Притчи 21 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Как земледельцы роют каналы для поливки полей, меняя направления потоков, так и Господь управляет разумом царей. Он может направить царя, куда Он желает.
2 Человек думает, что делает всё правильно, но Господь судит по их истинным намерениям.
3 Делай то, что справедливо и праведно. Господу это угодно больше, чем жертва.
4 Глазами и сердцем показывает человек зло: глаза, унижающие других, и сердце, полное высокомерия, — всё это грех.
5 Торопливость приводит к потере, планы же тех, кто усердно трудится, приводят к изобилию.
6 Быстро исчезнет богатство, добытое обманом; оно приведёт тебя к смерти.
7 Злые будут уничтожены за зло, ими сотворённое, так как они отказываются от праведности.
8 Злые всегда стремятся обмануть, но добрые всегда искренни и справедливы.
9 Лучше жить в отдалённом углу на крыше, чем в доме со сварливой женой.
10 Злобные хотят сделать больше зла, и они немилосердны к окружающим.
11 Накажи того, кто смеётся над праведностью, и даже глупые примут этот урок. Однако даже незначительное поучение даст мудрому необходимое знание.
12 Справедливый Бог знает о делах нечестивых людей, и Он их накажет.
13 Кто отказывается помочь бедным, тому не будет помощи в нужный момент.
14 Если кто-то сердит на тебя, сделай ему тайный подарок. Подарок, сделанный тайно, может унять сильный гнев.
15 Справедливый суд приносит добрым людям счастье, но злых пугает.
16 Человек, теряющий путь мудрости, идёт в сторону погибели.
17 Если приятное времяпрепровождение — главное для человека, то он будет беден, и, если человек тот любит вино и еду, он никогда не будет богатым.
18 Злые должны заплатить за всё зло, причинённое добрым. Лживые должны заплатить за все неприятности, которые они доставили честным.
19 Лучше жить одиноким в пустыне, чем со вспыльчивой и сварливой женой.
20 Мудрый бережёт нужные ему вещи, а глупый сразу же их использует.
21 Кто постоянно стремится к доброте и любви, будет жить в достатке и чести.
22 Мудрый может сделать всё что угодно: он сможет штурмовать любой город, защищённый многочисленной армией, а также разрушить укреплённые стены, на которые все надежды возлагали.
23 Кто осторожно выбирает слова, тот спасает себя от несчастий.
24 Гордец считает, что он лучше других; он своими поступками показывает собственную злобу.
25 Ленивый навлекает на себя беду, так как он отказывается работать.
26 Жадному всегда всего мало, добрый же человек щедро даёт и нужды не знает.
27 Господь не находит счастья в жертвах, приносимых злыми, особенно, когда они корыстны.
28 Свидетель, пойманный на собственной лжи, будет наказан, а слову честного всегда можно верить.
29 Добрый всегда знает, что он прав, но лживому надо притворяться.
30 Нет достаточно мудрого человека, чтобы строить успешные планы, если Господь против планов этих.
31 Люди могут приготовиться для битвы, даже коней для сражения могут снарядить, но только Господь даёт победу.

Новой Женевской Библии

21:1 Сердце царя — в руке Господа. Эти слова свидетельствуют о власти Божией и над языческими правителями, которые, хотя и неосознанно, исполняют Его волю (как, напр., Кир, Ис 45:1).

21:3 См. ст. 27. Тема данного стиха относится, скорее, к области пророческих книг (см. 1Цар 15:22; Ис 1:11−17) и является редкой для учительной литературы (см. 15:8 и ком.).

21:4 Гордость очей. См. 6:17. Эти слова подразумевают гордыню и надменность и означают то же, что и «надменное сердце».

21:5 Ср. 19:15 и 21:25, где на лень указано как на причину нищеты. Данный стих сопоставляет поспешные поступки с хорошо обдуманными и исполненными намерениями.

21:7 обрушится на них. См. 1:17−19 и ком.; 12:13.

21:9 в углу на кровле. В израильских домах кровли были плоскими и жить на кровле, хотя она продувалась ветрами и поливалась дождями, было возможно (но крайне дискомфортно).

21:10 желает зла. Это сущностная характеристика нечестивости как таковой.

21:12 Праведник. Это слово в древнееврейском тексте можно читать и как Праведный (Господь). Скорее всего стих говорит не о праведнике, на глазах которого наказан нечестивый, а о Божием воздаянии, основой которого выступает праведность Божия.

21:15 Справедливый правопорядок обусловливает благополучие тех, кто живет в согласии с этим установленным порядком. В литературе мудрости постоянно говорится о существовании порядка, который, хотя и является несовершенным из-за присутствия в мире греха, все же поддерживается Богом. Задача людей — понимать законы этого порядка и жить согласно им. В центре его находится завет, а верность ему является частью того, что понимается под выражением «страх Господень».

21:16 См. 2:18; 3:18 и ком. Отказ от мудрости равносилен отказу от жизни как таковой и толкает на путь смерти.

21:17 вино и тук. Здесь — символ расточительности.

21:18 Выкупом. См. 11:8; Исх 21:28−30. Выкуп — сумма, выплачиваемая в качестве погашения долга. Однако в приведенной пословице, по всей вероятности, это слово используется в более общем смысле как указание на выбор между оправданием и осуждением. Вряд ли здесь имеется в виду страдание, переносимое во искупление чужой вины, хотя прообраз страдающего раба (Ис 53) и его исполнение во Христе придают новый смысл данному стиху.

21:19 См. ст. 9 и ком.; 19:13.

21:21 Цели и результаты мудрости представлены здесь в понятиях, характеризующих общественные отношения.

правду. Справедливые взаимоотношения.

21:22 См. 16:32. Грубая сила не может заменить мудрость. Образы данного стиха напоминают о духовном воинстве из 2Кор 10:4.

21:23 См. 13:3; 15:23; 18:13.

21:24 кощунник. См. 9:7; 19:25 и ком.

21:25 См. 19:24 и ком.

Алчба. Сильное желание, жажда чего-то.

21:26 Данную пословицу можно рассматривать как продолжение ст. 25. В противном же случае она является противопоставлением жадности и щедрости.

21:27 См. ст. 3; 15:8 и ком.

21:28 См. 14:25; 19:5, 9 и ком.

21:30 Относительность земной мудрости раскрывается в свете разума и могущества Божиих.

21:31 Библейская мысль и литература мудрости как ее составляющая признают, что самостоятельность человека всегда ограничивается властью Божией, однако человек не имеет права отказаться от ответственности под предлогом упования на Господа.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.