Исаия 37 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Езекия выслушал весть и разорвал на себе одежды, потом облачился в одежды печали и пошёл в храм Господний.
2 Езекия послал начальника царского дворца Еликима, секретаря Севну и старших священников к пророку Исаии, сыну Амоса. Они были одеты в траурную одежду.
3 Они сказали ему:
«Царь Езекия приказывает: „Пусть этот день станет особым днём скорби и печали, подобно тому дню, когда приходит время родиться младенцу, но не хватает сил ему появиться на свет.
4 Господин военачальника, ассирийский царь, послал его оскорбить Бога живого. Может быть, Господь, твой Бог, услышит эти слова и докажет, что враг неправ! Так помолись за людей, которые ещё живы”».
5 Когда слуги царя Езекии пришли к Исаии,
6 он сказал им:
«Передайте своему господину, что говорит Господь: „Не бойся слов, которые „юнцы” ассирийского царя говорили обо Мне, насмехаясь надо Мной.
7 Я пошлю дух против него, и он услышит весть о том, что его жизнь в опасности. Тогда он возвратится в свою страну, и Я сделаю так, чтобы он был убит мечом в его земле”».
8 Военачальник услышал, что ассирийский царь ушёл из Лахиса. Когда он прибыл к своему царю, тот воевал против Ливны.
9 Затем ассирийский царь услышал весть о Тиргаке, эфиопском царе. Ему сообщили:
«Тиргак вышел сразиться с тобой!» Тогда ассирийский царь снова отправил послов к Езекии сказать:
10 «Скажите Езекии, иудейскому царю: „Не позволяй Богу, Которому ты доверяешь, обманывать тебя и говорить, что ассирийский царь не захватит Иерусалим!
11 Ты слышал о том, что ассирийские цари сделали с другими странами. Мы уничтожили их полностью. Так спасёшься ли ты? Нет!
12 Боги тех народов, которые были разбиты моими предками, не спасли их. Они уничтожили Гозан, Харан, Рецев и народ Эдема в Фалассаре!
13 Где царь Емафа? Где царь Арпада, царь города Сепарваим, цари Ены и Иввы?”»
14 Езекия получил письмо от послов и прочитал его. Затем он пошёл в храм Господа и развернул письмо перед Господом.
15 Езекия молился перед Господом такими словами:
16 «Господь Всемогущий, Бог Израиля, словно Царь, восседающий на Херувимах. Ты — единственный Бог, Который правит всеми царствами земли. Ты сотворил небеса и землю!
17 Господи, услышь меня. Господи, открой глаза Свои и посмотри на эти письма. Услышь слова Сеннахирима, оскорбляющие Бога живого!
18 Это правда, о Господи, что ассирийские цари уничтожили все эти народы.
19 Они сожгли богов этих народов в огне. Но это были не боги, а всего лишь дерево и камень, — статуи, сделанные руками человека. Поэтому ассирийские цари и смогли их уничтожить.
20 И теперь, Господи, Бог наш, спаси нас от ассирийского царя. Тогда все царства земли узнают, что Ты, Господи, единственный Бог».
21 Исаия, сын Амоса, послал к Езекии сказать:
«Так говорит Господь, Бог Израиля: „Ты молился Мне о письме Сеннахирима, ассирийского царя, и Я услышал тебя.
22 Вот что говорит Господь о Сеннахириме: „Девственная дочь Сиона (Иерусалим)
23 Кого ты оскорблял? Над кем ты насмехался? Против кого в гордыне своей ты голос свой поднял? Против Святого Бога Израиля!
24 Ты отправил своих послов, чтобы Господа оскорбить. Ты сказал: „Со своими колесницами я взошёл на высокие горы. Я зашёл вглубь Ливана, я срубил высочайшие кедры и лучшие кипарисы в этой земле. Я взошёл на самую высокую гору в Ливане, а также в самый густой из его лесов.
25 Я откапывал родники и пил воду из новых источников. Я осушил все реки Египта ступнями моих ног”.
26 Но Господь сказал: „Сеннахирим, разве ты не слышал Мои слова? Я (Господь) задумал это давно, ещё в древние времена, а теперь Я это осуществил. Я позволил тебе снести укреплённые города, превращая их в груды развалин.
27 У жителей тех городов не было сил. Они были напуганы и пристыжены. Они падут словно скошенная трава в полях, погибнут как мох на крышах, не набрав силы.
28 Я знаю о твоём каждом шаге, Я знаю о твоём каждом движении. Я также знаю твою злобу против Меня.
29 Ты питал презрение ко Мне. Я слышал твою гордую дерзость. За это Я вложу кольцо в твои ноздри, и удила в рот твой. А потом Я возвращу тебя назад той же дорогой, которой ты пришёл”».
30 И сказал Господь Езекии:
«Я дам тебе знамение в подтверждение того, что Я помогу тебе: в этом году вы будете есть то, что вырастет само собой. На второй год вы будете есть то, что вырастет из этого зерна, а на третий год вы будете собирать урожай с тех зёрен, которые посадите. Вы посадите виноградные сады и будете есть их плоды.
31 Люди из рода Иуды, которые спаслись и уцелели, укоренятся подобно саженцам и снова будут приносить плоды.
32 Те немногие, кто остался в живых, выйдут из Иерусалима, те, кто спасся, пойдут от горы Сиона».
Великая любовь Господа Всемогущего совершит всё это.
33 Поэтому так говорит Господь об ассирийском царе:
«Не войдёт он в этот город. Он не пустит туда стрелы. Не принесёт он к городу свои щиты, и не построит он вал земляной, чтобы напасть на этот город.
34 Той же дорогой, которой пришёл, он и вернётся, и в этот город он не войдёт. Так говорит Господь!
35 Я защищу этот город и спасу его. Я сделаю это ради Себя и ради слуги Моего, Давида».
36 В ту ночь Ангел Господа спустился и убил сто восемьдесят пять тысяч человек в ассирийском лагере. Когда оставшиеся в живых воины встали на следующее утро, то увидели повсюду мёртвые тела.
37 Сеннахирим, ассирийский царь, возвратился в Ниневию и остался там.
38 Однажды, когда Сеннахирим поклонялся в храме Нисрожа, своего бога, его сыновья Адрамелех и Шарецер убили его мечом, а сами убежали в Араратскую землю. После него царём стал его сын Асардан.

