Исаия 14 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 В будущем Господь снова покажет Свою любовь к Иакову, снова изберёт израильтян и отдаст им их землю, и тогда к Иудее присоединятся неиудейские народы и станут единой семьёй Иакова.
2 Эти народы приведут народ Израиля обратно в израильские земли, и Израиль сделает их своими рабами и рабынями. Израиль победит своих прежних угнетателей и будет господствовать над ними.
3 В прошлом ты, Израиль, был рабом, но Господь избавит тебя от тяжкого гнёта, которым ты был порабощён.
4 И тогда ты начнёшь петь песнь о вавилонском царе: «Был царь мучителем, когда он нами правил, но кончилось правление его.
5 Господь разбивает скипетры жестоких правителей и отнимает у них могущество.
6 В гневе вавилонский царь без устали избивал народ! В гневе он преследовал народ, и не прекращалось преследование это!
7 Но ныне отдыхает вся страна, все люди праздничны.
8 Ты, царь, жестоким был, но больше нет тебя. И даже сосны счастливы, и кедр ливанский рад, и говорят деревья: „Нас царь срубил, но пал теперь, и никогда ему отныне не подняться”.
9 Лишь преисподняя рада царскому приходу. Она пробудила призраков всех древних правителей земли и подняла царей других народов с их престолов, чтоб встретили они в преисподней владыку Вавилона.
10 Они смеяться будут, говоря: „Теперь ты тоже мёртв, ты тоже, как и мы, бессилен!”
11 Низверглась в преисподнюю гордыня царская, и звуки арф приход твоей гордыни предвещают. Черви будут постелью, на которую возляжешь, червями будешь, словно одеялом, ты покрыт.
12 Ты утренней звездою был, но пал с небес. Недавно все народы перед тобой гнулись, но теперь ты срублен.
13 Ты говорил: „Я словно Бог Всевышний взойду на небо, поставлю трон свой среди звёзд, воссяду на священной горе на совет с богами.
14 Я взойду на небесный алтарь и стану подобен Богу Всевышнему”.
15 Но вместо небес ты низвержен в глубины преисподней.
16 Смотрящие на тебя видят мёртвое тело и говорят: „Тот ли это человек, который наводил ужас на все царства земные,
17 города сравнял с землёй, превращая всё в пустыню, забирал пленных и уводил с собою их?”
18 Все цари были похоронены с почестями, и каждый царь заслужил могилу.
19 Но ты, жестокий, был из могилы выброшен как ветвь гниющая, которую срубили. Ты словно мертвец на поле битвы, затоптанный другими. Ты, завёрнутый в погребальную одежду, не отличаешься ничем от прочих мёртвых.
20 У всех умерших царей есть могилы, но с ними не соединишься ты за то, что ты свою страну разрушил и убил народ свой. Именно поэтому твои злобные потомки будут остановлены.
21 Убить его детей готовы будьте за беззакония отца: они вовек не будут править и мир не застроят никогда своими городами».
22 Господь Всемогущий сказал:
«Восстану Я и уничтожу известный город Вавилон, всех его жителей, их детей, внуков и правнуков.
23 Я сделаю Вавилон пристанищем для зверей и превращу его в болото. Я смету Вавилон „метлой разрушения”».
24 Господь Всемогущий поклялся, сказав:
«Обещаю, что, как Я задумал, так и сбудется, как Я предначертал, так и совершится.
25 Царя Ассирии Я уничтожу в Моей стране, Я растопчу его в Моих горах. Он заставил Мой народ быть его рабами, он надел людям на шеи ярмо, но они освободятся от этого бремени.
26 Вот что Я сделать задумал для Моего народа, и силою Своею Я исполню задуманное и накажу всех людей».
27 Что замышляет Господь, никто не отменит, когда поднимает Господь руку для наказания, никто Его не остановит.
28 Это пророчество было в год смерти царя Ахаза.
29 Ты счастлива, земля филистимлян, потому что царь, поразивший тебя, мёртв. Но не слишком радуйся, потому что, хотя его время кончилось, придёт его сын и будет править, как будто змея породит ещё более ядовитую змею, которая будет для тебя очень опасна.
30 Тогда бедные будут накормлены, их дети будут вне опасности, но твою семью Я уморю голодом, и даже те, кто выжили, умрут.
31 Плачьте у городских ворот, плачьте все, кто в городе. Все филистимляне изведают страх, их смелость растает как воск. Посмотрите на север, там облако пыли, ассирийская армия близится, её воины сильны.
32 Они пошлют гонцов домой, и что же их вестники скажут? Весть их будет такой:
«Филистимляне побеждены, Господь сделал сильным Сион, и Его бедный народ найдёт убежище в том городе».

