Притчи 30 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Это мудрые изречения Агура, сына Иакея. Вот что он сказал:
«Боже, силы покинули меня, усталость мной овладела. Не знаю, как дальше жить.
2 Я глуп. Глупее меня нет человека на земле.
3 Я не научился быть мудрым и ничего не знаю о Боге.
4 Случилось ли когда-либо такое, чтоб кто-нибудь поднялся на небо и возвратился обратно? Поймал ли кто-нибудь рукою ветер? Удержал ли кто-нибудь всю воду в подоле одежды своей?
5 Каждое слово Божье — истинно. Он — спасение для идущих к Нему.
6 Не пытайся изменить сказанное Богом, а если попробуешь, то Он накажет тебя и докажет, что ты лжец.
7 Господи, прошу тебя, прежде чем я умру, сделай для меня следующее:
8 помоги мне не лгать. Не дай мне быть слишком бедным или слишком богатым. Дай только то, что мне необходимо каждый день.
9 Ведь если будет у меня больше, чем нужно, то я буду думать, что без Тебя, Господи, обойдусь. Но, будучи бедняком, я могу украсть и тем самым Имя Твоё позором покрыть.
10 Никогда не злословь хозяину о слуге его. Если станешь клеветать на него, то слуга проклянёт тебя, и ты пострадаешь за это.
11 Некоторые говорят против отцов своих и не уважают матерей.
12 Есть люди, думающие хорошо о себе, когда на самом деле они запятнаны несмываемым грехом.
13 Есть такие люди, которые думают, что они намного лучше других, и поэтому с презрением смотрят на других.
14 Есть люди, зубы которых подобны мечам, а их челюсти словно ножи; они до нитки обирают бедных.
15 Жадные только и знают, что требуют: „Давай мне, давай ещё!” Есть три вещи, которые никогда не насытить, нет, даже четыре, которым всегда всего мало:
16 место смерти, бездетная женщина, пересохшая земля, ждущая дождя, и горящее пламя, которое не остановить.
17 Пусть каждому, кто смеётся над отцом или матерью и отказывается повиноваться им, стервятники и дикие птицы выклюют глаза.
18 Есть три вещи, которые трудно понять мне, даже четыре, которые не понимаю:
19 орёл, парящий в небесах; змея, ползущая по скалам; корабль, плывущий через океан, и мужчина, влюбленный в женщину.
20 Неверная жена ведёт себя так, как будто ничего не сделала плохого. Она ест, вытирает рот и говорит, что ничего плохого не совершила.
21 Есть три вещи на земле, которые приносят несчастья, вернее четыре, которых не выносит земля:
22 слуга, который становится царём; глупый, у которого есть всё необходимое ;
23 женщина, которую все ненавидят, но всё равно находящая мужа, и служанка, властвующая над своей хозяйкой.
24 Есть четыре маленьких твари на земле, но мудростью они обладают:
25 маленькие и слабые муравьи, собирающие всё лето себе пищу;
26 барсук, небольшой зверёк, но способный устроить нору свою в скалах.
27 Нет царя у саранчи, но работают многие вместе.
28 Ящерица так мала, что её можно руками поймать, однако живёт она даже в царском дворце.
29 Есть три, нет, четыре существа, которые кажутся важными, когда ходят:
30 лев — самый сильный зверь, он ничего не боится;
31 гордо ходящий петух и козёл, а также царь перед своим народом.
32 Если был ты достаточно глуп, чтобы возгордиться, или строил планы навредить другим, то прекрати, устыдись и больше ничего не говори.
33 Если человек сбивает молоко, то он получает масло; если бьёт другого по носу, то появится кровь, точно так же, если рассердишь людей, то будешь причиной дела в суде».

Новой Женевской Библии

30:1−33 Особенности учительных жанров и, в частности, книги Притчей как собрания мудрых высказываний и иносказаний затрудняют определение авторства различных частей главы (см. ст. 1; ср. 1:1 и ком.).

30:1 Агура, сына Иакеева. О личности этого человека ничего не известно, однако многие исследователи полагают, что он был чужеземцем (см. ком. к 22:17 — 24:22).

изречения. Существует вероятность того, что это древнееврейское слово обозначает топоним «Масса» (см. 31:1), следовательно, Агур и Лемуил — измаильтяне из Массы, которая находилась в Аравии (Быт 25:14).

