«Соберитесь в горах Самарии и посмотрите, какие великие беспорядки и жестокие притеснения происходят в городе.
«Враг осадит всю страну и, разрушив неприступные стены, ограбит все крепости твои».
«Если лев нападёт на ягнёнка, пастух может попытаться спасти его, но из пасти льва удастся вытащить только две ноги или кусок уха. Так и народ Израиля не будет спасён. Те, кто живут в Самарии, смогут спасти лишь уголок своей кровати или кусок материи от своего ложа».
Так объявляет Господь.
3:1 — 6:14 Эти пророчества с обвинениями против Израиля развивают и дополняют сказанное в 2:6−16.
3:1−15 Бог устами пророка Амоса изрекает обвинение на сынов Израиля.
3:1−8 Господь изрекает слово на сынов Израиля. Усиленное предостережение, особенно правящим кругам.
3:1 Слушайте слово сие. Эти торжественные слова приказа повторяются в 4:1 и 5:1 и перекликаются с повелением слушать и повиноваться Господу в текстах завета (Втор 4:1; 5:1; 6:3−4). См. также Ис 1:2; Иер 2:4; Ос 4:1.
3:2 только вас признал Я. Слова Амоса здесь перекликаются со Втор 7:7−8: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас... но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим».
потому. Милость Господа и всепрощение народу Израиля были неотделимы от наказания за грехи именно потому, что Он слишком любил Свой народ, чтобы позволить ему безнаказанно и безответственно грешить (ср. Притч 3:11−12).
3:3−6 В этих стихах пророк ставит ряд вопросов логического, причинно-следственного характера, ответы на которые представляются настолько ясными, что ни для кого не составит труда найти их. Амосу, как пророку, необходимо было с очевидностью убедить слушателей в том, что его слова — это слова Самого Бога.
3:3 Пойдут ли..? Подразумевается, что народ Божий «ходит» путями Господа (Пс 118:3). В данном случае можно утверждать, что пророк «ходил под Богом», стремясь преисполниться Его святостью (ср. Гал 2:20).
3:4 Ревет ли..? Т.е. звук, который издает лев, готовясь к нападению.
подает ли свой голос львенок..? Выражение «подать голос» мы встречаем в 1:2, где оно использовано по отношению к Господу в значении «возгреметь».
3:5 силка. Суть стиха в том, что ни одна птица не попадется в ловушку, где нет приманки (ср. Еккл 9:12).
3:6 труба. См. ком. к 2:2.
бедствие. Букв.: «зло». Речь идет о бедствиях, которые Господь соизволением Своим насылает в качестве наказания как на отдельных людей, так и на целые народы.
3:7 Господь Бог. Букв.: «Господь Яхве».
не открыв Своей тайны. Господь открывает Свои замыслы пророкам, а через них и всем людям. По великой милости Своей Он делает это для того, чтобы предостеречь от греха и побудить их к покаянию.
рабам Своим, пророкам. Моисей, главнейший из ветхозаветных пророков, а вслед за ним и все пророки, назывались «рабами Господними» (Втор 34:5; ср. Иер 7:25; Иез 38:17; Дан 9:10).
3:8 кто не будет пророчествовать? Пророчествовать — долг Амоса; цель возвещения — пробудить совесть у Израиля и заставить народ очнуться от своего обманчивого оптимизма (Втор 18:18; ср. Ин 7:16; Ин 14:24).
3:9 Провозгласите. Это повеление обращено, по-видимому, к рабам Господним — пророкам. Ср. Ис 40:1−2; Иер 5:1, 10, 20.
на кровлях. Имеются в виду царские крепости. См. 1:4.
в Азоте... в земле Египетской. Пророк взывает ко всему, что есть благородного в этих языческих странах, дабы обличить все несправедливости, царящие в Самарии. Те, кто призывается в свидетели грехов Израиля, являют собой большую праведность, нежели Израиль, хотя именно последний, в силу данного ему закона Божия, должен быть более праведным, чем они.
бесчинство. Иначе: «волнения». Это слово со значением, противоположным понятию «мир» (евр.: «шалом»), употребляется также в 2Пар 15:5. Причиной таких бесчинств является грех.
3:10 насилием и грабежом. Букв.: «насилием и разрушением». Пророк обличает израильских вельмож и богачей, которые увеличивали свое состояние за счет нещадной эксплуатации и ограбления бедных слоев населения.
3:11 неприятель. Ассирия.
низложит... ограблены будут. Это место перекликается со словами завета, в которых Господь грозит Своему народу поразить его проклятием в случае неповиновения Ему (Втор 28:52).
3:12 как... пастух исторгает. Бог, как пастырь, всегда охранял Свой народ (1Цар 17:34−37). Теперь же, когда «овцы Израиля» далеко разбрелись от Своего Пастыря, Он спасет только очень небольшую их часть — остаток.
в Дамаске на ложе. Иначе: «на одной стороне дивана и на краю ложа». Богатые праздно возлежат на ложах, наслаждаясь роскошью, приобретенной ими за счет бедных (6:4).
3:13 Слушайте и засвидетельствуйте. Данное повеление, возможно, обращено к язычникам, призванным в свидетели, но, возможно, оно относится к посланцам Господа, которые должны привести свидетелей-язычников (3:9).
3:14 в тот день, когда Я взыщу с Израиля за преступления его. Ср. Исх 32:34.
жертвенники в Вефиле. Иеровоам I воздвиг алтарь в Вефиле и установил золотого тельца, чтобы израильтяне впредь поклонялись ему. И алтарь, и телец были разрушены Иосией во время его попыток провести религиозную реформу.
роги алтаря. Для того, чтобы получить убежище, преследуемому нужно было взяться за роги алтаря (ср. 3Цар 1:49−51), что, однако, не всегда его спасало (3Цар 2:28−35). В данном случае говорится о том, что роги эти будут отсечены, и тогда последнее средство спасения отнимется у греховного Израиля.
3:15 дом зимний... домом летним. Иметь два дома — летний и зимний — считалось роскошью, доступной только царям и очень богатым людям. Господь разрушит их чертоги. Ассирия — орудие Его гнева.