Иеремия 7 глава

Книга пророка Иеремии
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Вот слова Господа, обращенные к Иеремии:
2 «Встань, Иеремия, в воротах Господнего дома и проповедуй там эту весть: „Все вы, жители Иудеи, слушайте весть Господа, все, кто проходят через эти ворота для поклонения Богу, слушайте эту весть.
3 Господь — Бог народа Израиля. Изменитесь и совершайте добрые дела. Если вы будете так поступать, Я позволю вам жить здесь.
4 Не доверяйте лжи, которую слышите. Некоторые люди говорят: „Здесь храм Господа, здесь храм Господа, здесь храм Господа!”
5 Если вы изменитесь и будете делать добро, Я позволю вам жить здесь. Вы должны быть справедливыми друг к другу.
6 Вы не должны притеснять странников. Праведно обращайтесь с вдовами и сиротами. Не убивайте невинных, не следуйте чужим богам, потому что они погубят ваши жизни.
7 Я отдал эту землю во владение вашим предкам на веки вечные. И если вы Мне подчинитесь, то Я позволю вам жить в этой земле.
8 Но вы доверяетесь лжи, которая не принесёт вам пользы.
9 Будете ли вы красть и убивать, будете ли прелюбодействовать, будете ли несправедливо осуждать других, будете ли поклоняться лжебожеству Ваалу и следовать другим богам, которых не знаете?
10 Если вы совершите эти грехи, то сможете ли тогда предстать предо Мной в доме, который зовётся именем Моим? Думаете ли вы, что сможете стоять передо Мной и говорить: „Мы в безопасности”? Думаете ли вы, что сможете делать всё это?
11 Этот храм зовётся именем Моим, а вы относитесь к нему, словно к разбойничьему логову, где прячутся грабители. Я всё видел”».
Так говорит Господь.
12 «Идите в город Силом, народ Иудеи, где Я впервые поставил дом Моего имени. Народ Израиля тоже творил зло, так идите и посмотрите, что Я сделал с Силомом за содеянное зло.
13 Вы, люди Израиля, творили зло, — говорит Господь. — Я много раз вас предупреждал, но вы отказывались слушать Меня. Я звал вас, но вы не отвечали.
14 Поэтому Я уничтожу дом, названный именем Моим в Иерусалиме. Я разрушу этот храм, как Я разрушил Силом. Этот дом, названный именем Моим в Иерусалиме, — храм, в который верили вы. Я отдал это место вам и вашим предкам.
15 Я отвергну вас от Себя, как и всех ваших братьев из Ефрема.
16 Ты же, Иеремия, не молись за этих людей, не проси, чтобы Я им помог, Я не услышу твою молитву.
17 Я знаю, что ты видишь, что творят эти люди в городах Иудеи, ты видишь, что делают они на улицах Иерусалима.
18 Вот что делают люди Иудеи: дети собирают дрова, отцы разводят огонь, женщины замешивают тесто и пекут пироги для Царицы Небес. Они совершают возлияния другим богам, чтобы разгневать Меня.
19 На самом деле они не Мне причиняют вред, — говорит Господь, — они сами себе вредят и навлекают на себя позор».
20 Поэтому Господь говорит:
«Я изолью Мой гнев, Я накажу этих людей и животных. Я накажу деревья и поля, и всё, что растёт на земле, вспыхнет жарким пламенем, которое никто не сможет погасить».
21 Господь, Всемогущий Бог Израиля, говорит так:
«Идите и воздайте столько даров и жертв, сколько хотите, и сами ешьте мясо жертв.
22 Я вывел ваших предков из Египта, Я с ними говорил, но Я им не давал никаких заповедей о жертвах и о дарах.
23 Я дал им только такую заповедь: „Будьте послушны Мне, и Я стану вашим Богом, а вы будете Моим народом. Делайте всё, что Я велю, и всё у вас будет хорошо”.
24 Но ваши предки не послушали Меня, они не обращали внимания на Мои слова, упрямились и делали то, что хотели. Они не стали праведными, они стали ещё злее, они шли назад, а не вперёд.
25 С тех пор как ваши предки вышли из Египта, и до сего дня, Я посылал слуг Моих, Моих пророков. Я посылал их к вам снова и снова.
26 Но ваши предки не послушали Меня. Они в своём упрямстве не обращали на Меня внимания и приносили даже больше зла, чем их отцы.
27 Иеремия, обо всём этом ты скажешь людям Иудеи, но они тебя не послушают; ты позовёшь их, но они не отзовутся.
28 Поэтому скажи им так: „Этот народ не повинуется своему Господу Богу. Эти люди не слушают Его наставлений и не знают истинного учения”».
29 «Иеремия, остриги себе волосы и выброси их, поднимись на холм, на котором ничего не растёт, и плачь, потому что Господь отверг людей этого поколения. Он повернулся к ним спиной, и в гневе Своём готов наказать их всех.
30 Сделай так, потому что Я видел народ Иудеи, творящий зло, — так говорит Господь. — Они поставили ненавистных идолов в храме Моём, они осквернили Мой дом!
31 Люди Иудеи поставили высоты Тофета в долине Бен-Енном, где они убивали собственных сыновей и дочерей, сжигая их как жертвы. Я этого не повелевал, такого у меня и в помыслах не было.
32 Поэтому Я тебя предупреждаю, что наступят дни, когда люди не будут больше называть это место Тофетом или долиной Бен-Енном, они назовут это место долиной Кровопролития, потому что они будут хоронить мёртвых до тех пор, пока не останется больше места для могил.
33 Тела мёртвых будут лежать на земле и станут пищей для небесных птиц, и дикие звери будут поедать мёртвые тела, и не останется никого в живых, чтобы их отгонять.
34 Я положу конец радости и счастью в городах Иудеи, и никто не услышит голосов женихов и невест в Иудее и Иерусалиме, и станет эта земля пустыней».