Ифиилу... Укалу. Данные слова могут быть или именами тех людей, к которым обращается Агур, или имеют значение: «Я устал, о Боже; я устал, о Боже, и ослабел» (согласно масоретскому тексту).

30:2−3 Данное утверждение, более свойственное книгам Иова и Екклезиаста, не только свидетельствует о кротости и смирении, но и обнаруживает тайну бытия и промысла Божиих. Автор остро чувствует ограниченность человеческих знаний и мудрости. Понимание того, что за пределами нашего знания располагается область тайны, является наиболее существенным из всего того, что дает книга Притчей. Ибо это напоминает о том, что Бог является не объектом познания, а Творцом всего сущего. Возможно, в тоне этого стиха чувствуется ирония человека над самим собой, однако ст. 4 поясняет ее смысл.

30:4 Вопросы Агура свидетельствуют о том, что эмпирическим познанием невозможно постичь Бога.

30:5−6 Представленное в данных стихах богословское понимание слова Божиего предполагает, что Агур, обратившись в веру Израиля, мыслит в категориях закона и пророческих писаний. В ст. 5 цитируется Пс 17:31, а в ст. 6 имеется аналогия с Втор 4:2. Оба стиха показывают, что знание Бога исходит из Его откровения и приобретается верой (1:7 и ком.).

30:5 чисто. Т.е. в высшей степени верно.

30:6 Не прибавляй к словам Его. Прибавлять что-либо к словам Божиим — значит судить о них и считать, что их нужно адаптировать к человеческим понятиям. В таком случае непосредственная основа знания и истины отделяется от Бога и переходит к людям. В этом заключается сущность гуманистической философии и здесь же — главный источник греха.

30:7−9 Эта молитва отражает желание научиться той мудрости, о которой говорит книга Притчей.

30:8 питай меня насущным хлебом. В этих словах — просьба о достатке, который позволит избежать крайностей нищеты и, в то же время, не предполагает излишней роскоши.

30:9 кто Господь? Человек, пресыщенный материальными благами, вскоре забывает о своей зависимости от Бога (Втор 8:10−18; Лк 12:16−21).

30:10 Это высказывание обнаруживает лишь поверхностную связь с предшествующими и последующими. Смысл его в том, что вмешательство в чужие дела может привести к нежелательным последствиям.

30:11−14 Если эти стихи не являются простым перечислением тех, кто заслуживает Божией кары, то содержащиеся в них изречения выражают объединение мудрости и пророчества.

30:11 проклинает... не благословляет. См. 20:20 и ком.

30:12 чист в глазах своих. См. 16:2; 21:2 и ком.

30:15 давай, давай. Жадность не знает меры — чем больше получает человек, тем большего он желает.

30:18−19 Эти четыре «пути» непостижимы либо потому, что идущие по ним не оставляют следов, либо потому, что они одновременно и просты, и таинственны. Некоторые исследователи полагают, что в центре внимания должен находиться четвертый путь, для которого остальные три служат метафорой.

30:20 Данное высказывание не является частью предыдущего и противопоставляет ему другой «путь».

30:21 трясется земля. То, о чем говорится в ст. 22−23, вряд ли способно повлечь за собой столь ужасные явления, как те, что изображены здесь. Возможно, речь идет о природном бедствии, но, скорее всего, это гипербола, обозначающая такое положение вещей, с которым невозможно примириться.

30:24−28 Относительно перечислительных высказываний см. ком. к 6:16−19. Даже если эти высказывания представляют собой всего лишь наблюдения за природой, они все равно решают одну из задач мудрости, раскрывая устройство мира и взаимосвязь явлений. Однако в большинстве притчей подобного рода о явлениях природы упоминается для того, чтобы в иносказательной форме провести параллели с человеческой жизнью (см., напр., 6:6−11). Всем названным существам приписывается некоторая мудрость, благодаря которой они выживают.

30:29−31 О методе перечисления см. ком. к 6:16−19. В этих же стихах говорится о сходстве между человеческим обществом и царством природы, а, стало быть, о тех соответствиях, которыми проникнут весь тварный мир.

30:32 положи руку на уста. Т.е. не говори ничего, что могло бы усугубить положение.

30:33 сбивание... толчок... возбуждение. В древнееврейском тексте в трех случаях стоит слово «толчок», что подчеркивает общие моменты во всех трех ситуациях.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.