Он станет для тех, кто выжил из Его народа, «чудесной короной из цветов».
«За кого нас Господь принимает? Кого Он пытается заставить понять поучения Свои? Неужели Он полагает, что мы подобны малым детям, младенцам, которых недавно отлучили от материнской груди?»
«Сав-ласав, сав-ласав, кав-лакав, кав-лакав, зеер-шам, зеер-шам».
«Вот место отдыха, вот покойное место, где отдохнут уставшие».
Но и тогда люди не хотели слушать Его!
Когда люди попытаются сделать несколько шагов, они упадут и будут повержены, схвачены и взяты в плен.
«Мы заключили договор со смертью, у нас союз с преисподней, поэтому мы не будем наказаны. Наказание пройдёт мимо нас, оно нас не коснётся, так как мы спрячемся за наши уловки и ложь».
«Я на земле Сиона поставлю камень краеугольный, драгоценный и крепкий, на нём всё будет держаться, и не разочаруется доверившийся ему.
28:1 — 35:10 Данные главы содержат пророчества Исаии о суде и спасении разделенного народа.
28:1 — 33:24 В этих главах Исаия говорит главным образом о судьбе земных царств, противопоставляя их Царству Божиему.
28:1−13 Исаия предсказывает падение Ефрема (Израиля) (722 г. до Р.Х.). Эти стихи представляют собой первую часть горестных пророчеств об Израиле, изложенных в гл. 28−33.
28:1 Горе венку. Соответствующее древнееврейское слово можно перевести как «венец» (ст. 5) — символ царской власти (Иез 21:31). Оно, без сомнения, относится к Самарии и ее развращенным правителям.
28:2 крепкий и сильный. Подразумевается Ассирия.
у Господа. Господь позволил Ассирии быть крепкой и сильной, чтобы посредством нее совершить кару над нечестивыми.
28:4 что бывает с созревшею... смоквою. Самария, как сочный плод, привлекает к себе внимание. И ассирийцы «проглотят» ее, как смокву.
28:5 В тот день. В день гибели Самарии.
великолепным венцом и славною диадемою для остатка. Самария называла себя «венцом Израильского царства». В день ее падения для верного остатка (Иудейского царства) венцом и диадемой будет Сам Господь.
28:6 мужеством для отражающих неприятеля. Господь даст мужество защитникам Иерусалима и Сам же снимет осаду с города.
28:7 Но и эти шатаются. Но и в Иудейском царстве священники и пророки, не говоря о прочих гражданах, сбивались с пути истинного служения Богу. Однако их мера беззакония еще не исполнилась, они не «созрели» для суда, подобно «созревшей смокве» — Самарии.
28:9 кого..? Вожди иудейского народа не желали прислушиваться к пророчествам Исаии.
28:10 заповедь... правило. Возможно, эти слова являются частью колыбельной песни (на древнееврейском это звучит как «сав ласав сав ласав, кав лакав кав лакав»), использованной в пародийном смысле. Но не исключено и такое понимание этого стиха — Исаия, провозглашая свои пророчества, говорил: «Кав Иехва» («Заповедь Иеговы»), а вожди пародировали его слова.
28:11 на чужом языке. Т.е. на языке своих поработителей (Втор 28:45; Иер 5:15). Ассирийцы станут учителями Израиля, который лишится собственных пастырей (33:19). Ср. 1Кор 14:21.
28:12 покой. Неверие (Пс 94:11) не позволяло Израилю обрести покой в земле ханаанской (Втор 12:9). В конечном счете вера принесет Израилю успокоение, обещанное Богом Моисею (3Цар 8:56) и Давиду (Пс 131:8, 14, 17), но это врем наступит лишь после того, как череда посланных Богом испытаний научит народ верности.
28:13 заповедь... правило. Исаия возвращает религиозным правителям их же насмешку (ст. 10).
упадут навзничь. Слово Божие ошеломит тех, кто услышит его.
28:14 хульники, правители. Т.е. безрассудные и нечестивые правители (Притч 122; 29:8).
28:15 союз... договор. Правители Израиля избрали союз с Египтом, надеясь сохранить независимость, но оказалось, что этот союз погубил их.
28:16 камень... краеугольный. См. ком. к 8:14. Данное пророчество являете мессианским и указывает на Иисуса Христа (ср. Пс 117:22; Рим 9:33; Рим 10:11; 1Кор 3:11; Еф 2:20; 1Пет 2:4−8).
28:17 суд мерилом. Созидание нового святого храма будет осуществляться так, что вместо измерительной бичевки, которую используют при возведении зданий, будут прибегать к самой правде, а строительным отвесом (мерилом) будет справедливость.
28:18 союз ваш со смертью. Союз с грехом и всяческой неправдой, ибо наказание за грех — смерть (Рим 6:23).
28:19 день и ночь. Ассирийцы постоянно беспокоили народ израильский.
28:20 коротка... узко. Образное уподобление Иудеи, которая сохранится после падения Израильского царства, короткой и узкой постели.
28:21 на горе Перациме... на долине Гаваонской. Исаия говорит о событиях прошлого, когда Господь поразил филистимлян (2Цар 5:20) и хананеян (Нав 10:10−11).
дело... чудное Свое действие. В день Господа Его гнев снова обратится против народа Божиего.
28:23−29 Исаия сравнивает промысел Божий с трудом мудрого земледельца. Подобно тому, как человек пашет землю, сеет и собирает урожай, сообразуясь со временем года, у Господа есть время для милости и время для кары.
28:25 чернуху. Nigella sativa. Пряность, которую используют при выпечке хлебных продуктов.
полбу. Злачное растение.
28:29 Как земледелец использует разные технологии при выращивании и обмолоте зерновых, так и Господь, строгостью и лаской воспитывает народы.