Исход 22 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 «Как наказать человека, укравшего быка или овцу? Если человек заколет скотину или продаст её, он не может возвратить её и поэтому должен заплатить пять быков за одного украденного им или четыре овцы за одну украденную им. Он должен непременно заплатить за кражу.
2 Если вор, пытаясь забраться в дом ночью, будет убит, то никто не повинен в его смерти,
3 если же это случится днём, то убивший его будет виновен. Если у него нет никакого имущества, то он должен быть продан в рабство.
4 Если же украденная скотина всё ещё у того человека и ты нашёл её, тот человек должен отдать владельцу по две скотины за каждую украденную им, будь то бык, осёл или овца.
5 Если человек устроит пожар у себя на поле или в винограднике и допустит, чтобы пожар распространился на поле или виноградник соседа, он должен заплатить за потери соседа лучшей частью своего урожая.
6 Человек может развести огонь, чтобы сжечь на своём поле терновник. Если пожар распространится и сожжёт урожай соседа или зерно, растущее на поле у соседа, то тот, по чьей вине начался пожар, должен заплатить за всё сгоревшее.
7 Человек может попросить соседа взять к себе в дом на сохранение его деньги или вещи. Что делать, если эти деньги или вещи будут украдены из дома соседа? Ты должен постараться найти вора, и, если найдёшь его, он должен заплатить тебе вдвое больше, чем стоят эти вещи.
8 Если же не сможешь найти вора, то хозяин дома должен предстать перед судьёй, и судья рассудит, кто украл.
9 Что делать, если двое заспорят о быке, осле, овце, одежде или о какой-то пропаже? Один скажет: „Это моё”, а другой говорит: „Нет, это моё”. Оба должны предстать перед судьёй, и судья рассудит, кто виноват; виновный же должен заплатить другому вдвое больше, чем стоит эта вещь.
10 Человек может попросить соседа какое-то время присматривать за его скотом, будь то осёл, бык или овца. Но что делать, если скотина будет покалечена или умрёт, или кто-либо уведёт её, пока никто не видит?
11 Сосед должен объяснить, что не украл скотину, и, если это правда, он должен поклясться перед Господом, что не украл. Владелец же пропавшего животного должен принять это, и сосед не должен платить владельцу за скотину.
12 Если сосед всё же украл животное, он должен заплатить за неё владельцу.
13 Если дикий зверь растерзает скотину, то сосед должен принести в доказательство труп скотины, и тогда он не должен будет платить владельцу за растерзанную скотину.
14 Если человек на время попросит у соседа одно из домашних животных, он отвечает за эту скотину. Если животное покалечено или умерло, то сосед должен заплатить владельцу за эту скотину. Сосед в ответе, так как самого владельца там не было.
15 Но если при скотине был хозяин, то сосед не должен платить. Или же, если сосед заплатит деньги за наём скота и скотина умрёт или покалечится, то он не должен платить, так как тех денег, которые он заплатил за наём скотины достаточно.
16 Если человек вступил в половые связи с невинной девушкой, которая не замужем, он должен на ней жениться и заплатить отцу полный выкуп.
17 И если отец откажется позволить своей дочери выйти замуж за этого человека, обесчестивший её всё равно должен заплатить за неё все деньги сполна.
18 Не позволяй женщине заниматься колдовством, а если она колдует, то не оставляй её в живых.
19 Не позволяй никому заниматься скотоложеством, а если такое случится, то человек тот должен быть предан смерти.
20 Приносящий жертву лжебогу должен быть уничтожен; только одному Господу Богу ты должен приносить жертвы.
21 Помни, что в прошлом ты был чужестранцем в Египетской земле, поэтому не обманывай чужестранца в своей земле и не вреди ему.
22 Не причиняй зла ни вдовам, ни сиротам.
23 Если причинишь им зло, Я узнаю об этом, Я услышу об их страданиях.
24 И тогда Я разгневаюсь, и убью тебя мечом, и станут твои жёны вдовами, а дети — сиротами.
25 Если кто из моего народа беден и ты одолжишь ему денег, то не бери с него процентов.
26 Если кто отдаст тебе в залог свой плащ, возврати его ещё до захода солнца,
27 потому что, если у того человека нет плаща, ему нечем прикрыть своё тело и он, продрогнув во сне, станет взывать ко Мне, и Я услышу его, так как Я милосерден.
28 Не проклинай ни Бога, ни предводителей своего народа.
29 Во время жатвы отдавай Мне первое зерно и первый сок плода своего, не медли. Отдавай мне своих первенцев,
30 отдавай мне весь перворождённый скот и овец. Пусть перворождённый остаётся со своей матерью семь дней, а потом отдавай его Мне.
31 Вы — Мой особый народ. Не ешьте мяса животных, растерзанных дикими зверями, пусть псы его пожирают».

Новой Женевской Библии

22:4 вдвое. Поскольку украденное еще не продано, наказание за это преступление не столь суровое, как то, о котором упоминалось в ст. 1.

22:6 терн. Вероятно, терн служил живой колючей изгородью.

22:12 украден будет. Предполагается, что человек, которому было доверено животное, проявил безответственность.

22:16 Если обольстит кто. Законы, касающиеся добрачных связей, возлагали всю полноту ответственности на мужчину.

22:18 ворожеи. Здесь не дается определения ворожбы, но осуждается вся подобная практика в целом (Втор 18:9−13; 4Цар 21:6; Иер 27:9−10; Мих 5:12; Наум 3:4), поскольку любая ворожба является попыткой обойти волю Бога. Будущее находится только в руках Божиих.

22:19 скотоложник. Совокупление с животными (скотоложство), вероятно, было связано с культом плодородия, весьма распространенным в Ханаане. Подобные действия осуждались как извращение (Лев 18:23).

22:21 Пришельца. Эти люди временно проживали на земле израильтян, не имея никакой поддержки со стороны своих близких. Их положение во многом напоминало пребывание израильтян в Египте.

22:22 не притесняйте. О вдовах и сиротах — людях, не имеющих земных защитников, Господь заботится более всего. Он слышит их вопль и готов мстить за них.

22:26 залог. Если в залог бралась одежда ближнего, она должна была возвращаться до захода солнца, чтобы в холодное время суток человек не страдал из-за ее отсутствия (Втор 24:10−11; Ам 2:8).

22:28 судей не злословь. Этот стих апостол Павел цитирует в Деян 23:5. Обращение к представительской власти было равнозначно обращению к Божией власти. Начальник, чья власть исходила от Бога, не должен подвергаться оскорблениям.

22:29 Не медли. Букв.: «не удерживай». Члены общины завета должны были сполна отдавать Богу приношение первых плодов (в данном случае говорится о вине и масле); десятина указывала на то, что Бог владеет всем.

22:31 растерзанного зверем. Это запрещение связано с тем, что кровь животного не была выпущена надлежащим образом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.