Исход 21 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Затем Бог сказал Моисею:
«Вот ещё законы, которые ты дашь народу.
2 Если купишь раба-иудея, то он должен служить только шесть лет, а после шести лет он станет свободным без выкупа.
3 Если он был не женат, когда стал рабом, то и на свободу пусть уходит без жены, если же женатый станет рабом, пусть сохранит жену, когда получит свободу.
4 Если раб не женат, хозяин может дать ему жену, и если жена родит сыновей или дочерей, то и она, и её дети принадлежат хозяину. После того как раб отслужит положенные годы, пусть получит свободу.
5 Если же раб решит, что хочет остаться со своим хозяином, пусть скажет: „Я люблю своего хозяина, люблю свою жену и детей, я не хочу стать свободным, я остаюсь”.
6 Если так случится, пусть хозяин поставит раба перед Богом, у двери или у деревянного косяка двери, и проколет ему ухо шилом, и тот раб будет служить хозяину всю свою жизнь.
7 Если человек решит продать свою дочь в рабство, то правила её освобождения не такие, как правила освобождения мужчин-рабов.
8 Если хозяин недоволен этой девушкой, то может продать её обратно отцу, но, если хозяин пообещал жениться на девушке, он теряет право продать её другому.
9 Если же хозяин пообещал выдать рабыню замуж за своего сына, то с ней следует обращаться не как с рабыней, а как с дочерью.
10 Если хозяин возьмёт вторую жену, то он не должен отказывать первой ни в еде, ни в одежде и должен по-прежнему обеспечивать её всем, на что она имеет право в замужестве.
11 Муж обязан сделать всё это для неё, а если этого не сделает, то женщина становится свободной, и это ей ничего не будет стоить, она не должна этому человеку денег.
12 Если человек ударит кого-либо и убьёт его, то и его самого следует убить.
13 Если же произойдёт несчастный случай и человек убьёт кого-либо непреднамеренно, значит, Богу было угодно, чтобы это произошло. Тогда этот человек может бежать в одно из тех особых мест, которые Я укажу, куда люди могут бежать от опасности.
14 Но если человек задумал убить другого из-за того, что сердит на него или из ненависти к нему, то убийца должен быть наказан: уведите его от Моего алтаря и убейте.
15 Всякий, кто ударит своего отца или мать, должен быть убит.
16 Если человек похитит кого-либо, чтобы продать в рабство или сделать своим рабом, этот человек должен быть убит.
17 Всякий, кто проклянёт своего отца или мать, должен быть убит.
18 Если двое поссорятся и один ударит другого камнем или кулаком, и если тот, кого ударили, не убит, то и тот, кто его ударил, не должен быть убит.
19 Если человек изувечен и должен какое-то время оставаться в постели, то изувечивший его должен заплатить ему за потерянное время и содержать его до тех пор, пока тот полностью не поправится.
20 Иногда люди бьют своих рабов и рабынь, если раб умрёт от побоев, то убийца должен быть наказан.
21 Если же раб не умрёт и через несколько дней поправится, то тот человек не должен быть наказан, так как хозяин заплатил за раба деньги, и раб принадлежит ему.
22 Если двое подерутся и ударят беременную женщину, и это вызовет у неё преждевременные роды, но другого вреда ей не было нанесено, то тот, кто виноват, должен заплатить штраф, и муж той женщины пусть решает, какой должен быть штраф, а ему в этом помогут судьи.
23 Если же женщине причинили существенный вред, то человек, причинивший ей вред, должен быть наказан в соответствии с тяжестью преступления: отдай жизнь за жизнь,
24 око за око, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 ожог за ожог, ушиб за ушиб, рану за рану.
26 Если человек ударит раба в глаз и раб ослепнет на этот глаз, то раб будет отпущен на свободу, потому что глаз — плата за свободу, будь то раб или рабыня.
27 Если хозяин ударит раба и выбьет ему зуб, то раб будет отпущен на свободу, потому что зуб — плата за свободу, будь то раб или рабыня.
28 Если чей-то бык забодает мужчину или женщину, то забейте этого быка камнями, а его мясо не ешьте. Владелец же быка не виноват.
29 Если бык бодался и раньше и владелец был предупреждён, то виноват владелец, потому что не держал быка на привязи или под замком. Поэтому если быка выпустили на свободу и он забодал кого-то, то виноват владелец: быка того следует забить камнями, а владельца его предать смерти.
30 Родственники убитого, однако, могут согласиться принять деньги, и если они примут деньги, то того, кому принадлежал бык, убивать не следует, но он должен заплатить столько денег, сколько назначит судья.
31 Тот же самый закон должен быть соблюдён, если бык забодает у кого сына или дочь.
32 Если же бык забодает раба, то владелец животного должен заплатить хозяину раба тридцать серебряных монет, а бык должен быть забит камнями, и этот закон одинаково применим как к рабам, так и к рабыням.
33 Если кто снимет крышку с колодца или, выкопав яму, не прикроет её, и в эту яму упадёт скотина, принадлежащая другому человеку, то виновен тот, кому принадлежит эта яма.
34 Владелец ямы должен заплатить за скотину, но после того, как заплатит за неё, ему следует разрешить оставить себе труп умершего животного.
35 Если бык, принадлежащий какому-то человеку, забодает быка другого человека, то они должны продать оставшегося в живых быка, каждый из них получит половину вырученных от продажи денег, и каждый из них получит также половину туши убитого быка.
36 Если же бык и раньше бодал другую скотину, то владелец в ответе за быка. Если его бык забодает другого быка, владелец виновен в том, что выпустил быка на свободу, и должен заплатить быком за быка: должен обменять своего быка на убитого».

