Иеремия 13 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Вот что Господь сказал мне:
«Иеремия, пойди и купи себе льняной пояс, опояшь им себя и следи, чтобы он не намок».
2 И купил я льняной пояс, как повелел мне Господь, и опоясал себя.
3 И весть Господняя пришла ко мне во второй раз:
4 «Возьми, Иеремия, пояс, который ты купил, пойди в Фару и спрячь его среди камней».
5 Я пошёл в Фару и спрятал свой пояс, как велел мне Господь.
6 Позже Господь мне сказал:
«Иди в Фару и возьми свой пояс, который Я велел тебе там спрятать».
7 Тогда я пошёл в Фару, отыскал свой пояс и вытащил его из-под камней, но теперь я не мог носить его, потому что он был испорчен и стал ни на что не годен.
8 Затем ко мне опять пришла весть от Господа.
9 «Пояс испорчен и ни на что не годен. Так же Я поступлю с надменными людьми Иудеи и Иерусалима.
10 Я уничтожу гордых и злых людей Иерусалима, потому что они отказываются слушать Мои слова, они упрямы и делают то, что хотят, а также поклоняются другим богам. Эти люди станут словно льняной пояс, ни на что не годны.
11 Так же как человек туго оборачивает пояс вокруг тела, так и Я обернул все семьи Израиля и Иудеи вокруг Меня, — сказал Господь. — Я сделал так, чтобы эти люди стали Моим народом. Тогда бы они принесли Мне славу, честь и хвалу, но они не послушали Меня».
12 «Иеремия, скажи людям Иудеи то, что говорит Господь, Бог Израиля: „Каждый бурдюк должен быть наполнен вином”. Эти люди будут смеяться и скажут тебе: „Конечно, мы знаем, что каждый бурдюк должен быть полон вина”.
13 Тогда ты передашь им слова Господние. Он сказал: „Я сделаю каждого, кто живёт на этой земле, беспомощным, подобно пьяному. Я говорю о царях, сидящих на троне Давида, о священниках, о пророках и обо всех, кто живёт в Иерусалиме.
14 Я заставлю каждого из них спотыкаться и сталкиваться друг с другом: отцы и дети будут падать друг на друга, — это слова Господа. — Я не буду сочувствовать им или испытывать жалость, Я не позволю милосердию остановить Меня, чтобы Я не уничтожил людей Иудеи”».
15 Слушай и внимай, потому что Господь велел тебе:
«Не возгордись!»
16 Господу твоему Богу честь воздавай, восхваляй Его, а иначе Он принесёт мрак. Восхваляй Его до того, как падёшь на тёмные холмы. Вы, люди Иудеи, надеетесь на свет, но во тьму густую превратит его Господь.
17 Если, люди Иудеи, вы не послушаете Господа, то я спрячусь и буду рыдать, и ваша гордыня будет причиной моих горьких слёз. Глаза мои слезами переполнятся, потому что стадо Господа поймано будет.
18 Скажи царю и матери его, чтобы с тронов сошли. Прекрасные короны с их голов уже упали.
19 Города в пустыне Негев закрыты, их никто не может открыть. Все жители Иудеи изгнаны, их увели как пленных.
20 Иерусалим, посмотри: с севера подходит враг. Где твоё прекрасное стадо, данное тебе Господом? Его больше нет!
21 Что скажешь ты, когда Я позволю твоим врагам, которым ты свои сокровенные секреты доверял, царствовать над тобой? Несомненно, ты будешь страдать от боли, подобной той, которую испытывает женщина во время родов.
22 Ты можешь спросить себя:
«Почему со мной случились все эти несчастья?»
За то, что твои грехи бессчётны! Именно поэтому врагу было позволено разорвать твою юбку и познать тебя.
23 Как чернокожий человек не может изменить цвет кожи, как барс не может своих пятен сбросить, так и Иерусалим не может измениться и зло творит всегда.
24 «Я заставлю тебя покинуть дома твои. Ты побежишь во все стороны, ты будешь как солома, которую разносит пустынный ветер.
25 За то, что ты Меня забыл и верил чужим богам, всё это с тобой случится, — говорит Господь, — но это только часть плана Моего.
26 Иерусалим, Я задеру юбку твою тебе на лицо, и тогда все тебя увидят и застыдят.
27 Я видел мерзости, которые ты творила, Я слышал смех твой и прелюбодейство, Я знаю похотливость твоих планов, Я видел тебя на холмах и в поле. Горе будет тебе, Иерусалим! Долго ли ещё будешь пребывать в этих грязных грехах?»

Новой Женевской Библии

13:1 льняной пояс. Льняной пояс, или набедренник символизирует сокровенные отношения, установленные Богом со Своим народом. Льняное одеяние напоминает об Израиле как о «царстве священников» (Исх 19:26; Исх 28:31).

13:4 к Евфрату. Можно предположить, что на самом деле речь идет о каком-то более близком месте (возможно, это расположенная неподалеку от Анафоф Фара, название которого, тем не менее, напоминает о Евфрате и, следовательно, о вавилонском плене.

13:6 По прошествии же многих дней. Т.е. после многих лет изгнания.

13:7 испорчен, ни к чему стал негоден. Порча пояса символизирует развращение народа, уже недостойного общения с Богом.

13:12−13 Я наполню вином до опьянения. В этом стихе вино является символом гнева Божиего (25:15−19).

13:16 темноты... света... тень смерти... тьмою. «Свет» и «тьма» являются распространенными метафорами спасения и суда (Ис 9:2; Ам 5:18−20); выражение «тень смерти» встречается также в Пс 22:4.

13:18 царю и царице. Возможно, речь идет о царе Иехонии и его матери Нехуште (4Цар 24:8); в таком случае пророчество относится ко времени нашествия Навуходоносора на Иерусалим в 597 г. до Р.Х. (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания).

упал с головы вашей венец славы. См. 22:24−26. Этот стих провозглашает конец исторической династии Давида и ставит, таким образом, под вопрос данное ему обетование (2Цар, гл. 7); новое исполнение этого обетования см. 33:14−26.

13:19 Южные города. Города, расположенные в засушливых южных областях Иудеи и защищавшие ее от соседей — союзников Вавилона (таких, как моавитяне; см. 4Цар 24:2), уже не могли спасти страну от разграбления, и, таким образом, «гордость» Иудеи не имела под собой никаких оснований.

13:20 от севера. См. 4:6. Иудея уязвима как с юга (ст. 19), так и с севера.

13:22 открыт подол у тебя. Образ общественного позора.

13:23 Может ли Ефиоплянин... пятна свои? Этот риторический вопрос обнаруживает присущую пророчеству в целом уверенность в том, что Иудея неспособна к покаянию и послушанию Богу (31:31−34 и ком.).

13:24 как прах. Ср. Пс 1:4.

13:25 жребий. Слово, первоначально обозначавшее жребий, по которому земля была разделена между коленами иудейскими (Нав 14:2), теперь означает изгнание из этой земли.

13:27 прелюбодейство твое и неистовые похотения. См. 5:8 и ком.

Доколе же? Как правило, это восклицание является частью обращенной к Богу молитвы (см. 12:4; ср. Пс 12:1), в данном стихе Господь как бы возвращает его людям.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.