Исаия 1 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Вот видение Исаии, сына Амоса, в котором Бог явил ему то, что случится с Иудеей и Иерусалимом, и которое он видел во времена царствования в Иудее Уззии, Иофама, Ахаза и Езекии.
2 Слушайте, небеса и земля, что говорит Господь:
«Я вырастил детей Моих, Я их воспитал, но они от Меня отвернулись.
3 Знают быки своего хозяина, и знает осёл, где кормушка его, но народ Израиля не знает Меня, народ Мой не понимает».
4 Насколько же грешен народ Израиля! Вина израильтян словно бремя, которое они должны нести. Они подобны вредным и непослушным детям. Они оставили Бога и оскорбили Святого Израиля, они покинули Его и отнеслись к Нему как к страннику.
5 Господь говорит:
«Люди, почему Я вынужден по-прежнему вас наказывать? Я наказал вас, но вы не изменились и продолжали восставать против Меня. И теперь болят у вас и голова, и сердце.
6 От самых ног до темени изранены ваши тела, покрыты они порезами и язвами, но вас не беспокоило, что грязны и неперевязаны они.
7 Ваша земля опустошена, а города сожжены, враги забрали вашу землю, а чужестранцы унесли всё, что на ней росло. Опустела она словно разорённая чужеземцами.
8 Иерусалим, дочь Сиона, осталась словно пустой шатёр среди виноградника, как старый шалаш в огороде или как город, осаждённый врагом».
9 Если бы Господь Всемогущий уничтожил весь народ и не позволил некоторым из нас выжить, то мы бы тоже были стёрты с лица земли, подобно Содому и Гоморре. Нас едва не постигла та же участь!
10 Слушайте весть от Господа, правители Содома! Слушай поучения Господние, народ Гоморры!
11 Господь говорит:
«Почему вы продолжаете приносить Мне жертвы? С Меня довольно всех этих жертв баранов и бычьего жира. Я не желаю принимать кровь коров, овец и козлов.
12 Кто просил вас, чтобы вы топтали всё в Моём дворе, каждый раз, когда приходите на встречу со Мной?
13 Не приносите Мне больше жертв, Мне отвратительно ваше благовонное курение, ненавистны ваши субботы и пиры новолуния. Я ненавижу зло, творимое вами на ваших святых собраниях!
14 Всей душой Своей Я ненавижу ваши ежемесячные сборы и советы, они стали для Меня тяжким бременем.
15 Когда вы поднимаете руки в молитве, Я не желаю вас видеть, и, когда вы умножаете свои моления, Я их не слышу, потому что ваши руки в крови.
16 Омойтесь и очиститесь, прекратите совершать злые поступки, ведь все они перед взором Моим! Перестаньте творить зло!
17 Научитесь делать добро, ищите справедливости, наказывайте тех, кто угнетает других, охраняйте права сирот и вдов».
18 Господь говорит:
«Приходите, и мы рассудим всё это. И даже если вы испачканы красными пятнами греха, то выбелю Я их, и станете вы словно белоснежная шерсть.
19 Если послушаете Меня и примете, что Я говорю, то получите блага земные.
20 Если же откажетесь слушать и восстанете против Меня, тогда враги вас уничтожат».
Так говорит Господь.
21 Господь говорит:
«Взгляни на Иерусалим, город, который был верен Мне. Что подтолкнуло его к блуду? В прошлом Иерусалим был исполнен доброты, и поэтому справедливость должна править им. Но сейчас там живут одни убийцы.
22 Когда-то вы были подобны чистому серебру, но сейчас вас можно лишь с примесями сравнить, от которых избавляются люди. Вы как вино, смешанное и разбавленное водой.
23 Ваши властители — законоотступники и сообщники воров. Все они любят взятки, ожидают платы и не ищут справедливости для вдов и сирот, и не обращают внимания на тех, кто о помощи взывает».
24 Поэтому Властитель, Господь Всемогущий, Могущественный Израиля говорит:
«Я накажу вас, враги Мои, и вы больше не будете причинять бед.
25 Как щёлоком чистят серебро, так и Я сотру все ваши грехи и очищу вас от всякой примеси.
26 Я приведу обратно судей, которые были у вас прежде, а ваши советники будут такими же, как были раньше. И тогда вас станут называть „Добрым и верным городом”».
27 Господь добр и праведен, Он спасёт Сион и тех, кто обратится к Нему.
28 Преступники же и грешники, а также все те, кто оставили Господа, будут уничтожены.
29 Вам будет стыдно за сады и дубовые рощи, в которых вы поклонялись,
30 потому что вы станете подобны дубам, чья листва умирает, словно сад, засыхающий без воды.
31 Сильные станут высохшей корою, а дела их — искрами, рождающими огонь, и будут они гореть, и никто не сможет погасить тот огонь.

Новой Женевской Библии

1:1 См. Введение: Время и обстоятельства написания. Видение. Божие откровение, воспринимаемое пророком в зрительных, слуховых и иных образах. Обычно подобные образы носят символический характер, что отличает их от явлений объективной реальности. Исаии. Имя Исаия означает «Господь спасает» (8:8).

1:2 небеса... земля. Все творение призывается в свидетели против Израиля: Господь Бог должным образом предупреждал израильтян о наказании, грозящем им в том случае, если они нарушат завет, который Он заключил с ними (Втор 30:19; Втор 32:1).

Господь. Яхве. Это имя является напоминанием о личном откровении Бога Израилю (Исх 3:15).

сыновей. Они были сыновьями Бога по избранию, завету и обетованию (45:11; 49:7; 64:8; Втор 32:6,18; Мал 2:10).

возмутились. Бунт, возмущение представляет собой сознательное преступление против исполненного благодати суверенитета Господа (1:28; 43:27; 46:8; 48:8; 53:12; 59:13; 66:24).

