Притчи 10 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Это притчи Соломона: Мудрый сын осчастливит своего отца, глупый сын огорчает мать.
2 Не будет пользы от богатства, добытого нечестным путём, но, делая добро, человек спасается от смерти.
3 Господь заботится о праведных. Он даёт им необходимую пищу, не позволяя злым добиваться всего, что они пожелают.
4 Праздные руки приносят нищету, трудолюбивые руки приносят богатство.
5 Умный сын вовремя собирает урожай, а спящий во время жатвы будет опозорен.
6 Добрые люди приносят благословение праведным, а слова же злого лишь скрывают его подлые намерения.
7 Добрый человек оставляет добрую память, злой человек будет быстро забыт.
8 Мудрый человек принимает чужие советы, а болтливый глупец навлекает на себя беду.
9 Честному человеку опасность не грозит, но кто обманывает, тот будет пойман.
10 Скрывающий правду подвержен многочисленным страданиям, а говорящий открыто сотворяет мир.
11 Слова доброго человека — источник жизни, слова же злого лишь скрывают насилие его.
12 Ненависть приводит к раздору, а любовь прощает все ошибки.
13 Умные люди изрекают мудрость, а глупцы без побоев ничему не научатся.
14 Мудрые люди спокойны и учатся новому, глупцы своими речами приносят себе несчастья.
15 Богатство хранит богатого, бедность разрушает бедняка.
16 Поступки доброго приносят жизнь, а злого — грех.
17 Кто принимает наказание, тот своим примером учит других достойной жизни. Однако тот человек, который отвергает поучение, увлекает других на грешный путь.
18 Тот, кто скрывает ненависть, — лжец. Тот, кто открыто оскорбляет людей, — глупец.
19 Многословие — причина многих бед, но мудрый всегда сдержан в словах.
20 Слова доброго человека — чистое серебро, а мысли злого человека ничего не стоят.
21 Многим людям помогут слова доброго человека, но глупость приносит человеку погибель.
22 Благословение Господа является источником богатства, а упорный труд не умножит его.
23 Глупый наслаждается своими грешными делами, а мудрый счастлив мудростью своей.
24 Глупый будет побеждён тем, чего он боится, а добрый человек получит всё, о чём мечтает.
25 Когда нахлынут беды, злых постигнет смерть, а праведных ничто не потревожит.
26 Никогда не позволяй ленивому исполнять твои поручения; его просить о помощи также противно, как пробовать уксус или страдать от дыма, режущего глаза.
27 Кто Господа чтит, тот долго живёт, злобные же люди теряют годы жизни.
28 Надежды доброго приносят счастье, а надежды злобных уничтожают всё.
29 Господь хранит добрых людей и сокрушает тех, кто зло творит.
30 Добрые люди будут всегда вне опасности, покинуть землю будут вынуждены злые.
31 Добрые люди всегда говорят мудрые вещи, но тех, кто приносит несчастья, люди не будут слушать.
32 Добрые люди дают правильные советы, всё, что говорят злые, приносит лишь несчастье.

Новой Женевской Библии

10:1 — 22:16 Данная часть книги состоит преимущественно из предложений-пословиц. Нет оснований считать, что эта разновидность литературы мудрости появилась раньше или, наоборот, пришла на смену наставлениям, из которых состоят гл. 1−9. Это сосуществовавшие одновременно виды учительной словесности, и каждый имел свое собственное назначение. Было бы ошибочно усматривать в этих пословицах изложение статей закона применительно к различным житейским обстоятельствам. Вероятнее всего, они отражают представления людей того времени о том, как следует вести себя в конкретных жизненных ситуациях. В основе пословиц лежит убеждение в том, что земные знания и полученная в откровении Божием премудрость в своей совокупности учат народ Божий умению различать среди множества явлений и событий высший порядок, наполняющий жизнь смыслом. Запечатленная в пословицах мудрость с особой отчетливостью показывает необходимость надлежащим образом осмысливать и использовать полученные знания.

10:1−32 В значительной мере произвольное деление книги на главы не может служить основой для анализа ее текста. Однако по строению и содержанию каждую главу можно отнести к той или иной разновидности учительной литературы мудрости. Главы 10−15 состоят, главным образом, из пословиц, тема которых — сопоставление противоположностей. Использование противоположных понятий, таких как праведность — порочность, мудрость — неразумие, — один из наиболее распространенных приемов литературы мудрости. Все краткие высказывания обнаруживают следы авторской обработки, сводившейся, видимо, к объединению нескольких предложений в отдельные группы. В меньшей степени это касается интерпретации отдельных предложений, которые по преимуществу не зависят друг от друга. Несмотря на то, что многие фразы носят характер общих правил и установлений, в некоторых случаях они описывают особые ситуации. Став пословицами и утратив таким образом непосредственную связь со своим первоначальным значением, все изречения допускают известную свободу истолкования. Объединяет же их то, что все они говорят о сущности мудрости.

10:1 Притчи Соломона. См. Введение: Автор.

10:2 правда. Скорее, пожалуй, «праведность». Более половины стихов этой главы противопоставляют праведность бесчестию. В учительной традиции праведность не только означает верность закону, но и подразумевает добродетель во всех сферах жизни.

избавляет от смерти. См. 2:18; 3:18 и ком.

10:3 Не допустит Господь терпеть голод душе праведного. Эти слова подчеркивают соответствие между праведностью и жизнью как в смысле обетовании Божиего завета, так и с точки зрения житейского опыта. Вопрос о страдании праведника, представляющий особую тему, здесь не рассматривается.

