«Ты, Израиль, Мой слуга, Я сотворю с тобою чудо».
«Я тяжело трудился, изнашивал себя, но ничего полезного не сделал, я все силы растрачивал, но не добился ничего. Поэтому Господь решит, как поступить со мной, решит, как вознаградить меня.
«Ты самый важный Мой слуга. В неволе народ Израиля, но он ко Мне вернётся, семья Иакова ко Мне придёт. Но у тебя есть дело важнее этого: светом для народов Я сделаю тебя, Моим путём спасения всех людей земли».
«Презирают люди Моего слугу, народы его ненавидят, он — раб царей».
Господь такое обещание дал ему:
«Все цари, тебя увидев, почести окажут, а князья поклонятся тебе».
Всё это произойдёт по воле Господа, Который верен, и Святого Израиля, избравшего тебя.
«Настанет время, когда явлю Я доброту Мою, когда отвечу на твои молитвы, день, когда Я тебя спасу, особым будет днём. Я помогу и сберегу тебя, ты станешь доказательством соглашения Моего с людьми. Разрушена страна, но ты вернёшь обратно эту землю людям, которые владеют ей.
«Покинул меня Господь, мой Повелитель забыл обо мне».
«Может ли женщина забыть ребёнка своего, забыть того, кто вышел из её чрева? Нет, никогда не может женщина детей своих забыть, и Я, Господь, тебя Я не забуду.
«Жив Я! И Я тебе обещаю, что дети твои станут дорогим убранством, которым ты украсишь шею свою, ожерельем, которое надевает невеста.
«Я взмахну рукою над народами, Я флаг Мой подниму, чтоб было видно всем, и принесут к тебе детей, держа их на руках и на плечах.
«Пленённые найдут возможность убежать и будут отняты у сильного солдата. Потому что Я буду сражаться на твоей стороне, и Я детей твоих спасу.
49:1 — 55:13 Данные главы книги пророка Исаии посвящены Божественному промыслу о спасении.
49:1−7 Рассматриваемые стихи представляют собой вторую из четырех торжественных песен во славу Божественного Слуги (42:1−4; 49:1−7; 50:4−11; 52:13 — 53:12).
49:1 Слушайте... народы дальние. Эти слова обращены ко всему человечеству.
призвал... называл. Верный Слуга Божий назван именем «Израиль» (ст. 3), поскольку Ему надлежит совершить то, к чему Господь предназначал сынов Израиля.
от чрева, от утробы матери. Речь идет о предвечном призвании Сына Божиего. Ср. Быт 3:15; Иер 1:5; Гал 1:15.
49:2 уста. Оружие Слуги Божиего — молитва, и силой слова Божиего Он побеждает (40:8; 45:19; 55:10−11).
острый меч... стрелою изостренною. В этих метафорах отображается могущество слова Божиего (Еф 6:17; Евр 4:12; Откр 1:16; Откр 2:12, 16; Откр 19:15).
в колчане Своем хранил Меня. Господь оберегает Своего Слугу во время Его служения. О двояком смысле Божественного попечения см. 51:16.
49:3 раб. Букв.: «слуга». См. ком. к 20:3.
в Тебе Я прославлюсь. См. Ин 17:4.
49:4 напрасно Я трудился. Эти слова напоминают о том, что служение Божественного Слуги будет отвергнуто народом Израиля.
награда. Страдания Слуги не окажутся напрасными: «Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его» (53:10).
49:6 светом народов. Главным содержанием служения Слуги является весть о грядущем спасении (ср. Лк 2:32; Деян 13:47; Деян 26:23). В Нем исполняется завет Авраама (Быт 12:3; Быт 22:18) и народа Израиля (Исх 18:5−6). В наши дни Церковь, будучи Телом Христовым, продолжает Его служение (Мф 28:18−20; Деян 13:47; Деян 26:23; 1Пет 2:9−10).
49:7 Искупитель. См. ком. к 41:14.
презираемому... поносимому... рабу. Исаия передает дополнительные откровение о Личности Мессии. Именно таковым было социальное положение Иисуса Христа.
цари. Т.е. все народы мира.
49:8 время благоприятное. Время, предназначенное и определенное Богом для спасения; время благодати.
буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом. См. ком. к 42:6.
восстановить... возвратить. Первым в ряду этих деяний Божиих будет возвращение иудеев из плена.
49:9 Этот стих подразумевает весь мир, все человечество, находящееся во тьме бездуховности и разобщенности с Богом.
49:10 Милующий их будет вести. В этом стихе Исаия вспоминает о временах первого исхода (ср. 42:16; 48:21; Исх 15:13) и сообщает, что Бог Сам будет оберегать и вести избранных Своих ко спасению, к Сыну Своему — «источнику вод» (Ин 4:10, 14; Ин 7:37).
49:11 Господь уровняет пути, т.е. устранит все препятствия.
49:12 придут издалека... от севера и моря. Со всех концов земли.
из земли Синим. По мнению некоторых исследователей, речь здесь идет о древней Сиене, где во времена исхода из Египта образовалась колония иудеев (ср. Иез 29:10; Иез 30:6).
49:14 Сион. См. ком. к 1:8.
оставил... забыл. Эти слова относятся ко времени пленения (40:27; 54:7).
49:19 слишком тесны. Пророчества, содержащиеся в ст. 19−21, не ограничиваются возвращением иудеев в землю обетованную в царствование Кира и не только напоминают о городе, построенном Неемией (ср. Езд 2; Неем, гл. 13). В наши дни слова пророка исполняются в Церкви Божией, которая, по сути дела, и есть новый Израиль (ср. 54:1−3; Мих 7:11; Зах 2:4−5).
49:22 к народам. Эти слова обращены не только к народам, жившим во времена Кира, но и, в равной мере, ко всем последующим поколениям людей (см. ком. к ст. 19; ср. Рим 11:26).
49:23 цари. С наступлением нового века народы, прежде угнетавшие Израиль, вступив на путь спасения (Быт 12:3), будут служить Христу и новому Израилю — Его Церкви (см. ком. к ст. 7).
будут кланяться. Ср. 45:14.
49:24 у сильного. Сильные — надеющиеся на Господа.
49:25 Я буду состязаться... спасу. Господь защищает и спасает надеющегося на Него.
49:26 узнает. См. ком. к 52:6.
Искупитель. См. ком. к 35:9; 41:14.
Сильный Иаковлев. См. ком. к 1:24. В этом стихе Исаия говорит о спасительном заступничестве Бога за Свой народ.