Притчи 3 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Сын мой, не забудь моих поучений, помни всё, что я советую делать.
2 То, чему я тебя учу, принесёт тебе долгую и счастливую жизнь.
3 Никогда не переставай любить, всегда будь преданным и верным. Сделай это частью себя, обвяжи вокруг шеи твоей, запиши в сердце своём.
4 Тогда и Бог, и люди будут довольны тобой, и ты всегда будешь пользоваться доброй славой.
5 Во всём верь Господу и не полагайся всецело на свой собственный разум.
6 Доверься Ему во всём, что делаешь, тогда Он тебе поможет.
7 Не полагайся на свою мудрость, но почитай Господа и будь далёк от зла.
8 Это будет лекарством для твоего тела, освежающим напитком, возвращающим силы.
9 Воздавай почести Господу своим богатством, а также всегда отдавай Ему первую часть своего урожая.
10 Тогда у тебя будет всё, что нужно: амбары твои будут полны зерна, а вино будет переливаться через края сосудов.
11 Сын мой, когда Господь указывает тебе на твои ошибки, не огорчайся наказаниями, старайся извлечь урок.
12 Господь исправляет тех, кого Он любит. Он как отец, наказывающий любимых сыновей.
13 Человек, нашедший мудрость, будет счастлив, он будет блажен, когда к нему понимание придёт.
14 Прибыль, которую даёт мудрость, лучше серебра и дороже чистейшего золота.
15 Мудрость дороже драгоценностей, ничего из желаемого тобой не сравнится по ценности с мудростью.
16 Мудрость даёт долгую жизнь, богатство и честь.
17 Люди, обладающие мудростью, живут в мире и счастье.
18 Мудрость как дерево жизни для тех, кто принимает её. Хранящий мудрость будет воистину счастлив и благословлён.
19 Господь сотворил землю мудростью Своей и небеса разумом Своим.
20 Он Своим знанием сотворил воду. Благодаря Его мудрости небо нам шлёт дожди.
21 Сын мой, везде храни свою мудрость и разум, не теряй их.
22 Мудрость и разум дадут тебе жизнь и сделают её прекрасной.
23 Все свои дни ты проживёшь в безопасности и, споткнувшись, никогда не упадёшь.
24 Когда ты ляжешь спать, с тобой не будет страха и сон твой будет мирным.
25 Никогда не бойся нападок зло творящих, а также внезапных бед, которые могут случиться с тобой,
26 потому что Господь сохранит тебя и не даст оступиться.
27 Сделай всё от тебя зависящее, чтобы помочь людям, нуждающимся в помощи.
28 Если твой ближний просит тебя о чём-то, дай ему это сразу и не говори:
«Приди завтра».
29 Не строй планов, которые повредят ближнему, потому что вы живёте рядом ради взаимной безопасности.
30 Не веди другого в суд без серьёзной на то причины. Не делай этого, если он не причинил тебе зла.
31 Иные люди быстро впадают в гнев и творят жестокости.
32 Не будь таким, потому что Господь презирает злобных, но помни, что Он помогает добрым и честным.
33 Господь проклинает семьи злобных и благословляет дома праведников.
34 Если гордец насмехается над другими, то Господь унизит его, но добр Он к смиренным людям.
35 Мудрые повинуются Богу, и потому Господь им почести воздаст. Глупые же Богу не следуют, и поэтому их покроет позор.

Новой Женевской Библии

3:1−12 По всей вероятности, данные стихи представляют собой отдельное наставление. Оно начинается с обращения «Сын мой», повторенного в ст. 11, и выражается в обычных для наставления повелительных (ст. 1:3, 5−7, 9, 11) и причинно-следственных (ст. 2:4, 8, 10) предложениях. Стих 12 поясняет смысл наказания и тем самым склоняет мудрого следовать предписаниям ст. 11.

3:1 наставления. Соответствующее древнееврейское слово употребляется также в значении «закон». См. ком. к 2:20−22; статью «Введение в поэтические книги».

заповеди. Это слово часто употребляется в тех случаях, когда речь идет о законе, здесь же оно относится к мудрости и означает «настоятельный (см. 1:25) совет».

3:2 долготы дней, лет жизни. Мудрость является залогом долгой и благополучной жизни, которой Господь благословляет послушных Ему (Исх 20:12).

мира. Евр: «шалом» — гармония полноты жизни, здравия и процветания (ст. 8). В Ветхом Завете о благословении Божием говорится преимущественно в связи с земной жизнью человека, ибо еще не совершилось окончательное откровение о полноте будущей жизни по воскресении.

