Исход 6 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 И сказал Господь Моисею:
«Увидишь теперь, что Я сделаю с фараоном. Я обращу против него Свою великую силу, и он отпустит Мой народ. Он настолько сильно захочет, чтобы они ушли, что сам прогонит их».
2 Тогда Господь сказал Моисею:
3 «Я — Господь, явившийся Аврааму, Исааку и Иакову. Не зная Моего имени Иегова, они называли Меня Эл-Шаддай.
4 Я заключил с ними соглашение, обещая им Ханаанскую землю, на которой они жили, хотя она им не принадлежала.
5 Я знаю обо всех бедствиях израильского народа: знаю, что они рабы египтян, и помню о Своём соглашении.
6 Так скажи народу Израиля, что Я говорю им вот что: „Я — Господь! Я спасу вас и освобожу вас. Вы не будете рабами египтян. Я Своей великой силой пошлю египтянам страшное наказание и спасу вас.
7 Вы будете Моим народом, и Я буду вашим Богом. Я — Господь, Бог ваш, и вы увидите, что Я освобожу вас от египетского рабства.
8 Я поклялся Аврааму, Исааку и Иакову дать им особую землю и привести вас в ту землю. Я, Господь, отдам вам её, и она будет вашей”».
9 Моисей рассказал всё это израильтянам, но они не стали слушать его, так как их труд был настолько изнурителен, что у них не хватало терпения слушать Моисея.
10 Тогда Господь обратился к Моисею с такими словами:
11 «Пойди, скажи фараону, что он должен отпустить народ Израиля из своей земли».
12 Но Моисей ответил:
«Если народ Израиля отказывается слушать меня, то и фараон тоже, наверное, откажется! Я очень плохо говорю!»
13 Но Господь говорил с Моисеем и Аароном и велел им пойти поговорить с народом Израиля и с фараоном. Бог велел им вывести народ Израиля из земли Египта.
14 Вот имена глав семейств Израиля: у первого сына Израиля, Рувима, было четверо сыновей: Ханох, Фаллу, Есром и Харми.
15 Сыновьями Симеона были: Иемуил, Иамин, Огад, Иахин, Цохар и Саул, сын хананеянки.
16 Левий прожил 137 лет, его сыновьями были: Гирсон, Кааф и Мерари.
17 У Гирсона было два сына: Ливни и Шимеи.
18 Кааф прожил 133 года, его сыновьями были: Амрам, Ицгар, Хеврон и Узиил.
19 Сыновьями Мерари были: Махли и Муши. Все эти семьи пошли от Левия, сына Израиля.
20 Амрам прожил 137 лет. Он был женат на Иоахаведе, сестре своего отца, и у них родились Аарон и Моисей.
21 Сыновьями Ицгара были: Корей, Нефег и Зихрий.
22 Сыновьями Узиила были: Мисаил, Елцафан и Сифри.
23 Аарон женился на Елисавете, дочери Аминадава, сестре Наассона, и у них родились Надав, Авиуд, Елеазар и Ифамар.
24 Сыновьями Корея были: Асир, Елкана и Авиасаф.
25 Сын Аарона, Елеазар, женился на дочери Футиила, и у них родился Финеес. Все эти люди произошли от Левия, сына Израиля.
26 Аарон и Моисей были из этого рода, и они были теми людьми, с которыми говорил Бог, когда сказал:
«Выведите Мой народ из Египта по ополчениям».
27 Аарон и Моисей — те люди, которые разговаривали с фараоном, царём Египта, попросили его, чтобы он отпустил народ Израиля из Египта.
28 В Египетской земле Бог говорил с Моисеем, приказав ему:
29 «Я — Господь! — сказал Он. — Скажи царю Египта всё, что Я тебе говорю!»
30 Моисей же ответил:
«Я очень плохо говорю, царь не послушает меня».

Новой Женевской Библии

6:1 по действию руки крепкой. См. 4:2−3 и ком., а также 7:1. выгонит. См. 12:31.

6:2 Я Господь. Хотя фараон мнил себя богом, а Моисей был поставлен «Богом фараону» (7:1), но «Я Бог, и нет иного» (Пс 45:22).

6:3 Бог Всемогущий. Древнееврейское «Эль-Шаддай» (Быт 17:1; Быт 28:3; Быт 35:11). Каждое имя Божие выражает характер и полноту самораскрытия Божия. Если все имена Бога являются знанием о Нем, то имя Иегова есть знание не о Боге, но знание Бога как Сущего. Эту мысль хорошо выразил Иов: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя» (Иов 42:5).

6:4−6 Я поставил завет Мой... Я услышал стенания... Я Господь и выведу вас... и избавлю... и спасу. Неизбежность освобождения основывается на непреложности обетовании. Явившийся Моисею Иегова есть тот самый Бог Всемогущий, Который открылся патриархам. И поскольку Иегова всегда неизменен и верен, то Он и исполнит обещания, данные Им же, но под именем Бога Всемогущего.

6:7 Себе в народ. Это высказывание предвосхищает сказанное Господом в 19:5−6.

и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш. Еврейскому народу еще только предстоит узнать, что их Бог есть Господь.

6:8 Я Господь. См. ст. 2 и ком. Эти слова, помимо основного своего значения, выполняют функцию формулы-клятвы. Ими Бог начинает Свою речь к Моисею, которой подтверждает верность обетовании и действенность завета, ими же и заканчивает ее. Именно это немаловажное обстоятельство и придает словам «Я Господь» (Иегова) значение непреложности и неизменности, которое сохраняется за ними и во всех иных контекстуальных моментах.

6:9−12 Бог повторяет Свое повеление освободить Израиль. Упадок духа у израильтян (ст. 9) и у самого Моисея (ст. 12) свидетельствует о том, что избавление может прийти только от Бога. Бог подтвердил Свое обетование, но народ не хочет о нем слышать, и даже Моисей не верит в то, что сможет выполнить порученное ему дело.

6:13 Этот стих является обобщающим; он подчеркивает: все, что Моисей будет говорить фараону, он будет говорить не от себя, но со слов Господа.

6:14−25 Родословная, приведенная в этом фрагменте, имеет принципиальное значение — она предваряется словами: «Вот начальники поколений» и подается накануне исхода. Кроме того, эта родословная вводит Моисея и Аарона в состав народа Израилева, показывая их кровную принадлежность к народу Божию.

6:20 Маловероятно, чтобы повествование о женитьбе Амрама на его тетке по отцу было бы включено в вымышленную родословную. Подобные браки запрещались законом (Лев 18:12). Здесь названы только три женщины, участвовавшие в продолжении родословной: Иохаведа, Елисавета и дочь Футиилова.

6:23 родила ему. Здесь не упоминается ни один из прямых потомков Моисея, однако перечислены сыновья Аарона, являющиеся представителями двух последующих поколений, что позволяет установить священническую преемственность между Аароном и его наследниками через Елеазара. Приведенная родословная включает только четыре поколения сынов израилевых за все время их жизни в Египте и, несомненно, является избирательной.

6:25 Футииловых... Финееса. По всей вероятности, это имена египетского происхождения, подобно Мерари в ст. 16. Довольно часто встречались среди левитов.

6:28 — 7:5 В этом отрывке Господь вновь повторяет Свое поручение Моисею в ответ на его сомнения (6:12, 30). Теперь звучит четкое повеление израильтянам: не временно покинуть Египет, а совершить исход из него.

6:28 Этот стих возвращает повествование к ст. 13.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.