Новой Женевской Библии

7:1 — 10:25 Божий суд, на который народ иудейский обрек себя поклонением безжизненным идолам, неизбежен.

7:2 во вратах. Возможно, речь идет о вратах, которые вели во внутренний двор храма. Таким образом, Иеремия пребывает в средоточии иудейской религии, обличая ее лживость.

все Иудеи, входящие... на поклонение Господу. Возможно, имеется в виду один из великих праздников (Исх 23:14−18), участвовать в которых следовало «всему Израилю».

7:3 на сем месте. Т.е. на земле обетованной. Смысл проповеди Иеремии в том, что они не могут относиться к владению землей, как к чему-то само собой разумеющемуся.

7:4 обманчивые слова: здесь храм Господень. Лицемерие иудеев достигает высшей степени.

7:5−6 если... исправите... на беду себе. В этом богословском утверждении, устанавливающем взаимные обязательства Бога и народа, слышны отголоски завет Моисея (см. Втор 13:1−3; Втор 14:28−29).

проливать невинной крови. См. 19:4.

7:9 вы крадете... ходите во след иных богов. Здесь содержатся ссылки на пять из Десяти Заповедей (ср. Ос 4:2), причем особо подчеркивается нарушение первой (Исх 20:3).

7:10 в доме сем, над которым наречено имя Мое. См. Втор 12:5; 3Цар 8:43, где слово «место» означает иерусалимский храм. Господь нарекает его Своим именем в ознаменование того, что это место становится Домом Божиим (см. 3Цар 8:27).

мы спасены. Спасение, на которое люди надеются, поклоняясь ложным богам, обманчиво.

7:11 вертепом разбойников. См. Мф 21:13.

7:12 в Силом... имени Моему. Силом был важнейшей святыней Израиля до тех пор, пока Давид не перенес столицу в Иерусалим (Нав 18:1; 1Цар 1:9). К описываемому времени Силом уже не существовал (возможно, он был разрушен филистимлянами), т.е. место, которое Господь сделал обиталищем Своего имени, тем не менее не избежало Его суда.

7:13 вы не слушали. Невнимание к слову Божиему — одна из важнейших тем книги пророка (см. 6:17; 11:7−8; 25:3; ср. 4Цар 17:13−14).

7:16 Ты же не проси. Одна из обязанностей пророка — быть заступником перед Богом. См. Быт 20:7; Исх 32:11−14.

7:18 Дети... отцы... женщины. Языческие боги возымели над народом всеобъемлющую власть.

для богини неба. Так вавилоняне называли богиню Иштар (Астарту). Ср. 44:19, 25.

7:20 на людей и на скот... и на плоды земли. Крушение связей между Богом и Его народом затрагивает все мироздание (см. Ос 2:18).

7:21 ешьте мясо. Даже поедая мясо жертвенных животных (Лев 1:9), люди не смогут привлечь внимания Господа (см. 1Цар 15:22−23).

7:22−23 Приносимые в жертву животные не будут угодны Богу до тех пор, пока не будет принесена жертва послушания, основанная на вере и смирении (Быт 4:4−5 и ком.; Мих 6:6−8; Евр 11:4, 6).

Я буду вашим Богом, а вы... Моим народом. Эти слова отражают суть завета (см. Лев 26:12).

7:24 жили по внушению... злого сердца своего. Ср. 3:17; Быт 6:5. Иеремия твердо уверен в том, что человеческому сердцу присуща изначальная склонность ко злу.

7:29 Остриги волоса твои. Эти слова обращены к Иерусалиму, который персонифицируется с женщиной. Пострижение волос может быть связано с предписаниями для назореев, нарушивших религиозную чистоту (Чис 6:5−9).

7:30 в доме. При царе Манассии иноземные культы проникли даже в храм (4Цар 21:7), и хотя Иосия пресек их, можно предположить, что во времена Иоакима подобная практика возобновилась. Все это лишь подтверждает сказанное Иеремией об упорствующей во грехе Иудее.

7:31 высоты. Обычное название тех мест, где происходили языческие культы (см. 4Цар 23:8−9).

7:32 Тофетем. Букв.: «огненное место». Оно находилось в Енномовой долине, и именно там в жертву языческому богу Молоху приносили детей. Однако в Израиле человеческие жертвы «заменялись» жертвенными животными (Исх 13:2; Исх 34:19−20). Приношение в жертву детей было воспрещено (Лев 18:21; Лев 20:2, 5). Ср. также 4Цар 23:10 и ком.

долиною сыновей Енномовых. Эта долина находится к юго-западу от Иерусалима. От ее названия происходит греческое слово «геенна», означающее «ад» (Мф 18:9).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.