3:3 Милость и истина. Значение соответствующего древнееврейского выражения связано с понятием завета. Учительное наставление (ст. 1) становится подлинным руководством в жизни, лишь основываясь на знании о Боге, открывающем Себя в милости и истине завета.

обвяжи ими шею твою. Метафорический образ, осмысливающий мудрость как украшение жизни.

напиши... сердца твоего. Милость и истина должны навсегда остаться в памяти, сделаться как бы частью разума человека и подчинить себе его чувства.

3:4 милость. Или благодать (Быт 6:8). В Ветхом Завете этим словом называется дар Божий, полученный человеком независимо от каких-либо личных заслуг. В данном случае речь идет о любви Божией, на которой зиждется завет (ст. 3).

3:5 Надейся на Господа. Т.е. верь слову Господнему и Его обетованиям, открывающимся мудрым (2:6; 16:20). См. ком. к 1:7.

не полагайся на разум твой. Эти слова противопоставляют два типа мироощущения: убежденность в том, что слово Господне есть мерило всякой истины, и самонадеянная уверенность во всесилии человеческого интеллекта.

3:6 познавай Его. Так на деле проявляется тот образ мыслей человека, для которого Бог — основа всего и который знает Бога.

Он направит стези твои. Господь будет вести человека к главной цели его жизни. Природа водительства по стезям мудрости имеет два аспекта: дар мудрости от Господа и соотнесение человеком своих поступков с повелениями Божиими.

3:7 мудрецом в глазах твоих. Предостережение против самообольщения и переоценки возможностей человеческого разума.

бойся Господа. См. ком. к 1:7.

3:9 Чти Господа. Понятие богопочитания, тесно связанное с понятиями надежды на Бога и страха Господня, предваряет наставление, данное в ст. 11.

от начатков всех прибытков. Первые плоды урожая предназначались Господу (Лев 23:10; Чис 18:12−13).

3:11 Наказания. Обучение в известной мере предусматривает наказание. С большей определенностью об этом говорится в Евр 12:4−7, где апостол Павел сравнивает отношения Бога и человека с отношениями отца и сына.

3:12 Божия любовь проявляется и в наказании, ибо оно всегда идет во благо человеку, даже когда нарушает его сиюминутное благополучие.

3:13−20 Эта часть главы по форме более напоминает похвальное слово мудрости, нежели наставление.

3:13 Блажен. Понятие, обозначаемое данным словом, не имеет никакого отношения к субъективному чувству. Соответствующее древнееврейское слово, означающее счастливую жизнь, дарованную по благословению Божиему, встречается только в книге Псалмов и в библейских книгах мудрости.

3:16 См. ком. к ст. 2.

3:18 древо жизни. Образ древа жизни встречается в книге Притчей в 11:30; 13:12; 15:14, и тема жизни представляется здесь наиболее существенной. Библейское понимание жизни проникнуто осознанием ее зависимости от ее единственного Подателя — Бога и от соблюдения надлежащих отношений с Ним, нарушение которых равносильно смерти (Быт 2:17). Из этого следует, что мудрость, непосредственно связанная с этими отношениями, связана и с жизнью (2:20−22).

3:19−20 Учительные книги Ветхого Завета нередко ссылаются на понятия закона и откровения или определенно подразумевают их. Учение о мудрости основывается на следующем богословском положении: установленный миропорядок творения не полностью разрушен грехом. В данных стихах мудрость, знание и понимание выступают как качества Самого Бога, которые получили свое выражение в акте творения, в его целесообразности и упорядоченности (см. 8:22−31).

3:21−26 В этих стихах, отличающихся единообразием построения, осмысливается тема промысла Божия в отношении каждой человеческой жизни.

3:23 Умение человека руководствоваться в своих поступках верными умозаключениями рассматривается как результат водительства Божиего.

3:24 Мудрость помогает избежать опасностей, которые подстерегают нечестивых, поскольку мудрый следует путями Божиими и подчиняется Его водительству.

3:27−35 Данная часть главы состоит из запретов, регулирующих отношения между людьми. После ст. 31 следует обоснование нравственного смысла этих запретов как соблюдение воли Божией.

3:33 Здесь имеет место типичное в пословицах-притчах противопоставление добродетели пороку (10:2; 3:6, 7, 11, 16), Божиих благословений и проклятий. Прослеживается сходство с богословием завета во Второзаконии, где верность Богу вознаграждается благословением (см. Втор 11:26−29; Втор 28:1−19).

3:34−35 В этих стихах углубляется противопоставление безрассудства мудрости, которая, прежде всего, означает праведный образ жизни, заповеданный Богом Своему народу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.