Исаия 10 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Посмотри на законодателей, которые принимают несправедливые законы и тем самым делают жизнь народа ещё тяжелее.
2 Они бесчестно обходятся с бедными людьми, лишают их прав и позволяют другим красть у вдов и сирот.
3 Что вы будете делать тогда, законодатели? Надвигается ваша погибель из далёких стран. Куда вы побежите за помощью? Ваши деньги и ваши богатства вам не помогут.
4 Вы согнётесь как заключённые, будете падать словно мёртвые, но и тогда не пройдёт гнев Господний, и Он будет готов наказывать вас.
5 Господь скажет:
«Ассирия будет Моим хлыстом, и с помощью хлыста Я накажу Израиль.
6 Я пошлю Ассирию войной против людей, творящих зло, Я разгневан на них и повелю Ассирии воевать с ними. Ассирия победит их и заберёт все богатства, и будет Израиль как истоптанная придорожная грязь.
7 Но Ассирия не поймёт, что Я направляю её, она не подумает, что она — Моё орудие, Ассирия лишь жаждет истребить другие народы.
8 Ассирия говорит: „Все мои правители как цари.
9 Нет различия между городами Халне и Кархемисом, Емафом и Арпадом, а Самария не отличается от Дамаска.
10 Я победила эти злые царства и теперь управляю ими, а идолы, которым они поклонялись, лучше идолов Самарии и Иерусалима.
11 Я победила Самарию и её идолов, я одолею Иерусалим и его рукотворных идолов”».
12 Создатель завершит всё, что Он задумал для Иерусалима и Сиона, а потом накажет Ассирию. Царь Ассирии горд, эта гордость привела его к злу, и потому Бог накажет его.
13 Царь Ассирии говорит: «Я мудр, и своей мудростью и силой я победил многие народы; я забрал их богатства и увёл людей в рабство.
14 Своими собственными руками я забрал у них богатство, как забирают яйца из птичьих гнёзд. Птица часто оставляет гнездо с яйцами, и тогда его некому защитить: никто не бьёт крыльями и не пищит, охраняя гнездо, и люди беспрепятственно забирают яйца. Подобным образом, не нашлось никого, кто бы мог помешать мне захватить народы земли».
15 Топор не лучше человека, который рубит. Пила не лучше того, кто пилит. Как будто палка важнее человека, поднявшего её?! Сама по себе она бесполезна!
16 Но этого Ассирии не понять, поэтому Господь Всемогущий пошлёт на неё страшные болезни, и тогда она утратит силу свою и богатства, как больные теряют вес. Её слава исчезнет как в огне, сжигающем всё дотла.
17 Свет Израиля будет огнём, и Святой Его — пламенем, которое сжигает сначала терновник и сорняки,
18 а затем разгорается и сжигает большие деревья и виноградники, уничтожая в конце даже людей. Так будет, когда Бог уничтожит Ассирию. Ассирия будет как гниющее бревно.
19 И от леса останется так мало деревьев, что даже ребёнок сможет их пересчитать.
20 В те дни люди, оставшиеся жить в Израиле, люди семьи Иакова, не будут больше зависеть от того, кто их бьёт, они научатся полагаться только на Святого Бога Израиля.
21 Оставшиеся от семьи Иакова будут следовать снова Всемогущему Богу.
22 И даже если у Израиля людей будет столько, сколько песка в море, то всего лишь некоторые из них останутся в живых и вернутся к Богу. Они возвратятся, но прежде чем это случится, твоя страна будет разрушена. Бог сказал, что уничтожит землю, а затем добро сойдёт на землю как полноводная река.
23 Мой Создатель, Господь Всемогущий, совершит всё это.
24 Мой Создатель, Господь Всемогущий, сказал:
«Народ Мой, живущий на Сионе, не бойся Ассирии! Она поразит вас так же, как и Египет, который побил вас хлыстом.
25 Но вскоре Мой гнев пройдёт, Я буду доволен тем, что Ассирия вас наказала сполна».
26 Потом Господь Всемогущий поднимет плеть на Ассирию, как во время поражения мадиамитян (египтян) у скалы Орива. В прошлом Господь наказал Египет. Он поднял над морем Свой жезл и повёл людей из Египта. Так будет и когда Он спасёт Свой народ от Ассирии.
27 Ассирия принесла вам многочисленные беды, которые тяжёлой ношей легли на ваши плечи, но Господь снимет это ярмо и уберёт всё то, что обременяло вас.
28 Ассирийская армия войдёт возле «Руин» (Аиаф), вступит на «Молотилку» (Мигрон) и будет складывать свои запасы в «Хранилище» (Михмасе).
29 Она пересечёт реку в «Броде» (Маабарахе), её ночлег будет в Геве. Тогда испугается Рама, и разбежится народ Гивы Сауловой.
30 Плачь, Баф-Галлим, слушай, Лаис, ответь мне, Анафоф!
31 Разбежались люди Мадмена, жители Гевима спешат укрыться.
32 В тот день армия остановится в Номве и будет готовиться к взятию горы Сион, холма Иерусалимского.
33 Смотри! Создатель, Господь Всемогущий, срубит это могучее дерево великой силою Своею. Падут высокие и важные правители, умалятся они в важности своей.
34 Господь порубит Своим топором лес, и падут могучие деревья Ливана.

Новой Женевской Библии

10:1−4 В основе ветхозаветной морали лежит закон воздаяния. Каждый человек пожинает то, что сеет: добро или зло (Гал 6:7−8).

