Даниил 4 глава

Книга пророка Даниила
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 «Я, Навуходоносор, находился в своём дворце, был счастлив и во всём преуспевал.
2 Мне приснился сон, который испугал меня. Я лежал на кровати и мысленно видел образы и видения, которые заставили меня содрогнуться.
3 Тогда я отдал приказ привести ко мне всех мудрецов Вавилона, чтобы они сказали мне, что означает мой сон.
4 Когда пришли чародеи и халдеи, я рассказал им о своём сне, но ни один из них не смог объяснить его значение.
5 Наконец ко мне пришёл Даниил (я дал ему имя Валтасар в честь моего бога; в нём пребывает дух святых богов). Я рассказал Даниилу о своём сне.
6 Я сказал: „Валтасар, ты самый искусный из всех чародеев. Я знаю, что в тебе дух святых богов и нет такой тайны, которую ты не смог бы понять. Вот какой сон я видел, объясни мне его значение.
7 Вот видения, представшие предо мной, когда я лежал на своём ложе: я видел очень высокое дерево, стоящее среди земли.
8 Это дерево выросло большим и крепким и своей вершиной касалось неба. Его можно было видеть отовсюду на земле.
9 На этом дереве были красивые листья и много фруктов. Плодов на нём хватало для всех. Дикие звери находили приют под этим деревом, и птицы гнездились в его ветвях. Все животные питались с этого дерева.
10 И, наблюдая всё это в видении на своём ложе, я увидел святого Ангела, сходящего с небес.
11 Он сказал очень громко: „Срубите дерево, обрубите его ветви, оборвите его листья и разбросайте его плоды. Животные убегут из-под дерева, и птицы улетят прочь с его ветвей.
12 Но его корень пусть останется в земле. Вы должны сковать его железным и бронзовым обручем и пусть этот корень останется в поле. Окружённый со всех сторон травой, он будет жить среди диких животных и полевых растений, а орошать его будет утренняя роса.
13 И не будет он думать больше как человек, у него будет ум животного. В течение семи лет он будет в таком состоянии”.
14 Святые Ангелы объявили это наказание, чтобы все люди на земле знали, что Всемогущий Бог правит над царствами людей и отдаёт их кому желает, а также Сам выбирает смиренных людей править этими царствами!
15 Вот какой сон видел я, царь Навуходоносор. А теперь, Валтасар, расскажи мне, что это означает. Никто из мудрецов в моём царстве не может растолковать мне этот сон. Но ты, Валтасар, можешь растолковать этот сон, потому что в тебе дух святых богов”».
16 Тогда Даниил (которого также звали Валтасар) задумался и некоторое время пробыл в думах. Мысли беспокоили его, поэтому царь сказал:
«Валтасар, пусть не пугает тебя этот сон и его значение».
И Валтасар ответил царю:
«Господин мой, как хотел бы я, чтобы этот сон был о твоих ненавистниках, а значение его относилось к твоим врагам.
17 Во сне ты видел дерево, которое выросло высоким и крепким, и его вершина касалась небес. Его видно было со всех концов земли.
18 На нём были прекрасные листья, а плодов было так много, что всем хватало на пропитание. Оно служило домом для диких животных, а в его ветвях гнездились птицы. Вот какое дерево видел ты.
19 Царь, ты — это дерево! Ты стал великим и могущественным. Ты как высокое дерево, которое достигает небес, и твоя власть простирается до краёв земли.
20 Царь, ты видел святого Ангела, сходящего с небес. Он сказал: „Срубите дерево и уничтожьте его, только его пень с корнями оставьте в земле. Скуйте его железным и бронзовым кольцом и оставьте в полевой траве, чтобы роса орошала его. Он будет жить как дикое животное и таким останется, пока не пройдёт семь лет”.
21 Царь, вот толкование этого сна: Всемогущий Бог повелел, чтобы случилось всё это с моим господином, царём.
22 Царь Навуходоносор, ты будешь вынужден покинуть свой народ. Ты будешь жить среди диких животных и есть траву как скот, и роса небесная будет орошать тебя. Пройдёт семь лет, прежде чем ты сможешь извлечь необходимые выводы из этого урока. Ты познаешь, что Бог Всевышний правит над царством людей и Бог Всевышний даёт царства тому, кому захочет.
23 Повеление оставить корень дерева в земле означает вот что: твоё царство будет возвращено тебе, когда ты познаешь, что Всевышний Бог правит твоим царством.
24 Посему, царь, прими мой совет: совершай добрые дела, не греши и будь милостив к бедным людям, чтобы искупить свой грех. И тогда успех будет сопутствовать тебе».
25 Всё именно так и произошло с царём Навуходоносором.
26 Спустя двенадцать месяцев после того, как царь Навуходоносор видел этот сон, он гулял по крыше своего дворца в Вавилоне.
27 «Посмотрите на Вавилон! — сказал царь. — Я построил этот великий город. Это — мой дворец! Я построил этот великий город силой своего могущества, чтобы показать моё величие!»
28 Не успел он договорить эти слова, как с небес раздался голос, который сказал:
«Царь Навуходоносор, вот что случится с тобой: твоя царская власть отнята у тебя!
29 Тебя отлучат от людей, и ты будешь жить с дикими зверями. Ты будешь питаться травой как вол. Пройдёт семь лет, прежде чем ты сможешь извлечь необходимые выводы из этого урока. Ты познаешь, что Бог Всевышний правит над царствами людей и что Он даёт власть тем, кому захочет».
30 Всё это исполнилось тотчас же. Навуходоносор был изгнан от людей и стал питаться травой как вол. Его орошала роса, и его волосы выросли длинными, словно перья орла, а ногти стали как когти птицы.
31 По окончании этого времени я, Навуходоносор, взглянул на небо, и ко мне снова возвратился мой разум. И тогда я восхвалил Бога Всевышнего и прославил Того, Кто живёт вечно: «Бог правит вечно! Его царство продлится во все поколения!
32 Все люди, живущие на земле, ничего не значат. По воле Своей Бог делает всё, что пожелает, как с властью небесной, так и с людьми на земле. Никто не может остановить Его могучую руку! Никто не может спросить Его: „Что делаешь Ты?”
33 В то время Бог вернул мне мой разум, великий почёт и царскую власть. Мои советники и царские сановники начали снова просить моего совета. Я снова стал царём, и моё величие стало ещё выше, чем раньше, а власть укрепилась.
34 И теперь я, Навуходоносор, превозношу, почитаю и восхваляю Царя Небесного. Все дела Его праведны, Он всегда справедлив и может сделать гордых людей смиренными!»