Новой Женевской Библии

37:1 разодрал одежды свои и покрылся вретищем. Эти знаки скорби и раскаяния выражают смирение и осознание всецелой зависимости от воли Божией.

37:3 силы нет родить. Езекия подчеркивает тщету человеческих усилий в трудную минуту (см. ком. 26:17−18).

37:4 Бог твой. То, что Езекия использует эти слова вместо «мой (наш) Бог», может являться признанием им того, что в прошлом он полагался на Египет, а не на Господа (см. ком. к 36:6).

хулить. Царь уверен, что Господь защитит Свое славное имя.

Бога живаго. Данные слова выражают веру Езекии и его ревность об имени Божием.

37:7 возвратится... поражу. См. ст. 36:37. Передавая Езекии слова Бога, Исаи стремится укрепить веру царя.

37:8−13 Сеннахирим снова пытается соблазнить Езекию отречься от веры в Бога и подчиниться владычеству ассирийцев.

37:8 Ливны. Город, завоеванный в свое время Иисусом Иавином и отданный левитам. Один из городов-убежищ.

37:9 о Тиргаке, царе Ефиопском. Тиргак, который во главе египетских войск «вышел сразиться» с Сеннахиримом в 701 г. до Р.Х., взошел на престол лишь в 689 г. до Р.Х.

37:10−11 Сеннахирим сомневается в том, что во власти Божией спасти Иудею.

37:12 отцы. Сеннахирим напоминает о военной славе Ассирии, сопровождавшей ее на протяжении многих поколений.

Гозан... Едена. Города в Месопотамии.

37:13 Емафа... Иввы. Арамейские города (ср. 36:18, 19; 10:7−9).

37:14−20 Езекия не отвечает на дерзость Рабсака и обращается к Богу с молитвой. В отличие от Ахаза, Езекия молится, исповедуя свою твердую веру в Господа — Царя, Творца и Спасителя (ср. 38:2). Богословский акцент в этих стихах обобщает учение Исаии о сущности Бога.

37:16 Господи Саваоф. См. ком. к 1:9.

Боже Израилев. По завету Господь является Богом всех двенадцати колен Израилевых (ср. ст. 21; 17:6; 21:17; 24:15; 29:23; 41:17; 45:3; 48:2; 52:12).