10:1 постановляют несправедливые законы. Речь идет не только о судебных решениях, но и о вводимых в Израильском царстве законах.

10:3 в день посещения. В день Господа (см. 2:11 и ком.).

гибель издалека. Нашествие ассирийцев.

10:4 узниками... убитыми. Пророчество о грядущем плене (ср. Иер 39:6−7).

10:5 Ассур. Имя одного из сыновей Сима (Быт 10:22), ставшее этнонимом произошедшего от него народа. Впоследствии Ассирия (Ассур) подчинила себе практически всю Переднюю Азию. Ассирия являлась могущественнейшим государством древнего мира, с которым приходилось считаться даже Египту. Наибольший расцвет этого государства приходится на период с 900 по 650 г. до Р.Х.

жезл гнева Моего. Ассирийцы были таким же бичом для ближневосточных народов, как израильтяне в свое время для народов Ханаана.

10:6 народа нечестивого. Эти слова в равной степени относятся и к Израилю, и к Иудее (ст. 11).

дам... повеление ограбить... и попирать. Функция, которую Господь возложил на ассирийцев, — отнять неправедное богатство и унизить, но не более.

10:7 не так подумает. Ассирия превысит меру дозволенного ей Богом.

10:9 Халне... Дамаск. Названия покоренных городов следуют в географическом порядке — с востока на запад, от Евфрата к Иудее: Каркемиш (717 г. до Р.Х.), Халне (Ам 6:2; 738 г. до Р.Х.), Арпад (740 г. до Р.Х.), Емаф (738 и 720 гг. до Р.Х.), Дамаск (732 г. до Р.Х.) и Самария (722 г. до Р.Х.); см. также 36:19; 37:12−13.

10:10 кумиров более, нежели в Иерусалиме и Самарии. От количества кумиров (богов-покровителей и их идолов), по верованиям древних, зависело благополучие и крепость царства. Римляне, например, с этой целью присоединяли к своему пантеону богов и богинь соседних народов.

10:12 Свое дело. Суд над Иудеею и, в частности, над Иерусалимом.

царя Ассирийского. Поскольку Исаия не называет имени этого царя, то с определенной долей вероятности можно предположить, что речь идет о Тиглатпаласаре III и о взятии им Самарии в 734 г. до Р.Х.

10:15 Величается ли секира. Гордость и самоуверенность ассирийских царей несовместима со скромной ролью орудия в руке Божией, каковым Ассирия являлась.

10:16 За то. За самоуверенность, надменность и жестокость ассирийцев.

пошлет чахлость... возжет пламя. Беды, которые постигнут Ассирию.

10:17 Свет Израиля... Святый его. Парафразы, означающие Иегову. Иегова — огонь, поядающий нечестивых (Втор 9:3).

в один день. Внезапно и быстро. Это пророчество исполнилось в 608 г. до Р.Х., когда Ассирия пала под натиском соединенных сил Мидии и Вавилона.

10:18 лес его и сад. Образ ассирийского войска.

10:19 остаток дерев. От былого могущества Ассирии не останется почти ничего: и малое дитя сумеет пересчитать всех оставшихся в живых ассирийских воинов.

10:20 в тот день. Очевидно, после падения Ассирии в 608 г. до Р.Х.

спасшиеся из дома Иакова. Иудея.

10:21 Остаток обратится. Речь идет о покаянии и обращении к Господу народа иудейского.

к Богу сильному. Эль Гиббор — таким именем называет пророк Исаия Господа в данном тексте, поскольку подразумевает, что Господь явил Свою силу в ниспровержении и разрушении Ассирии (которая к описываемому времени уже падет).

10:22 песку морского. Эти слова напоминает об обетовании, которое Господь дал Аврааму (Быт 22:17; ср. 3Цар 4.20).

определено. Кара Господня необратима и окончательна (ст. 23; 28:22).

изобилующею правдою. См. ком. к 1:21.

10:25−26 В этих стихах предсказывается поражение Ассирии, которое произойдет очень скоро («Еще немного, очень немного», ст. 25). Поэтому здесь следует усматривать пророчество о поражении ассирийского войска Ангелом Господним под стенами Иерусалима (37:35).

на истребление. Народы, служившие Богу орудиями истребления, сами будут истреблены.

10:26 как во время поражения Мадиама. Гедеон совершил этот разгром за одну ночь (Суд 7:22).

у скалы Орива. Скала, у которой погиб мадиамский князь Орив (Суд 7:25).

как на Египет. Господь Бог истребит ассирийцев так же, как некогда потопил египетское войско в Чермном море.

10:27 в тот день. Т.е. когда свершатся пророчества (ст. 26).

от тука. Народ Израиля сбросит бремя ассирийского гнета подобно тому, как тучный вол разрывает тяготящее его ярмо.

10:28−32 Аиаф... Сиону. Данный стих изображает нашествие ассирийцев на Иудею, перечисляя с севера на юг завоеванные ими города: Аиаф, Мигрон, Михмас, Геву, Раму, Гиву, Галим, Лаис, Анафоф, Мадмену, Гевиму и, наконец, Нов, очертания которого видны с вершины Сиона.

10:33−34 Ассирийское владычество будет изнурять Иудею казнями, но за этим неотвратимо последует вмешательство Господа Саваофа (1:9, 24 и ком.).

10:33 страшною силою. В данном стихе находит подтверждение мысль, изложенная в ст. 2:2−22: ничто не может сравниться с Богом в величии и могуществе.

10:34 чащу леса... Ливан. Уподобление ассирийского войска могучим лесам Ливана.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.