставил их в живых.
24 И в землю благостную, Ханаан, идти они не пожелали, Господним не веря обещаниям, что Бог поможет им победить врага.
25 В шатрах своих они недовольство выражали и к Богу отказались в подчинение прийти.
26 Тогда Он поднял руку и поклялся, что погибнуть их в пустыне Он заставит,
27 а их потомков победят народы и разбросают их по всей земле.
28 Тогда в Ваал-Фегоре они Ваалу поклонялись и ели жертвы, чтобы почтить умерших.
29 И Бог от этого разгневался на них, и разразилась среди них чума.
30 Но Финеес молился Богу, и Господь смертельные болезни прекратил.
31 Он праведными считал поступки Финееса, и поэтому люди запомнят его имя навсегда.
32 У вод Меривы люди вызвали гнев Божий и на Моисея беды навлекли.
33 И огорчили люди Моисея, и согрешил устами он своими.
34 Они не уничтожили народы Ханаана, как им велел Господь,
35 а стали жить средь них, обычаи усвоив их.
36 Поклонялись идолам они, что стало их ловушкой.
37 И жертвовали демонам и сыновей, и дочерей своих.
38 Невинную кровь проливали, кровь сыновей и дочерей, которых жертвовали идолам, и осквернили землю кровью той.
39 Делами недостойными своими запачкали себя и осквернили.
40 И потому на них разгневался Господь, отвергнув Своих избранных людей.
41 Господь их передал другим народам, и стали ими управлять враги.
42 От угнетения врагов их жизнь невыносимой стала.
43 Господь их много раз спасал, но от Бога отвернувшись, они погрязли в собственном грехе.
44 Но зов их слышал Он, когда они в несчастье были,
45 и Он смягчился от Своей любви, и вспомнил соглашение, данное им.
46 И тем народам, что пленили их, внушил Он сострадание.
47 Спаси нас, Господи, Бог наш, собери нас и спаси от чужих народов. Тогда мы сможем прославлять Твоё святое имя, с радостью Тебя мы будем восхвалять.
48 Во веки веков благословен Господь, Бог Израиля! Так пусть же прославляется Он вечно! Пусть весь народ скажет дружно:
«Аминь!» Слава Господу!

Новой Женевской Библии

Пс 105 Псалом посвящен истории спасения. Основной темой данного псалма является человеческий грех и сохраняемое, вопреки ему, милосердие Божие. Псалом объединяет характерные черты хвалебного гимна (когда в нем говорится о Боге) и плача (когда речь идет человеческих грехах). Последнее молитвенное восклицание псалма в ст. 47 (ст. 48 представляет собой славословие, завершающее четвертую книгу Псалтири) призывает Господа помочь Своему народу в одолевающих его бедствиях. Стихи 1:47 и 48 данного псалма повторяются в 1Пар, гл. 34−36.

105:1 Славьте Господа. Псалом начинается и заканчивается (ст. 48) призывом славить Господа.

ибо Он благ. Псалмопевец сознает, что источником переносимых Израилем несчастий являются грехи народа, а не природа Божия.

105:3 Блаженны. См. ком. к Пс 1:1.

творящие правду. Как вскоре признает сам псалмопевец, Израиль не столько творил правду, сколько, напротив, непрестанно грешил. Этим и объясняется отсутствие Божиего благословения.

105:4 Вспомни. См. ком. к Пс 104:5.

о мне. Псалмопевец нисколько не сомневается в том, что Господь придет на помощь Своему народу, однако не уверен, удостоится ли он сам Божиего благословения.

105:6 Согрешили мы. Этот стих открывает тему упорного непослушания Израиля воле Господа.

105:7 возмутились у моря. Псалмопевец вспоминает, как предки его соплеменников, бывшие свидетелями десяти казней египетских, усомнились в могуществе Божием, оказавшись между египетским войском и Чермным морем (Исх, гл. 14).

105:9 Грозно рек морю Чермному. Персонифицированное воспроизведение перехода евреев через Чермное (Красное) море.

105:10 спас... избавил. Господь — Спаситель Своего народа. Употребленные здесь древнееврейские глаголы в ВЗ, как правило, имеют значение спасения от угрозы, исходящей от вооруженного противника.

105:13 скоро забыли дела Его. Народ недолго хранил благодарность Господу-Избавителю. Подобно тому как память бывает связана с послушанием (см. ком. к Пс 104:5), скорое забвение сопряжено с греховной непокорностью.

105:17 Дафана... Авирона. См. Чис, гл. 16.

105:19 Сделали тельца. См. Исх, гл. 32.

105:20 променяли славу свою. Т.е. заменили Бога золотым истуканом и поклонялись ему как богу.

105:22 дивное в земле Хамовой. «Земля Хамова» — одно из наименований Египта, встречающееся также в Пс 104:23. Под «дивным» подразумеваются, прежде всего, десять казней египетских.

105:23 Моисей... стал пред Ним в расселине. См. Исх 32:11−14. Моисей предстал перед Богом за весь свой народ и тем самым спас его от Господнего гнева. В определенном смысле этот его поступок прообразует великое служение Иисуса Христа, принявшего смерть во имя спасения Своего народа.

105:24 презрели они землю желанную. Т.е. землю ханаанскую, которую Бог сделал наследием Израиля. Израильтяне же усомнились в Его власти утвердить их в Ханаане (Чис, гл. 13−14).

105:26 поднял Он руку Свою. Этот жест, которым по обычаю сопровождалась клятва, свидетельствует о решимости Господа обрушить кару на головы сынов Израиля.

105:28 к Ваалфегору. Ваал был божеством народов восточного Средиземноморья в те времена, когда Израиль вступил в их пределы. В разных местностях это божество могло принимать несколько отличающиеся одно от другого обличия и, соответственно, имена.

жертвы бездушным. Иначе: «жертвы мертвым». Возможно, имеются в виду погребальные обряды хананеев, носившие черты разнузданных оргий. Эпизод, связанный с поклонением евреев Ваалфегору, описан в Чис, гл. 25.

105:31 вменено ему в праведность в роды и роды. Когда Израиль начал склоняться к язычеству, Финеес сделал все, чтобы остановить народ и вернуть его а пути Господа. За этот праведный поступок Господь вступил в завет с ним и с его родом, навеки вручив ему священническое достоинство.

105:33 огорчили дух его. Точнее: «восстали против духа Его» (Святого Духа), т.е. они не верили Богу, что Он не даст им погибнуть в пустыне.

105:34 Не истребили народов. Господь заповедал Израилю истребить населявшие землю обетованную языческие народы (Втор 7:1−6). Однако израильтяне не сделали этого, и уцелевшие хананеи стали орудием Божиего суда за грехи избранного народа.

105:37 приносили... в жертву бесам. Безжизненные истуканы язычников на деле олицетворяют собой вполне конкретную духовную реальность — бесов.

105:39 блудодействовали поступками своими. Поклоняясь ложным богам, иудеи совершали своего рода духовное прелюбодеяние.

105:43 они же раздражали Его упорством своим. В книге Судей представлена яркая картина цикличного чередования греха, раскаяния в нем и прощения, определявшего собой всю историю избранного народа.

105:45 вспоминал завет Свой. См. ком. к Пс 104:5. Один из важнейших моментов заветных отношений между Богом и избранным народом — Его готовность внять молитвам даже впавших в беззаконие израильтян.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.