Притчи 8 глава

Книга Притчи Соломона
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Слушай! Мудрость и Разум взывают к тебе.
2 Стоят они на вершине холма, на улицах, на перекрёстке дорог.
3 Они у ворот городских и зовут из открытых дверей.
4 Обращается мудрость:
«Я всех людей призываю!
5 Научитесь, неразумные, разуму! Наберитесь, глупые, ума!
6 Важно всё, чему учу я, потому что я истину говорю вам.
7 Все слова мои истинны, я ненавижу ложь.
8 Все слова мои справедливы, в них ничего плохого нет.
9 Все они для разумных ясны, и тот, в ком есть знание, их понимает.
10 Примите учение моё, оно дороже серебра и лучше золота.
11 Мудрость стоит дороже жемчуга и дороже любых желаний твоих».
12 «Я — Мудрость, обитаю с Благоразумием. Я — Знание, меня можно найти в предосторожности.
13 Если Господа чтит человек, то он ненавидит зло. Я, Мудрость, ненавижу тех, кто полон гордости и высокомерия. Пути неправедные и лжецов я ненавижу.
14 Но я даю людям здравый смысл и разумные советы. Я знание и силу им даю.
15 Цари с моею помощью руководят, а правители устанавливают справедливые законы.
16 Я помогаю предводителям править, а начальникам правильные решения принимать.
17 Я тех люблю, кто меня любит, и тот, кто ищет, тот меня найдёт.
18 Я приношу богатство и успех, и честь, и славу.
19 Мои дары дороже золота и лучше чистейшего серебра.
20 Веду людей я правильным путём, тропою справедливости веду.
21 Я богатство даю тем, кто любит меня, я их дома сокровищами наполняю.
22 Меня, Мудрость, первой сотворил Господь.
23 Сотворена была я ещё до создания мира.
24 Я появилась раньше океанов и прежде, чем сотворена вода.
25 Я рождена до появления гор и до возникновения холмов.
26 Я появилась раньше, чем Господь создал землю, поля и первые пылинки.
27 Я там была, когда Бог создал небеса, когда Он, прочертив круги земные, пределы океану положил.
28 Я там была, когда Он облаками наполнил небо и водой заполнил океан.
29 Я там была, когда Господь в морях определил воде границы, чтобы вода не поднималась выше тех пределов, которые указал Господь. Я там была, когда Он создал основание земли.
30 Я была рядом с Ним как искусный помощник, и был счастлив Господь каждый день, потому что я рядом была.
31 Я наслаждалась Им сотворённым миром, и счастлива была среди людей.
32 Теперь послушайте, дети, меня. Вы будете счастливы, если пойдёте моими путями.
33 Слушайте мои наставления и будьте мудры, не отказывайтесь слушать.
34 Кто слушает меня и ждёт возле моих дверей, воистину тот счастлив будет!
35 Тот, кто меня находит, жизнь находит, добро от Господа получит он.
36 А кто меня не ищет, тот в смертельной опасности живёт. Любой, кто мудрость ненавидит, любит смерть».

Новой Женевской Библии

8:1−36 В ст. 1−7 премудрость предстает как осознание человеческого опыта, проникнутое чувством страха Господнего. В данном поэтическом отрывке премудрость является наставницей и свидетельствует о себе сама. Было бы слишком смелым видеть в персонификации премудрости (особенно в 8:22−31) непосредственные черты Божественного Лица, однако совершенно ясно, что воплощенной премудростью Божией стал Иисус Христос, явивший суть и могущество мудрости (см. Ин 1:1−18; 1Кор 1:24, 30; Кол 1:15−16; Евр 1:1−4). Данная глава состоит из нескольких фрагментов, объединенных одной темой: премудрость как цель, к которой должен стремиться человек (ст. 1−11), ее власть над миром (ст. 12−21) и, наконец, свидетельства ее божественного происхождения и особого места в процессе творения (ст. 22−31); в заключительном обращении премудрость отождествляется с жизнью (ст. 32−36). Помимо мудрости, приходящей из человеческого опыта, существует предвечная премудрость Божия, которая обустраивает весь тварный мир и устанавливает необходимые связи всех созданий с Богом и друг с другом. Это означает, что человеческая мудрость приобретает силу только тогда, когда основывается на откровении Божием, то есть со страхом внимает Его слову (1:7; 9:10).

8:1 См. 1:20.

Премудрость взывает.

8:2−3 См. ком. к 1:20−33.

8:4 люди. Соответствующее древнееврейское слово обычно является обращением к лицу мужского пола, но в широком смысле может обозначать человека вообще. Премудрость обращается ко всем людям. В постижении мудрости не могут участвовать только избранные, ибо она принадлежит всему человечеству.

8:5 См. ком. к 1:4, 22.

8:6 правда. Критерий оценки ценностей.

8:7 истину. В книге Притчей многократно говорится о мудрости как об истине. Здесь подразумевается божественное происхождение слов премудрости.

8:8 справедливы. Евр: «праведны». Это слово означает нечто большее, чем нравственная безупречность, напоминая о совершенстве устроенной по замыслу Божиему

8:9 Премудрость также самодостаточна, как и слово Божие. Стремящийся к ней человек должен открыться ей. Иначе говоря, всякая истина — от Бога, без знания о Котором вся полнота правды сокрыта от нас (ср. Мф 13:10−16; Лк 11:52).

