«Взгляни на Ариил, в котором Давид расположил свой лагерь. Продолжай праздновать год за годом.
«Я не могу, эта книга запечатана».
Или можете попросить прочитать того, кто не умеет читать, и тот человек откажется, потому что он не умеет читать.
«Эти люди утверждают, что любят Меня, они оказывают Мне честь на словах, но сердца их далеки от Меня и почитание их не что иное, как простые человеческие правила, которые они запомнили.
«Нас никто не увидит, никто нас не узнает!»
«Не ты меня сделал!» Разве горшок говорит горшечнику, что тот ничего не понимает?!
«Теперь Иаков не будет стыдиться и не узнает позора.
29:1−14 Пророчество о судьбе Иерусалима.
29:1 Горе Ариилу. В данном случае это имя, означающее «лев Божий» (Быт 49:9), «жертвенник» (Иез 43:15), относится к Иерусалиму. Господь допустит осквернение Иерусалима, который прежде был Его алтарем.
Давид. Городом Бога Иерусалим стал во времена Давида (ср. Пс 131).
приложите год к году. Падение Иерусалима — дело времени.
29:2−3 Господь свободен в Своем решении покарать Иерусалим.
29:3 воздвигну против тебя укрепления. Здесь подразумеваются укрепления близ Иерусалима, воздвигнутые ассирийцами в 701 г. до Р.Х.
29:4 будешь унижен... шептать. Пророк предсказывает Иерусалиму грядущие унижения (2:10; 8:19).
29:5 как мелкая пыль. Враги будут угрожать Иерусалиму, но Господь обратит их мощь в пыль. Господь будет оберегать Иерусалим до дня суда над погрязшим в нечестии народом.
это совершится внезапно. Падение Иерусалима в день посещения Господнего.
29:6 Господь Саваоф посетит тебя. По-видимому, речь идет не о наказании Иерусалима, а о посещении его Господом с целью спасения во время осады ассирийцами.
29:7 сон... сновидение. Осада Иерусалима покажется его жителям сновидением, т.к. проснувшись утром, они увидят пораженных и спасающихся бегством ассирийцев.
29:9 они ослепили других, и сами ослепли. Духовно слепые вожди иудейские «ослепляли» народ, извращая истину Божию и выдавая ложь за правду.
29:10 пророки... прозорливцы. См. ком. к 28:7.
29:11 слова в запечатанной книге. Пророчества передаются образным, иносказательным языком, поскольку в их основе, как правило, лежат видения, посланные пророку Богом. Таким образом, пророчества требуют истолкования, а именно этого дара Господь лишил иудейских вождей за их отступничество и самонадеянность.
29:11−12 не могу... не умею читать. Т.е. «не понимаю пророчества».
29:13 приближается... далеко отстоит. Господь желает не внешних проявлений веры, а требует благоговения, идущего из глубины сердца (Мф 15:8−9; Мк 7:6; 1Кор 1:19; Кол 2:22).
изучение заповедей человеческих. См. Кол 2:6−23.
29:14 необычайно поступлю... дивно. Господь посрамит земную мудрость, ибо Его деяния превзойдут пределы человеческого разума (ср. 29:15−24; 30:1−7; 31:1−3).
29:15−16 Предсказание об участи иерусалимских мудрецов открывает третью часть горестных пророчеств гл. 28−33 (28:1; 29:1, 15; 30:1; 31:1; 33:1).
29:16 горшечника... глину. Ср. Иер 18:6.
29:17 Ливан. Ливан в данном стихе олицетворяет дикую необузданную мощь.
сад. Возделанная Богом земля, т.е. народ, знающий истинность Бога.
лес. Мир, люди, не знающие или не принимающие Господа.
29:18 в тот день. День благодати Божией. Этот стих является мессианским пророчеством (Мф 11:5).
глухие. Духовно глухие.
глаза слепых. Слепые духовно.
29:23 когда увидит у себя детей своих. Это пророчество можно воспринимать и как обетование о возвращении из вавилонского плена, и как предвидение создания в 1948 г. по Р.Х. государства Израиль.
свято... благоговеть. Потомки Иакова с благоговейным трепетом покорятся святой воле Божией (4:3 и ком.; Мф 6:9).
29:24 блуждающие духом. См. ком. к ст. 18.
мудрость... послушанию. Высшая мудрость состоит в том, чтобы послушно следовать воле Божией (ср. 32:4; 2:2−5).