Притчи 15 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Кроткий ответ смиряет гнев, но грубый ответ его разжигает.
2 Когда говорит мудрый, он учит мудрости, но глупец лишь вздор несёт.
3 Господь видит всё, что кругом происходит. Он смотрит и на добрых, и на злых.
4 Добрые слова словно дерево жизни, но лживые слова уничтожают дух.
5 Глупый пренебрегает советами отца, но мудрый внимателен, когда его поучают.
6 Добрый человек многим богат, но всё, чем обладает злой, ведёт его к несчастью.
7 Уста мудрых распространяют знание, о глупых же такого не скажешь.
8 Господь ненавидит жертвы злых, но счастлив услышать молитвы праведных.
9 Господь ненавидит поступки зло творящих, но любит творящих добрые дела.
10 Тот, кто живёт недостойно, будет наказан, а тот, кто ненавидит наставления, будет уничтожен.
11 Господу всё известно, даже то, что происходит в обители смерти, потому сердца и мысли людей для Господа не тайна.
12 Глупец ненавидит тех, кто его поучает, такой человек отказывается от советов мудрых.
13 На лице счастливого — радость, но если в его сердце грусть, то дух его подавлен.
14 Мудрый стремится увеличить свои знания, глупый же ищет только глупости.
15 Для бедного жизнь невыносима, но даже для него жизнь может стать праздником, если он решит без уныния относиться к происходящим событиям.
16 Лучше быть бедным и почитать Господа, чем быть богатым, но иметь несчастья.
17 Лучше едва утолить голод там, где любовь, чем есть досыта, где ненависть.
18 Вспыльчивый человек — причина бесконечных споров, но терпеливый — основа спокойствия и мира.
19 На пути ленивого — лишь терновник и преграды, но для праведных жизненный путь — гладкая дорога.
20 Мудрый сын отцу приносит счастье, а глупый — своей матери позор.
21 Глупец счастлив глупыми поступками, но мудрец всегда осторожен в своих делах.
22 Не сбудутся планы человека, не желающего принимать советы, но сбудутся планы того, кто прислушивается к мудрым наставлениям.
23 Счастлив человек, чей ответ правилен, и слово, сказанное вовремя, помогает.
24 Все дела мудрого ведут его к успеху в жизни и хранят его от смерти.
25 Господь разрушит дом гордеца, но защитит дом вдовы.
26 Злые мысли Господь ненавидит, но счастлив словами доброго.
27 Лгущий ради корысти приносит своей семье несчастья, но честного не коснутся беды.
28 Добрые люди думают, прежде чем дать ответ, но злые говорят раньше, чем успевают подумать, и это приносит им несчастья.
29 Господь от злых людей далёк, но слышит Он всегда молитвы добрых.
30 Тот, кто улыбается, делает счастливыми других, и от добрых новостей люди чувствуют себя лучше.
31 Мудрый всегда прислушивается к тем, кто его разумно наставляет.
32 Кто отказывается от поучений, тот причиняет вред себе. Тот, кто прислушивается к критике, обретает ещё большую мудрость.
33 Мудрость учит тебя Господа почитать, а смирение должно прийти прежде, чем тебе воздадут хвалу.

Новой Женевской Библии

15:1 См. ст. 2, 4, 7, 14 и 23. Слова обладают силой, которая способна устанавливать и разрушать человеческие отношения.

15:2 См. 6:17, 24; 10:20, 31; 12:18−19.

15:3 См. 2Пар 16:9; Пс 32:13−14. Предостережения против гнева и бессильной злобы обосновываются указанием на всевидение Божие, от которого не может укрыться ни добро, ни зло (см. статью «Бог видит и знает: Божественное всеведение»).

15:4 древо жизни. См. 3:18 и ком.

15:5 См. 1:8; 6:20; 12:15; 13:1, 13, 18. Смиренное ученичество — признак благоразумного человека.

15:6 сокровищ. Это слово, с одной стороны, подразумевает материальное богатство (3Цар 4:20−28), а с другой является метафорой мудрости (8:18−21).

15:7 См. ст. 2 и ком.

15:8 См. Ис 1:12−13; Ам 5:21−22. Обращаясь к религиозной жизни Израиля, мудрец акцентирует внимание на условиях завета, в рамках которого действует мудрость.

15:10 от пути. Т.е. от пути мудрости (2:12−15).

ненавидящий обличение погибнет. См. 2:18 и ком.

15:11 Преисподняя. См. ком. к 1:12.

Аваддон. Губитель. В данном случае — синоним смерти.

15:12 распутный. Точнее: «насмешник» (см. 1:22 и ком.).

15:13 См. ком. к 14:30.

15:14 Мудрый человек ищет знания, никогда не останавливаясь на достигнутом.

15:15 См. 14:30 и ком.

пир. Здесь — метафора радости.

15:16 Здесь говорится о том, что страх Господень сам по себе уже богатство (ст. 6 и ком.).

большое сокровище, и при нем тревога. См. 10:2. Богатство, не подкрепленное мудрой жизнью, призрачно (Мк 10:25).

15:17 Духовное родство крепче родства кровного.

15:18 См. ст. 1; 14:17, 29.

15:19 См. 6:6−11; 10:4; 13:4.

праведных. В данном случае — трудолюбивых, прилежных, добродетельных.

15:24 См. 2:18−22 и ком.

от преисподней. См. ком. к 1:12.

15:25 Это упоминание о божественном воздаянии основывается, скорее, на откровении о божественном искуплении, чем на видимых фактах.

15:26 Должные отношения с Богом являются вершиной мудрости (см. ст. 8−9).

15:27 Корыстолюбивый. Содержание второй части стиха предполагает, что это слово относится к тому, чье богатство приобретено неправедным путем.

15:28 Одним из признаков мудрости является способность не только давать взвешенные советы, но и осознавать свою ответственность за них.

15:29 См. ком. к ст. 8.

15:30 Ср. ст. 13.

Светлый взгляд. Очевидно, это выражение следует понимать в смысле: глаза — зеркало души.

15:32 внимает обличению. См. 1:7; 11:2 и ком.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.