8:10−11 Сравнение премудрости с сокровищами, обладать которыми желает каждый, подчеркивает ее непреходящую ценность (см. 2:4; 3:14−15; 8:19−21; Иов 28:17) и относительную ценность материальных сокровищ.

8:12 См. 1:4.

8:13 Страх Господень. См. 1:7; 2:5; 3:7; 9:10. Премудрость напоминает, что никакая система этических норм не может обходиться без мерила праведности, добродетели и истины.

гордость... я ненавижу. Премудрость непосредственно отражает Божию непримиримость ко злу (см. 6:16; Пс 5:5; Ис 61:8; Иер 44:4).

8:14 совет. Данное слово означает не только мнение, основанное на знаниях и опыте, но и совместное обсуждение плана действий. В древнееврейском тексте это же слово используется, когда речь идет о совете Божием и Его промысле (Ис 5:19; Ис 19:17; Ис 25:1; Ис 28:29). Премудрость соучаствует в этом совете, и тот поистине мудр, на ком почиет Дух Божий (Ис 11:1−3).

8:15−16 Сотворив человека, Господь установил Своим словом пределы его власти (Быт 1:26−28). Земное владычество стало неотделимо от премудрости, а всякое мудрое правление, в свою очередь, основано на страхе Господнем (Втор 17:18−20; 1Цар 3:6−9; 1Цар 4:29−34). См. статью «Христиане и государственная власть».

8:17 Любящих меня я люблю. Мудрость сокрыта от неразумных (1:28, 29) и опекает тех, кто предан ей (4:6, 8−9).

ищущие меня найдут меня. См. 2:4−5; 3:13−15. Эти слова предполагают связь между премудростью и милостью Божией (ср. Ис 55:6), и потому не случайно, что их произносит Иисус (Мф 7:7).

8:18 богатство и слава. См. 3:2, 16. Начало правления Соломона является примером тех благ, которые приносит мудрость (3Цар 10:1−9).

правда. Значение соответствующего древнееврейского слова не ограничивается одной лишь нравственностью, а подразумевает верность Божиему закону в широком смысле, имея в виду надлежащие отношения между Богом, людьми и всем тварным миром.

8:19 См. ком. к ст. 10−11.

8:20 правды. См. ком. к ст. 18.

правосудия. В данном случае это слово — синоним слова «праведность» (см. 1:3 и ком.).

8:21 См. ст. 18 и ком.

8:22−31 В этой части главы, по форме напоминающей гимн, говорится о мудрости как о сущности мироздания. Такая точка зрения отнюдь не отрицает историю завета и божественного спасения Израиля, поскольку сами мудрецы хранят верность завету.

8:22 Господь. См. ком. к 1:7. Завет с Израилем развивает обетования Божии, данные еще в раю.

имел меня началом. Эти слова не приписывают премудрости самостоятельной божественной сущности, ибо она является одним из свойств Бога.

прежде созданий. Премудрость есть первоначальная воля Божия (Еф 1:11), Его предвечный промысел, устанавливающий все существующее и определяющий ход истории.

искони. Иными словами, премудрость предшествует самооткровению Божиему в завете и обетовании спасения.

8:23 Премудрость предшествует сотворению мира.

8:24−29 Мудрость, открывающая человеку знание о мире, основывается на данной ему Богом власти над всем творением (Быт 1:26−28; 3Цар 4:29, 33). Мудрость невозможна без понимания тварного мира, который дается в откровении (страх Господень: 1:7; 9:10).

8:24 Я родилась. Промысел Божий предшествует Его деяниям. Здесь эти слова являются поэтическим выражением, а не указанием на явление нового божественного существа.

8:28 укреплял источники бездны. См. Быт 7:11; Быт 8:2.

8:30 я была... художницею. Премудрость предстает творческим началом созидания (ср. Исх 31:3, где словом «искусство» переведено древнееврейское слово «хокма» — мудрость).

8:31 веселясь... радость. Премудрость здесь отражает удовлетворение Божие при виде Своего создания, которое было «хорошо весьма» (Быт 1:31).

8:32 блаженны. См. ком. к 3:13. Божие благословение, являясь противоположностью Его проклятию, представляет собой одно из понятий завета (см. Втор 28:1−14; статью «Божий завет милости»). Употребленное здесь древнееврейское слово служит для описания того, как мудрость вознаграждает преданных ей людей (3:13−18).

8:34 бодрствуя каждый день у ворот моих. Эти слова изображают ученика, жаждущего всякого мудрого слова, у дверей дома своего наставника.

8:35 Значение благ, которые предоставляет мудрость, здесь приравнивается к значению самой жизни. Быть живым, в свою очередь, означает состоять в нерасторжимой связи с Богом, человечеством и всем творением (см. ком. к 3:2, 18).

благодать от Господа. Вверяя свою жизнь истинной мудрости, человек достигает расположения Божия.

8:36 ненавидящие. Ненавидеть премудрость — значит ненавидеть саму жизнь (см. ст. 35) и, следовательно, любить смерть.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.