Исход 18 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Иофор, мадиамский священник, тесть Моисея, услышал о том, что Бог во многом помогал Моисею и народу Израиля, и о том, что Господь вывел израильский народ из Египта.
2 Иофор, взяв с собой жену Моисея Сепфору, пришёл к Моисею в его стан у горы Божьей. Сепфора не была с Моисеем, потому что он отослал её домой.
3 Он привёл с собой также обоих сыновей Моисея: первенца, которого звали Гирсон, потому что, когда он родился, Моисей сказал:
«Я — пришелец в чужой стране»,
4 и второго сына, которого звали Елиезер, потому что, когда он родился, Моисей сказал:
«Бог моего отца помог мне и спас от египетского царя».
5 Иофор пришёл к Моисею, когда тот поставил стан в пустыне у горы Божьей, с женой Моисея и его двумя сыновьями.
6 «Я твой тесть, Иофор, — сказал он, — я веду к тебе твою жену и её двоих сыновей».
7 Моисей вышел навстречу своему тестю, поклонился ему и поцеловал его. Мужчины спросили друг друга о здоровье, а потом вошли в шатёр Моисея, чтобы продолжить разговор.
8 Моисей рассказал Иофору обо всём, что Господь сделал для израильского народа, а также рассказал обо всём, что Господь сделал с фараоном и с египетским народом. Моисей рассказал о трудностях, которые были у них в пути, и ещё рассказал Иофору о том, как Господь спасал народ Израиля каждый раз, когда он попадал в беду.
9 Иофор обрадовался, услышав обо всём хорошем, что Господь сделал для Израиля, и радовался, что Господь освободил израильский народ от египтян.
10 Иофор сказал:
«Хвала Господу! Он освободил вас из-под власти Египта, спас от фараона.
11 И теперь я знаю, что Господь превосходит всех богов. Они считали, что всё подвластно им, но смотрите, что сотворил Бог!»
12 Иофор принёс жертвы и приношения в честь Бога, а потом пришёл Аарон со всеми израильскими старейшинами, и они стали вместе с тестем Моисея есть перед Богом.
13 На следующий день у Моисея было чрезвычайно важное занятие — судить народ, и народу пришлось стоять перед Моисеем весь день.
14 Увидев, что Моисей судит народ, Иофор спросил:
«Что это ты делаешь? Почему ты один судишь, и почему к тебе весь день идут люди?»
15 Моисей ответил тестю:
«Люди приходят ко мне просить, чтобы Бог разрешил их споры.
16 Когда между ними случаются споры, они приходят ко мне, и я решаю, кто прав, и так учу людей законам Божьим и Его уставам».
17 Но тесть Моисея сказал ему:
«Так делать не следует,
18 это слишком тяжёлое дело для тебя одного. В одиночку ты с ним не справишься, оно и тебя изнуряет и народ!
19 Послушай меня, позволь дать тебе совет: я молю Бога, чтобы Он был с тобой, ты же должен продолжать выслушивать людей о том, какие у них трудности, и говорить обо всём этом с Богом,
20 но ты должен научить этих людей законам Божьим и Его уставам. Предупреди их, чтобы они не нарушали законы, объясни, как нужно правильно жить, скажи им, что они должны делать.
21 И выбери некоторых из этих людей судьями и начальниками. Выбери хороших людей, неподкупных и почитающих Бога, и дай им власть над народом, пусть они будут главными над тысячей, над сотней, над пятьюдесятью и даже над десятью,
22 и пусть они судят людей. Если дело очень важное, то пусть придут к тебе, и ты рассудишь, как поступить, остальные же дела они могут решать сами. Тогда эти люди разделят с тобой твой труд, и тебе будет легче вести за собой народ.
23 Если ты так поступишь и если Господу будет угодно, ты справишься со своими обязанностями не испытав усталости, а люди же будут уходить домой, решив все свои разногласия».
24 Моисей последовал совету Иофора:
25 выбрав хороших людей из числа израильского народа, он поставил их главными над тысячей человек, над сотней, над пятьюдесятью и над десятью.
26 Эти люди были судьями народа, и народ мог всегда прийти к ним со своими разногласиями, Моисей же решал только самые важные дела.
27 Спустя некоторое время Моисей простился со своим тестем Иофором, и тот возвратился к себе домой.

Новой Женевской Библии

18:1 — 24:18 Господь освободил угнетенный народ Израиля ради того, чтобы привести израильтян к Самому Себе и сделать их судьбу особой среди всех народов. В Десяти Заповедях завета раскрывается природа Господа и сущность Его взаимоотношений с избранным народом.

Синайский завет раскрывает также особую роль посредника. На море израильтяне, увидев силу Бога, поверили Ему и Моисею (14:31). Теперь же, на Синае, Бог возвещает о Своем намерении сойти на гору и разговаривать непосредственно с Моисеем, дабы народ, услышав это, «поверил... навсегда» (19:9).

Еще одним важным уроком в истории о богоявлении (теофании) и откровении, данном на Синае, является ритуал освящения (отделения), необходимый для встречи с Богом.

18:1−12 Моисей свидетельствует Иофору об избавлении Израиля от гнет египтян.

18:2 возвращенную. По-видимому, Моисей отослал Сепфору с детьми к Иофору спустя некоторое время после событий, описанных в 4:24−26. Это произошло после исхода израильтян из Египта.

18:4 Елиезер. Это имя означает «Бог — моя помощь».

18:11 ныне узнал я. Эта фраза свидетельствует о вере Иофора: или только что зародившейся, или получившей весомые свидетельства. Иофор приносил жертвы и разделял с израильтянами пищу не как проситель, а как равный.

18:12 всесожжение. Предписания относительно жертвоприношений даны в книге Левит.

18:19 будь... посредником пред Богом. Моисей с момента своего призвания (3:14) являлся посредником между Богом и Его избранным народом. Иофор констатирует факт и указывает Моисею, что тому необходимо определить приоритеты: что исполнять лично, а что — доверить другим (ср. Деян 6:2−5).

18:21 усмотри... людей способных. Это прообраз того, как будет действовать в дальнейшем судебная система Израиля, в которой не проводится различий между священным и мирским. Закон был дарован Богом, и послушание этому закону означало послушание Богу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.