10:4 См. 6:6−11; 13:4; 15:19; 24:30−34. Часто встречаемая тема в литературе мудрости: нищета сама по себе не постыдна, но нищета, являющаяся следствием лени, является позором.

10:5 сын разумный. В данном случае в центре внимания — отношения и взаимные обязательства членов семьи.

10:6 Благословения. Поскольку содержание благословения в этом месте остается неопределенным, данные слова применимы ко множеству ситуаций, однако, как и в ст. 22, они однозначно свидетельствуют о великодушии Божием.

10:7 Память. Имеется в виду посмертная память о человеке.

имя. Иначе говоря, репутация — то же, что и память.

10:8 заповеди. Т.е. наставления мудрого учителя (см. 2:1; 3:1 и ком.).

глупый устами преткнется. Т.е. сам навлечет на себя беду, поскольку, не постигая мудрости, пытается казаться мудрым.

10:9 Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно. Букв.: «(тот, кто) ходит с чистым сердцем, будет идти безопасно».

10:10 Кто мигает глазами. См. 6:13 и ком.

глупый устами преткнется. См. ст. 8 и ком. Эта фраза не подходит к первой поэтической строке стиха ни в качестве прямой параллели, ни в качестве антитезы. Септуагинта (греческий перевод ВЗ) дает следующий вариант: «но тот, кто смело судит, приносит мир».

10:11 праведника. Т.е. мудрого человека. Мудрость и праведность мыслятся как взаимосвязанные понятия.

источник жизни. Образ, сходный с образом «древа жизни» (см. ком. к 3:18). Источник жизни — слова мудреца (ср. Иез 47:1−12 и Откр 22:1−3).

10:12 Ненависть. Это чувство отвергает добросердечие в человеческих взаимоотношениях. В 1Ин 3:15 ненавидящий брата своего отождествляется с убийцей. Ненависть, попирая все установленные связи, разрушает человеческое общество.

покрывает. Стремясь сохранить гармонию человеческих отношений, любовь скрывает все, что способно нарушить их. Идея этого стиха используется в Иак 5:20 и 1Пет 4:8.

10:14 сберегают знание. Мудрый человек продолжает учиться, уже не будучи учеником; глупец же считает, что он знает все.

уста глупого. Примечательно, что глупец в большинстве случаев предстает болтуном (ст. 6, 8, 13, 18−19, 31−32). Послание Иакова, своего рода «книга Притчей» НЗ, также затрагивает эту тему (Иак 1:26; Иак 3:1−12). Наставлениям о том, когда уместно молчать, а когда — говорить, отводится в учительной литературе значительное место (см. 26:4−5; Иов 38:2; Иов 42:1−6).

10:15 крепкий город. Речь идет об изменчивости жизни. Спокойствие и уверенность состоятельного человека основываются на его богатстве (28:11), однако он легко может убедиться в его призрачности (11:4, 28; 18:10). Только Бог способен надежно защитить человека (3:5−6; 23:4−5; 30:7−9).

беда. Бедный человек беззащитен перед лицом неожиданных обстоятельств. В этом стихе нет нравственной оценки ситуации и ничего не говорится о том, справедливо ли такое положение дел. Здесь просто констатируются факты и не подразумевается, что богатство всегда является злом или бедность — добродетелью.

10:18 По форме это высказывание отличается от большинства пословиц главы, построенных по принципу противопоставления. Речь в нем идет о неискренности и клевете, повинный в них человек либо зол, либо глуп (см. ком. к ст. 14).

10:19 См. ком. к ст. 13−14. Сдержанность в словах — свидетельство мудрости, в то время как болтун лишь обнаруживает свой порок (ср. Иак 1:26; Иак 3:1−12).

10:20 См. ком. к ст. 19.

Отборное серебро. Мудрые речи дорого ценятся.

сердце. В данном случае это слово синонимично слову «язык». Нрав грешника проявляется в его пустых речах (см. Мф 15:18−19).

10:21 См. ст. 11 и 17. Мудрость способствует благу многих людей. «Праведный» здесь является синонимом слова «мудрый».

10:22 обогащает. В контексте ВЗ эти слова подразумевают материальное благосостояние, неотъемлемую черту Соломоновой мудрости (3Цар 4:22−28; 3Цар 10:4−10). Однако богатство является не целью мудрости, а наградой за нее (см. ст. 2).

10:23 преступное деяние. Т.е. поступок, который нарушает царящее в мире согласие.

10:24 страшится. В данном случае имеется в виду не страх Господень, а боязнь возмездия Божиего. В более широком смысле это место, по-видимому, указывает на неизбежность Божиего суда.

10:25 Вполне возможно, что противопоставление благоразумного человека человеку безрассудному в Мф 7:24−27 Иисус заимствует отсюда. Мудрость ведет к жизни, неразумие — к гибели (см. ст. 2 и ком.).

10:27 Страх Господень. См. 1:7; 9:10 и ком. Согласие с Богом означает согласие с окружающей жизнью. Как и в пятой заповеди (Исх 20:12), благословение Божие связывается прежде всего с надеждой на продление жизни в земле обетованной.

10:28 Этот стих развивает мысль ст. 27 (см. также ст. 24).

10:29 См. ст. 28 и ком. Данное высказывание имеет ярко выраженный богословский характер и основывается более на положениях закона, нежели на житейском опыте. Подобными словами мудрецы напоминают, что источником мудрости и всякого истинного знания является самооткровение Бога Израилева, запечатленное в Его законе (см. ком. к 2:20−22).

10:30 См. ст. 27. Земля, о которой идет речь, — это земля обетованная, составляющая основу жизни. Обладание ею возможно лишь при условии безоговорочной веры в обетования завета.

10:31−32 См. ст. 14 и ком.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.