седящий на Херувимах. См. 1Цар 4:4; 2Цар 6:2; Пс 79:1; Пс 98:1. Помимо глубокого богословского смысла, в этих словах заключается напоминание о Святом Святых иерусалимского храма, где ковчег завета размещался между фигурами двух херувимов.

Ты один Бог. См. 44:8; 45:5, 6, 14, 22; 46:9.

сотворил небо и землю. В своей молитве царь подчеркивает величие Яхве как единственного Создателя Вселенной (42:5; 45:8, 12, 18; 27:10−11).

37:17 Приклони, Господи, ухо Твое и услышь. Езекия, исповедуя живого Бога, обращается к Нему как к собеседнику. Езекия не имеет такого тесного общения с Богом, как Исаия, но убежден, что его молитва будет услышана — об этом свидетельствует его непоколебимая уверенность, что Господь Сам защитит Иерусалим от ассирийцев.

Бога живаго. См. 36:20.

37:19 О споре Исаии с идолопоклонниками см. 2:8.

37:20 Господи Боже наш. Ср. ст. 4; см. ком. к 25:9.

Ты, Господи, Бог один. См. ком. к ст. 16.

37:21−35 Господь передает через Исаию Свое слово к Езекии и его народу.

37:22 девствующая дочь Сиона. Иерусалим. «Дочь Сиона» — традиционный парафраз, широко используемый в Писании для обозначения иудейской столицы. Пророк имеет в виду, что столица Иудеи никогда никем не была завоевана, она «девственна» и обручена с Богом.

посмеется... покачает вслед тебя головою. Иерусалим не будет взят Сеннахиримом и только посмеется вслед неудачливому «соискателю».

37:23 на кого возвысил голос. Сеннахирим (в лице Рабсака) возвысил голос на тех, кого охраняет и защищает Господь, следовательно — на Самого Господа.

Святаго Израилева. См. ком. к 1:4.

37:24 со множеством колесниц. Военная мощь составляла главный предмет гордости ассирийцев.

взошел на высоту гор. Поэтический оборот, выражающий величие. В данном контексте употреблен в ироническом значении (см. ком. к ст. 22).

Ливана. См. 33:9; 35:2.

37:25 откапывал я... осушу. Любые притязания на господство над мирозданием являются вызовом суверенной власти Бога.

37:26 Разве не слышал ты..? Риторический вопрос, утверждающий, что и Сеннахирим, и Рабсак не могли не знать того, о чем говорит Господь.

Я издавна сделал это. Ассирия является ничем иным, как орудием воли Божией.

предначертал. Посредством Ассирии свершилась Божественная воля в отношении царств мира сего (10:5−19; 40:6−8; Пс 36:1−2; Мих 4:9−13; см. ком. к 27:10−11).

37:28 Я знаю. Ассирия всецело во власти Господа и не сможет избежать Его суда (ср. Пс 138).

37:30 знамение. Ниспровержение ассирийцев и спасение остатка Израиля свидетельствуют о постоянстве, с которым Господь совершает Свой промысел.

в этот год... на третий год. Господь обещает Свое благословение Езекии не только в данной ситуации, но и на будущее. Народ Иудеи будет сеять и есть свой хлеб, но делать это ему позволит не царь Ассирии (36:16), а Господь — Бог Израилев.

37:31 остаток. Сохранившие верность Господу.

корень... плод. Мессианское пророчество. Господь не только обещает помощь, но, более того, говорит, что Иерусалим будет местом, откуда придет Спаситель (ст. 32). И это обетование — залог того, что Сеннахирим не сможет взять город.

37:35 охранять... спасти. Осада Иерусалима Сеннахиримом не принесла успеха Ассирии. Господь не покинул Свой народ, будучи верен обетованию, данному Давиду (8:8, 10; 2Цар 7:16).

раба. См. ком. к 20:3.

37:36−38 Чудесное спасение Иерусалима и поражение Ассирии.

37:36 Ангел Господень. Иерусалим был спасен вмешательством сверхъестественной силы. Ср. Исх 12:12.

37:38 в доме. Смерть Сеннахирима в доме Нисроха, по мысли Исаии, противостоит жизни, обретенной Езекией в Доме Божием (ст. 1).

убили его мечом. Двадцать лет спустя после осады Иерусалима, в 681 г. до Р.Х., Сеннахирим принял смерть от рук собственных сыновей.

в землю Араратскую. В горные области Урарту.

Асардан. Исаия говорит об Асархаддоне, правившем Ассирией с 681 по 669 г. до Р.Х.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.