1:4 Увы. Это междометие выражает сетование, сожаление, однако гораздо чаще оно встречается в контексте угрозы («горе»: 3:9,11; 5:11,18,20−22; 29:1,15; 30:1; 33:1).

Оставили. Т.е. стали отступниками.

Святаго Израилева. Называя Господа этим особым титулом, Исаия акцентирует внимание на Его исключительном величии, внушающем благоговейный страх. В Книге пророка Исаии этот титул встречается двадцать шесть раз (напр., в 5:19,24; 12:6; 30:11,12,15; 41:14,16,20; 45:11; 48:17; 55:5; 60:9,14; ср. также титул «Святой Иаковлев», 29:23; «Святой», 10:17; 40:25 и «Святой ваш», 43:15).

1:5−6 бить... язвы. Народ был не в состоянии оправиться после Божиего наказания. Страдания народа находят выражение в страданиях Слуги Божия (53:4−5), Который по собственной воле отдал Себя на суд Божий, понеся осуждение за других.

1:8 дщерь Сиона. Персонифицированный образ Иерусалима. Сион в данном случае символизирует народ Иудеи.

1:9 Господь Саваоф. Иегова Саваоф. Объяснение имени Иегова см. в ком. к Быт 2:4. Саваоф — военачальник, вождь боевых сил. Смысл двух слов в одном имени выражает руководящую роль Бога в мире («Господь сил, Он — Царь славы», Пс 23:10). В Писании это имя Божие открывалось Израилю, когда народ оказывался в стесненных обстоятельствах. Оно не встречается ни в Пятикнижии, ни в книгах Иисуса Иавина или Судей, изредка упоминается в псалмах. Однако Иеремия, предвещая наказание, употребляет это имя около восьмидесяти раз; Захария в четырнадцати главах призывает имя «Господа сил» более пятидесяти раз. Под «силами» подразумеваются силы небесные (главным образом ангелы, но не только они, а все, находящееся в подчинении у Бога и в Его власти).

остатка. Господь, храня верность Своим обещаниям, продолжает осуществлять замысел об искуплении всего человечества (Рим 9:29). Учение Исаии об остатке Израиля, призыв стать частью этого остатка и надежда, которая дается остатку, красной нитью проходят через всю книгу (1:27; 4:2−3).

Содом... Гоморре. Народ Божий уподобился развращенным жителям Ханаана, города которого были разрушены (1:10; Быт 18:20,21; 19:24,25). Содом и Гоморра символизируют царства этого мира, над которыми нависла угроза Божиего суда (3:9; 13:19; Лк 17:28,29; Рим 9:29; 2Пет 2:6−10; Иуд 7; Откр 11:8).

1:11 всесожжениями. Это были жертвы посвящения (Лев 1:3−17; 6:8−13). Жертвам Бог предпочитает послушание, которое исходит из сердца человека (1Цар 15:22,23; Мих 6:6−8; Мф 23:23).

1:11,15 не хочу... не слышу. Бог не принимает поклонения от неверного и непокорного народа (Пс 50:18).

1:18 багряное, — как снег убелю. Бог может удалить любое пятно греха и при этом не изменить Своей праведности благодаря тому, что Иисус Христос понес Божие наказание за грешников (53:4−6; Рим 3:21−26).

1:19−20 Евангелие — это обоюдоострый меч: вечная жизнь (ст. 19) или вечна смерть (ст. 20; 66:24).

1:21 блудницею. Блудодеянием в Библии называется измена Господу и поклонение идолам (см. Исх 34:15). Поскольку Иерусалим на еврейском — слово женского рода, то столица Иудеи предстает здесь в образе женщины-блудницы.

верная. Т.е. соблюдающая завет с Господом.

правосудия. Правильные, справедливые отношения между людьми.

Правда. Честность, справедливость и правда Божия. Люди чтили истину, жили в соответствии с заповедями (см. Втор 5:6−21) и поклонялись Господу Богу.

1:22 Серебро. Образ лжи, обмана и нечестия.

вино... испорчено водою. Вино часто выступает символом Божиего откровения. В данном случае подразумевается, что Божия истина искажена ложными упованиями на то, что истиной не является, — на идолов и истуканов, на дубравы и сады (ст. 29).

1:23 подарки. Взяточничество сурово осуждается в законе Божием, поскольку оно поощряет несправедливость и предвзятость (Исх 23:8; Втор 10:17; 16:19; 27:25; ср. 5:23; 33:15; 45:13).

1:24 Господь. Господин. Всевластный Бог восстановит справедливость, очистив все Своим судом.

Господь Саваоф. См. ком. к ст. 9.

1:26 как прежде... как вначале. Новый век будет подобен началу. Это означает чудесное восстановление и обновление народа завета. Князья и народ будут жить в согласии с Божией волей (24:23; 32:1).

1:27 спасется. Это слово означает «выкупать» или «освобождать кого-либо из рабства посредством уплаты определенного выкупа». Раскаявшиеся грешники, отвернувшиеся от идолопоклонства и несправедливости, обретут свободу от сатаны, греха и смерти и познают праведность, которая вменится им через Иисуса Христа и войдет в их сердца под действием Святого Духа.

1:29 дубравы... сады. Места поклонения идолам.

1:30−31 нет воды. Вода в Писании часто является символом надежды. В данном случае подчеркивается безнадежность служения идолам (сад — место идолослужения — без воды (надежды) обречен на гибель). Ср. 8:7.

1:31 отрепьем... искрою. Сами дела нечестивых («отрепье») явятся той искрой, которая сожжет и нечестивого, и нечестие его.

гореть. См. ком. к 4:4.



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.