Притчи 5 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Сын мой, слушай мои мудрые поучения, будь внимателен к моим словам.
2 Тогда ты узнаешь, как правильно жить, и речи твои докажут мудрость твою.
3 Слова жены другого человека могут быть соблазнительны, а поцелуи — сладки и нежны.
4 Но в итоге она принесёт тебе только горечь и боль, которые будут горше отравы и острее меча.
5 Она идёт по тропе смерти, она и тебя сведёт в могилу.
6 Не следуй за ней, она сбилась с праведного пути и сама не ведает об этом. Будь осторожен, следуй путём жизни.
7 Теперь, сын мой, послушай меня и не забывай слов моих.
8 Будь в стороне от женщины, которая в замужестве совершает прелюбодеяние, даже не приближайся к дверям её дома.
9 Если ты сделаешь это, то потеряешь уважение людей, и другие извлекут пользу из потерянной тобой чести. Кончится всё тем, что другим людям достанется всё, для чего ты трудился всю свою жизнь.
10 Люди, тебе незнакомые, заберут всё твоё богатство, получат всё, что заработал ты.
11 Ты будешь страдать в конце своей жизни.
12 Тогда ты скажешь:
«Почему я не слушал родителей моих? Почему я не слушал учителей моих?
13 Я противился наказанию, не желал, чтобы меня поправляли.
14 Теперь я вижу, что жизнь моя погублена и все видят мой позор».
15 Вот учение о браке и половых отношениях между супругами: пей воду, которая течёт только из твоего колодца,
16 и не позволяй твоей воде выплёскиваться на улицу.
17 Это означает, что ты должен быть верен своей жене, и пусть дети твои будут только от тебя и твоей жены.
18 Поэтому будь счастлив со своей женой. Наслаждайся той, на которой женился ты, будучи молодым.
19 Она прекрасна как лань, очаровательна словно косуля. Пусть её любовь полностью удовлетворит тебя, та любовь, которая покорила тебя однажды.
20 Не позволяй жене другого пленить тебя, тебе не нужна её любовь.
21 Господь воистину видит всё, что ты делаешь, и следит за тем, куда ты идёшь.
22 Грехи злобного человека будут ему ловушкой. Они как верёвки опутают его.
23 Он умрёт, поскольку отказался от послушания, он угодит в ловушку собственных желаний.

Новой Женевской Библии

5:1−23 Целесообразнее рассматривать данную главу как единое целое. Хотя в ст. 1 содержится обращение «Сын мой», а в ст. 7 — «дети», содержание главы предполагает смысловое единство. Тема ст. 15−23, вполне вероятно, является логическим продолжением предыдущих глав.

5:1−6 Эти стихи вновь предостерегают от пагубного влияния «чужой жены», изображая, с одной стороны, ее внешнюю привлекательность, с другой — гибель, которую она несет.

5:2 уста твои сохранили знание. Смысл этого выражения может быть таков: бывают случаи, когда благоразумный человек должен хранить молчание или, что человек должен иметь нечто существенное, чтобы высказать это (Мал 2:7).

5:3 Обольщение поначалу скрывается за обманчивыми, полными нежности и очарования словами (ср. описание сладости подлинной любви в Песн 4:11).

5:4 горьки, как полынь. Метафорическое осмысление горького опыта.

5:5 к смерти. В данном контексте слово «смерть» означает не просто преждевременную кончину, к которой приводит распутная жизнь, — сама неправедная, грешная жизнь, которую ведут люди вопреки установленным Богом законам, рассматривается здесь как равносильная смерти.

преисподней. Евр: «шеол» — место, где, по представлениям израильтян, обитают умершие. Беспорядочная жизнь приводит к физической смерти.

5:6 стезю жизни. Т.е. образ жизни, соответствующий установленным Богом законам.

пути ее непостоянны. В этих словах нравственное осуждение греха сочетается с уверенностью в том, что всякий безрассудный и безнравственный поступок противен воле Божией и не соответствует установленному миропорядку.

5:7−14 Данные стихи содержат подробное описание того, каковыми на деле оказываются плоды безнравственности, и во что они обходятся человеку.

5:8 Держи дальше от нее путь твой. Речь идет о сознательном выборе, который делает мудрый человек, удаляясь от общения с развращенными людьми и тем самым избегая соблазна.

5:9−11 Здесь говорится о том, сколь дорого заплатит поддавшийся искушению за свое безрассудство.

5:9 мучителю. Возможно, подразумеваются мучения как наказание за грех; совершенный грех является «мучителем» грешника.

5:11 Поведение, угнетающее достоинство человека и наносящее ущерб его благосостоянию, как правило, ведет к глубокому раскаянию в старости, когда приходит осознание того, что прожитая жизнь была пустой и напрасной.

5:12−13 В распутном образе жизни более всего проявляется безрассудство человека, пренебрегающего запретами, о которых говорится в наставлениях мудрости.

5:14 собрания. В сообществе (собрании), которое является объединением людей в рамках завета, бесчестие влечет за собой определенное законом наказание.

5:15 Пей воду. Данная метафора, как видно из контекста, относится к сексуальным отношениям.

твоего водоема... твоего колодезя. В образной форме эти слова требуют от человека хранить верность своей жене.

5:16 Пусть (не) разливаются. Т.е. «не расплескивай» себя на неблаговидные дела.

5:18 Источник. Метафора, подразумевающая супругу как источник семейного благополучия и продолжения рода.

5:19 Язык стиха напоминает любовные образы Песни Песней. Образ грациозного животного редкой красоты призван подчеркнуть красоту физических наслаждений в отношениях мужчины и женщины, узаконенных обычаями и заветом (см. Песн 1:2−3; Песн 4:1−7).

5:21−23 В рассматриваемых стихах возмездие за недостойное поведение определяется Божиим судом. Последствия безрассудных поступков, особенно в том, что касается брачных отношений, оказываются в конечном счете предопределенными промыслом Божиим.

5:23 умирает. См. ком. к 2:18 и 5:5.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.