Новой Женевской Библии

21:1 — 23:33 Господь излагает постановления Своего завета.

21:1 законы. Данные законы дополняют основные (20:1−17) в качестве принципов, регулирующих социальные взаимоотношения. Производный характер этих законов предполагает, что они были переданы Богом через Моисея и не произносились перед всем народом, как Десять Заповедей. Гражданские и уголовные законы представлены в 22:1 — 22:15; законы, касающиеся нравственности, — в 22:16−27; 23:1−9; законы о поклонении — в 20:22−26; 22:28−30; 23:10−19. В 22:17 и далее излагаются судебные законы (типа «Если ... тогда»), предполагающие наказания. Далее следуют императивные законы (типа законов 20:1−17, гласящих: «Не делай того-то и того-то»). Эти социальные законы были призваны регулировать жизнь Израиля в обетованной земле. В древнем мире подобные судебные законы напоминали об ответственности правителя за обеспечение правосудия на его территории. О том, когда требуется Божие правосудие, рассказывается в гл. 21−23.

21:2 Еврея. Здесь имеется в виду раб-израильтянин. В случае, если человек не в состоянии выплатить долг или полностью обнищал, он мог продать себя или свою жену в рабство (4Цар 4:1; Неем 5:1−5; Ам 2:6). Израильтянин мог быть также продан в рабство своим отцом (ст. 7). Закон ограничивает срок подобного порабощения шестью годами. В юбилейный (пятидесятый) год раб должен был освобождаться. Вполне естественно, что законы, определяющие положение раба, открывали весь свод законов — израильтяне долгое время находились в порабощении у египтян.

21:6 пред богов. Т.е. пред судей. Вероятно, суд вершился в стенах святилищ Божиего. Здесь не уделяется особого внимания двери или дверному косяку, однако во Втор 15:17 эта деталь подчеркивается особо. Прокалывание уха было публичным признанием вечного рабства.

21:7−11 Законом предусматривалась продажа женщин в наложницы, а также их защита в дальнейшем. Рабыня могла быть куплена в качестве будущей невестки.

21:12 ударит. Имеется в виду удар, который нанесен умышленно.

21:13 не злоумышлял. Здесь говорится о непреднамеренном действии. Человек, совершивший этот поступок (в отличие от злоумышленника), может найти прибежище и защиту в святилище. Пребывание там продолжается до тех пор, пока не будет доказана невиновность или вина скрывающегося (3Пар 1:50 — 2:46) или же пока не утихнет гнев мстителя и не будет определен размер выкупа.

21:15 ударит отца своего. Подобные действия являются нарушением пятой заповеди.

21:16 украдет человека. В древнем мире похищение человека с целью превращения его в раба было обычным явлением.

21:17 злословит. Еще одно нарушение пятой заповеди.

21:18 камнем, или кулаком. Речь идет о менее тяжких, чем убийство, непреднамеренных действиях, которые человек совершает, не имея какого-либо оружия.

21:19 если... будет выходить из дома с помощью палки. Т.е. если человек выздоравливает.

21:20 раба. Раб, согласно Божиему установлению, провозглашается личностью, что было весьма необычным для норм того времени. Если после удара хозяина раб находился в постели временно, то поступок хозяина считался мерой воспитания, не покушением на убийство.

21:21 серебро. В то время как законы ВЗ были терпимы к «рабству по соглашению» (продажа себя в рабство), Благая Весть новозаветного христианства привел к его отмене. Законы, регламентирующие жизнь Израиля, должны быть истолкованы в их социальном и культурном контексте. Они сдерживали эксплуатацию и угнетение, имея в виду человеческое «жестокосердие» (ср. Мф 19:8).

21:22 она выкинет. Букв.: «и дети выйдут». Имеется в виду любой ребенок, мальчик или девочка, один или двое, поэтому здесь используется общее слово «дети» (как в ст. 4 и 1:17−18). Глагол же означает рождение ребенка, появление его из материнской утробы (Быт 25:26; Быт 38:28−30). В данном случае говорится о вреде, причиненном матери и преждевременно родившемуся ребенку.

21:24 глаз за глаз. В данном стихе изложен основополагающий принцип, суть которого в том, что правонарушитель обязан нести ответственность адекватно причиненному ущербу, не более и не менее (Лев 24:19−20; Втор 19:21). Подобный закон существовал и в своде законов Хаммурапи (1792−1760 гг. до Р.Х.), хотя там оговаривалось, что в случае нанесения увечья члену общины можно было ограничиться уплатой штрафа.

21:28 Если вол забодает. За ущерб, нанесенный животными, ответственность несет их хозяин, который обязан выплатить соответствующее возмещение. Поскольку вол повинен в смерти человека, мясо этого животного нельзя употреблять в пищу.

21:32 тридцать сиклей серебра. Цена раба устанавливалась ниже цены свободного человека; и именно такой была цена предательства Иуды, выдавшего Иисус (Зах 11:12; Мф 26:15).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.