«О, Господи, я знал, что всё так и случится! Ты мне повелел прийти в эту землю, но, даже находясь в своём доме, я знал, что ты пощадишь этот злой народ, поэтому я и бежал в Фарсис. Я знал, что Ты — Бог милосердный и сострадательный, нескорый на гнев и щедрый на любовь. Я знал, что если этот народ перестанет грешить, то Ты не уничтожишь его.
«Разве есть у тебя право так гневаться?»
«Уж лучше мне умереть, чем жить!»
«Разве ты в праве так сердиться из-за лозы?»
«Да, — ответил Иона, — я до смерти огорчён».
«Ты сожалеешь о лозе, за которой не ухаживал и которую не растил. Она выросла за одну ночь и за одну ночь погибла.
4:1 Иона сильно огорчился этим и был раздражен. Больше всего Иона боялся, что Бог дарует Свое прощение самому ненавистному врагу Израиля. Поэтому он был очень недоволен тем, как город ответил на его проповедь.
4:2 Ты Бог благий и милосердый... и сожалеешь о бедствии. Несмотря на вызывающую непокорность и узость понимания Ионы, ему была ведома сущность Божия.
4:5 вышел Иона.. и сделал себе там кущу. Иону не вразумил его диалог с Богом. Благодарный за свое спасение, он отказывается принять спасение ниневитян. С надеждой, что Господь все же исполнит Свой приговор, он покидает город и находит удобное место, с которого он сможет наблюдать, как будет гореть город, как падут его стены. Чтобы защитить себя от солнца, Иона сооружает шалаш.
4:6 И произрастил Господь Бог растение... чтобы избавить его от огорчения его. Укрытие, сооруженное Ионой, очевидно, не могло дать ему необходимую защиту от солнца. Как Господь наслал кита, чтобы спасти Иону, так и вновь с очевидностью проявляется Его забота о «несущем вахту» пророке. Теперь Он посылает Ионе растение, листья которого дадут тень.
4:7−8 червь подточил... засохло... ветер. И вновь Иона удостаивается милости Божией. Господь защитил пророка от зноя. Но та же самая рука, которая дала тень, теперь насылает червя, чтобы погубить растение, и жаркий восточный ветер.
4:9−11 Как и ранее (ст. 4), Господь спрашивает Иону, по какому праву он раздражается и жалуется. Пророк, тем не менее, настаивает на правомерности своего гнева (ст. 9). Иона пожалел растение, но не проявил никакой жалости к тем, кому он был призван проповедовать.