Новой Женевской Библии

4:5 Валтасар. См. ком. к 1:7.

дух святаго Бога. Присутствием Духа Божия объясняются выдающиеся способности Даниила — его проникновение в Божий тайны.

4:7−9 дерево. См. уподобление Ассирии дереву в Иез 31. Сходные образы встречаются также в Пс 1:3; Пс 36:35; Пс 51:8; Пс 91:12; Иер 11:16−17; Иер 17:8.

высота его достигала до неба. Слово «небо» (арам.: «шемайя») переводится также как «небеса», являясь ключевым словом данной главы. Во сне царство представляется Навуходоносору деревом, вознесшимся от земли до небес, а птицы, укрывающиеся в его ветвях, как бы связывают эти две сферы. Но жизнь и благополучие владыки этого царства, чья гордыня уже ждет наказания, зависят лишь от воли Божией.

4:10 Бодрствующий и Святый. Хотя и в языческих религиях боги вмешиваются в земные дела, сон Навуходоносора соответствует истине, ибо он видит ангела, исполняющего волю Всевышнего (Лк 2:8−14; Гал 3:19).

4:13 дастся ему сердце звериное. Душевная болезнь, при которой человек воображает себя волком или иным животным, называется ликантропией (от греческого «лише» — волк и «антропос» — человек).

пройдут над ним семь времен. Речь идет о неких семи периодах, продолжительность которых не вполне ясна (ср. ст. 23, 25). Большинство толкователей полагают, что «время» равняется одному году. По крайней мере, исходя из ст. 30, можно утверждать, что этот период дольше, чем день, неделя или месяц.

4:19 это ты, царь. Приступая к истолкованию сна, пророк сразу соотносит его с судьбой Навуходоносора, что напоминает эпизод с Нафаном и Давидом (2Цар 12:7).

4:22 тебя отлучат от людей, и обитание твое будет с полевыми зверями. В отличие от ст. 23, Даниил говорит здесь о болезни Навуходоносора более определенно.

доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим. Бог подвергает Навуходоносора унижению, желая, чтобы тот признал Его всевышнюю власть. См. 3:15 и ком.

4:23 царство твое останется при тебе. Несмотря на тяжкую и долгую болезнь, Навуходоносор сохранит свое царство, если признает власть Божию.

власть небесную. Это первое в Писании употребление слова «небеса» в смысле — Бог (4:34; ср. Мф 5:3; Лк 6:20).

4:30 О болезни Навуходоносора см. ком. к ст. 13 и 22.

ел траву, как вол. Поразившую Навуходоносора форму ликантропии иногда называют боантропией (от греческого слова, означающего «вол»).

4:31 См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие».

4:31−32, 34 Хотя Навуходоносор исповедует всемогущество Божие вполне определенно, он все-же не говорит, что верит в Бога Израиля как Бога единого, живого и истинного.

4:34 Царя Небесного. В данном эпитете воплощена центральная тема главы — утверждение власти Божией как власти Небесной. См. статью «Бог царствует: полновластное владычество Божие».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.