Притчи 11 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Некоторые пользуются неверными весами, чтобы обманывать людей. Господь ненавидит это, но точные весы Ему по нраву.
2 Гордость — причина позора, но мудрость приходит к кротким и смиренным.
3 Честность управляет поступками праведных людей, но злые, обманывая других, уничтожают самих себя.
4 На суде Господнем не помогут деньги, но добрые дела спасут от смерти.
5 Жизнь доброго человека будет лёгкой, если он честен, а злого погубит собственное зло.
6 Честного человека спасает доброта, но злые будут пойманы тем злом, которое они творят.
7 Злому после смерти не остаётся надежды — все его надежды погибают и ничего не стоят.
8 Добрый человек избежит беды, а зло творящий попадётся в её сети.
9 Своими речами лицемер приносит людям вред, но доброго мудрость сохранит.
10 Успехами доброго счастлив весь город, когда уничтожен злой человек, все торжествуют.
11 От благословения доброго город процветает, но сказанное злым способно разрушить город.
12 Глупец клевещет на своих соседей, но мудрому известно, когда лучше смолчать.
13 Не заслуживает доверия тот, кто разглашает чужие секреты, но верный человек не сеет слухи.
14 Падёт то царство, чей правитель слаб, но при мудрых советниках этот народ спасётся.
15 Если ты пообещал заплатить долг другого, ты пожалеешь об этом. Ты будешь в безопасности, если не возьмёшь эту ответственность на себя.
16 Кроткая женщина приобретает уважение, наглый же приобретает лишь богатство.
17 Добрый получит прибыль, но жестокий — причина собственных бед.
18 Злой деньги берёт обманом, справедливый получает истинную награду.
19 Искренность и доброта ведут к жизни, но злые следуют за злом и обретают смерть.
20 Господь ненавидит творящих зло, но счастлив теми, кто поступает праведно.
21 Это верно, что будут наказаны злые, а добрые будут освобождены.
22 Если женщина красива, но глупа, то это можно сравнить с золотым кольцом в пятаке у свиньи.
23 Исполнение желаний доброго человека приумножает добро, но исполнение желаний злых влечёт за собою только беды.
24 Дающий щедро получает ещё больше, но бедность ждёт того, кто жаден.
25 Дающий щедро получит прибыль и, помогая другим, ты больше получишь сам.
26 Проклят жадный человек, не продающий зерно, но благословен тот, кто продаёт зерно, чтобы накормить других.
27 Стремящийся делать добро пользуется уважением, но ничего, кроме бед, не получает творящий зло.
28 Кто верит лишь в своё богатство, упадёт как мёртвый лист, но добрый расцветёт словно молодой побег.
29 Кто приносит несчастья своей семье, ничего не приобретает и будет в итоге прислуживать мудрым.
30 Дела добрых людей — это дерево жизни, мудрый даёт людям новую жизнь.
31 Если доброму воздаётся на земле, то, несомненно, и злым воздастся по заслугам.

Новой Женевской Библии

11:1−31 Как и в гл. 10, большинство пословиц этой главы противопоставляют праведность бесчестию.

11:1 Неверные весы. Этика завета основывается на доверии во взаимоотношениях. Именно воля Божия находится в центре внимания автора.

11:2 гордость... посрамление. Мудрость включает в себя смирение.

со смиренными — мудрость. Смирение, в отличие от гордости, ведет не к славе, а к мудрости. Смирение означает умение правильно оценивать себя и свое место в мире. Таким образом познается высший смысл истинного миропорядка, к чему и стремится мудрость.

11:3 Непорочность. Первоначальное значение соответствующего древнееврейского слова — «цельность». Оно указывает на нравственное совершенство.

11:9 прозорливостью. Мудрость и прозорливость позволяют человеку избежать бесчестия (см. ст. 4:6, 8).

11:10 Общество может быть жизнеспособным только если ему известны понятия добра и зла, награды и возмездия. Гибель тех, кто несет зло, разрушение и нищету, является закономерным плодом их деяний.

11:11 Сказанное в ст. 9 здесь распространяется на все общество. Под благословением праведных подразумевается то благотворное влияние, которое они оказывают на общество в целом.

11:12 См. ст. 9 и ком. Человек не может завоевать доброе имя, унижая другого презрением.

11:14 попечения. См. 15:22; 20:18; 24:6.

советниках. Политическая жизнь времен правления Давида характеризовалась наличием большого числа советников, что говорит о значении, которое придавалось мудрости (2Цар 15:30 — 17:23).

11:15 См. 6:1 и ком.

11:17 милосердый. Забота человека о самом себе выражена в словах: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Всякое благо для ближнего становится благом и для нас.

11:18 См. 10:2, 16; 2Кор 9:6−11. Награда, о которой идет речь, может быть как материальной, так и духовной. Главное здесь — непреходящая ценность наград, которые ожидают праведников.

11:19 Ср. Втор 30:15−20. Однако понятия праведности и зла используются здесь в более общем смысле и указывают на богоданный порядок бытия, который познается на опыте.

11:20 Это утверждение основывается на завете и вытекает не из житейского опыта, а непосредственно из Божественного откровения (см. 3:32).

11:21 не останется ненаказанным. Имеется в виду не только человеческое возмездие, но и суд Божий.

семя же праведных спасется. Здесь, как и в предыдущем случае, речь идет о суде Божием и грядущем спасении праведников.

11:24 Щедрость дающего является залогом его благополучия, поскольку не менее щедро ему воздает Бог.

11:27 См. ст. 17 и ком. Слова «кто стремится к добру» относятся либо к человеку, который своей заботой о других приобретает добрую славу, либо к тому, кто, стремясь к праведной жизни, становится угоден Богу.

11:28 Надеющийся на богатство свое упадет. Надежда на богатство подменяет упование на Господа. См. ком. к ст. 24.

праведники, как лист, будут зеленеть. Т.е. будут полны жизни (в том смысле, в каком понимает это слово библейская литература мудрости).

11:29 Расточительство не однозначно щедрости. Расточительство — это бессмысленные траты ради удовлетворения своих прихотей. Щедрость — удовлетворение потребностей других людей.

11:30 Плод праведника — древо жизни. Несмотря на некоторую неопределенность метафоры, смысл ее очевиден: праведность дарует жизнь (см. ком. к ст. 28).

привлекает души. Букв.: «забирает души» или «забирает жизни». Очевидное значение этого выражения — «лишать жизни», и некоторые комментаторы, дабы устранить возникающее противоречие, вместо стоящего рядом слова «мудрый» предлагают переводить соответствующее ему слово из древнееврейского текста как «беззаконный» (Септуагинта) или «жестокий». В любом случае перевод этого выражения не является бесспорным.

11:31 праведнику воздается. Даже праведники не избегнут строгого суда, каждый получит по заслугам. В соответствующем месте Септуагинты сказано: «праведник едва спасается». Ср. 1Пет 4:18.

тем паче нечестивому. Провозглашаемый здесь принцип ответственности человека за свои поступки очевиден: если даже праведники должны держать ответ, то нечестивцы тем более подлежат суду.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.