Притчи 25 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Вот ещё мудрые изречения Соломона, собранные слугами Езекии, царя Иудеи.
2 Мы Господа восхваляем за неведомые нам тайны, но царю мы славу воздаём за те дела, которые он совершает прилюдно.
3 Никто не знает, насколько высоко небо или глубока земля, так и разум царей непостижим.
4 Удалив все примеси, ты очистишь серебро, и тогда из него ремесленник сделает красивое изделие.
5 Прогони злых советников от царя, и доброта сделает его царство сильным.
6 Не строй из себя важную персону, не хвались собой перед царём.
7 Гораздо лучше, если царь сам позовёт тебя, предоставив самоё почётное место, чем опозориться перед царскими вельможами, пересаживаясь на менее почётное место.
8 Не спеши оклеветать человека перед судьёй. Если он докажет, что он прав, ты будешь посрамлён.
9 Если у тебя законная тяжба с соседом, постарайтесь решить её между собой, но не выдавай его сокровенные тайны.
10 Иначе ты будешь опозорен и приобретёшь дурную славу, с которой никогда не расстанешься.
11 Нужное слово, сказанное в подходящее время, словно золотое яблоко в серебряной оправе.
12 Поучения мудрого стоят дороже, чем золотые кольца и украшения из лучшего золота.
13 Гонец, которому можно доверять, ценится, как освежающая вода в знойный день во время жатвы.
14 Кто обещает подарки и не приносит их, подобен ветру и облакам, не приносящим дождя.
15 Спокойный разговор может заставить любого изменить мнение, даже правителя. У кроткой речи своя великая сила.
16 Как ни хорош мёд, не ешь его слишком много, а то тебе станет плохо.
17 Также не ходи слишком часто в дом соседа твоего, иначе он возненавидит тебя.
18 Опасен человек, не говорящий правду. Он подобен дубине, мечу или острой стреле.
19 Будь независим от лжеца во времена бед. Его можно сравнить с больным зубом или хромой ногой, приносящей боль.
20 Петь счастливые песни грустному человеку так же глупо, как снимать одежду в холодный день или смешивать соду и уксус.
21 Если враг твой голоден, то накорми его, если пить хочет, напои его.
22 Если сделаешь так, то смутишь его, и тогда Господь вознаградит тебя за то, что ты был добр к своему врагу.
23 Северный ветер приносит дождь, а сплетни порождают злобу.
24 Лучше жить в отдалённом углу на крыше, чем в доме со сварливой женой.
25 Добрые новости издалека как прохладная вода в жаркий день.
26 Доброго человека, поддающегося влиянию злого, можно сравнить с чистым источником воды, который покрывается грязью.
27 Плохо, если ты ешь слишком много мёда, но также плохо, если ты ищешь для себя слишком много чести.
28 Человек, не способный держать себя в руках, подобен городу с разрушенными стенами.

Новой Женевской Библии

25:1 И это притчи Соломона. См. ком. к 1:1, а также Введение: Автор.

собрали. Использованное в данном случае древнееврейское слово имеет значение «передать» или «перевести», что может указывать как на преобразование устной традиции в письменную форму, так и на воспроизведение и обработку более раннего текста.

Езекии. Взойдя на престол во времена крушения северного (Израильского) царства, царь иудейский Езекия решительно приступил к возрождению заветной чистоты веры. Царствование Езекии не только ознаменовалось возвращением к закону Моисееву, но также способствовало развитию литературной деятельности, поощряя тем самым, учительное движение.

25:2 Хотя царская власть является отражением Божественной власти (16:12−15; 20:8, 26 и ком., а также 25:3, 5), сам царь всего лишь человек. В противоположность человеческой власти, в могуществе Божием всегда присутствует тайна, которая внушает благоговение и трепет.

25:3 Глагол, который в ст. 2 переведен как «исследовать» (в NIV — «отыскивают»), здесь дан в отрицательном значении. Сердце царя, как и любого человека, может исследить только Бог.

25:13 Что прохлада от снега. Образный строй стиха не имеет ничего общего с реальностью неожиданного снегопада, который губит урожай. Снег здесь означает нечто освежающее, подкрепляющее силы. Объяснение этой метафоры, заключенное в третьей части стиха, возможно, было добавлено позднее (см. также ст. 25).

25:14 См. Иуд 12. Жителям Палестины нередко приходилось убеждаться в том, что облака, сулящие долгожданный дождь, подчас не оправдывают ожиданий. То же можно сказать о человеке, который добиваясь власти, раздает ничем не подкрепленные обещания.

25:15 Кротостью. Или способностью не поддаваться ярости и противостоять искушению.

25:16−17 Эти самостоятельные высказывания объединены общим содержанием. Чувство меры, о котором здесь говорится, должно проявляться во всем: дружба хороша для человека, как мед, но так же, как пресыщение медом приводит к недомоганию, злоупотребление дружбой разрушает ее.

25:18 Ложное свидетельство уподоблено здесь орудиям войны, поскольку и то и другое всегда бывает направлено во вред.

25:20 печальному сердцу. Древнееврейский текст допускает перевод «с печальным сердцем» (ср. Пс 136:3−4).

25:22 ты собираешь горящие угли на голову его. Происхождение этой метафоры неясно, и ее значение можно попытаться определить исходя из контекста. Аналогичные слова в Пс 139:11 подразумевают казнь, а Павел в Рим 12:20 прибегает к ним, говоря о преодолении зла добром, но не уточняет их смысл. Наиболее предпочтительное значение этих слов — раскаяние и стыд, сжигающий душу.

25:23 Темой этого стиха является неизбежная взаимосвязь причины и следствия.

25:24 См. 21:9 и ком.

25:25 добрая весть из дальней страны. Т.е. неожиданное и ободряющее известие.

25:27 меду. Домогание славы может обернуться тем же, что и переедание меда (см. ст. 16).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.