Новой Женевской Библии

14:1−2 Падение Вавилона связывается пророком с возвращением Израиля и Иакова (народа израильского) из вавилонского плена.

14:3−21 В этих стихах звучит «победная песнь на царя Вавилонского», которую воспоет Господу спасенный и возвеличенный Израиль.

14:4 не стало мучителя, пресеклось грабительство! Точнее: «не стало мучителя — прекратилось мучение». Хотя народ израильский понес наказание, определенное ему Господом, но жестокость и издевательства инспирировались непосредственно царями вавилонскими, они являлись источником и олицетворением зла, за что и подверглись каре Божией. Здесь имеется в виду не один конкретный царь Вавилона, а все цари вавилонские как правители империи зла.

14:5 жезл... скипетр. Символы царской власти.

14:7 Вся земля... восклицает от радости. Падение Вавилона было радостно встречено не только народом израильским, но и другими порабощенными народами.

14:9 Ад преисподний. Т.е. «шеол, находящийся внизу». Евреи во времена пророка Исаии представляли местопребывание душ умерших (шеол) в недрах земли.

Рефаимов. От евр.: «рапха» — «тень». Пророк сравнивает поверженного правителя мировой державы с жалкой тенью, обитающей в шеоле. Здесь возможна и тонка игра слов: рефаимами также назывались гиганты (Быт 14:5; Быт 15:20). Тогда этот стих можно понимать и так: цари и владыки земные в глазах Господа Бога — единого истинного Владыки — подобны теням, обитающим в преисподней.

14:12−15 Эти стихи вызывают двоякое толкование. В общем контексте они относятся непосредственно к царю вавилонскому. Однако слова «денница, сын зари» (ст. 12) иногда воспринимаются как именование падшего ангела — сатаны. Само уподобление вавилонского правителя сатане не противоречит общему смыслу текста, поскольку причиной его падения также стала гордыня.

14:12 денница. Евр: «хелел» — «блестящий», «яркий». Так называлась Венера, которая ярко сияла на утреннем небе.

сын зари. Поскольку звезда Хелел сияла на рассвете, ее называли «сыном зари», полагая, что утренняя заря порождает эту яркую звезду.

14:13 на небо, выше звезд Божиих. Правители Вавилона посягали на Божественное могущество.

на горе в сонме богов. Букв.: «сяду на горе собрания», т.е. «возглавлю совет Божий».

14:14 буду подобен Всевышнему. Ср. Быт 3:5.

14:15 в ад, в глубины преисподней. См. ст. 9. Этот стих и ст. 9 являются как бы обрамлением к несостоявшимся мечтаниям земного владыки и противопоставляют этим мечтаниям суровую реальность Божиего приговора.

14:21 сыновьям. Никто не вспомнит о царе Вавилона, ибо после него не останется не только усыпальницы или надгробного камня (ст. 18−20), но и потомков.

14:22 истреблю имя Вавилона. См. ком. к 13:20.

остаток. В отличие от Израиля, «остаток» вавилонского народа не обрел родину и спасение Божие, а, напротив, был депортирован. См. ком. к 13:20.

14:23 владением ежей и болотом. См. ком. к 13:20.

14:26 определение. Пророчество Исаии является определением, вынесенным Господом для народов.

14:27 рука Его простерта. Спасающая рука Господа остается простертой над народами, как остается простертой над Вавилоном Его карающая десница — приговор, вынесенный через пророка Исаию, действует над Вавилоном по сей день (см. ком. к 13:20).

14:28−32 В этих стихах Исаия пророчествует о суде над филистимлянами.

14:28 пророческое слово. См. ком. к 13:1. Евр: «масса» — пророчество печального содержания. Среди исследователей не существует единого мнения относительно датировки этого пророчества. Возможно, оно относится к 727 или 716/15 гг. до Р.Х., т.е. ко времени борьбы филистимлян против владычества Ассирии.

14:29 сокрушен жезл. Речь идет об ассирийском царе — Тиглатпаласаре III (ум. в 727 г. до Р.Х.) или Саргоне (ум. в 705 г. до Р.Х.).

аспид. Скорее всего, Сарган, дважды разбивший филистимлян (в 721 и 720 гг. до Р.Х.).

летучий дракон. Очевидно, Сеннахирим.

14:30 беднейшие... нищие. См. ком. к 11:3−4.

14:31 от севера дым идет. Ассирийские войска вторглись в земли филистимлян с севера.

14:32 вестники. Филистимляне пытались спастись, заручившись союзом с Иудеей и другими народами, однако слово Божие, переданное Исаией, гласит, что в смутное время Он придет на помощь лишь Своему народу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.