Аггей 2 глава

Книга пророка Аггея
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 В двадцать первый день седьмого месяца Господь обратился к Аггею с такими словами:
2 «Поговори с Зоровавелем, сыном Салафииля, правителем Иудеи, и с Иисусом, сыном Иоседека, первосвященником, а также с народом и скажи им вот что:
3 „Кто из вас видел этот храм в его прошлом величии? Сравнится ли он с великолепным храмом, который был разрушен? Не думаете ли, что этот храм в величии уступает прежнему?”
4 Но Господь говорит: „Зоровавель, не унывай! И ты тоже, первосвященник Иисус, сын Иоседека, не падай духом!”» Господь также говорит:
«Ободрись весь народ, живущий в этой земле. Продолжайте строительство, потому что Я с вами».
Так сказал Господь Всемогущий:
5 «Я вступил с вами в соглашение, когда вы вышли из Египта. Я сдержал Своё обещание! Дух Мой с вами, поэтому ничего не бойтесь!»
6 Вот что говорит Господь Всемогущий:
«Через некоторое время Я снова сотрясу небо и землю, море и сушу.
7 Я сотрясу народы, и они придут к вам с сокровищами из каждой страны, а затем Я наполню величием этот храм. Так говорит Господь Всемогущий!
8 Всё их серебро и золото принадлежит Мне!» Так говорит Господь Всемогущий:
9 «Слава этого храма превысит славу прежнего храма! Я дам этому народу мир и процветание. Помните, что так сказал Господь Всемогущий!»
10 В двадцать четвёртый день девятого месяца, во второй год царствования персидского царя Дария, к пророку Аггею было слово Господа:
11 «Всемогущий Господь приказывает тебе спросить священников, что закон говорит вот о чём:
12 „Если человек нёс освящённое мясо, завернув его в свою одежду, и случайно прикоснулся к хлебу или к варёной пище, вину или маслу, то освятятся ли тогда эти продукты?”» И священники ответили:
«Нет».
13 Тогда Аггей спросил:
«Если человек прикоснётся к мёртвому телу, он оскверняется. А, если он дотронется до чего другого, станет ли то нечистым?»
«Да, — ответили священники, — оно будет нечистым».
14 И сказал тогда Аггей:
«Господь Бог говорит вот что: „То же верно и об этом народе! Они не были чисты и непорочны предо Мной, и всё, чего касались их руки, осквернялось!
15 Вспомните о том, что происходило раньше, до того времени, когда вы начали строить храм Господа.
16 Люди приходили, чтобы получить 20 мер зерна, а в копне было всего лишь 10 мер. Им нужно было 50 кувшинов вина, а в чанах хватало вина только на 20.
17 Я наказывал вас, посылая болезни, которые уничтожали ваши растения. Я посылал град, который разрушал труд ваших рук. И даже после всего этого вы не пришли ко Мне!” Так сказал Господь».
18 Господь сказал:
«Сегодня, в двадцать четвёртый день девятого месяца, вы закончили закладывать фундамент храма Господа. Вот что случится, начиная с этого дня.
19 Зерно для посадки нового урожая по-прежнему находится в амбарах. Посмотрите на виноградники, на фиговые, гранатовые и оливковые деревья, которые не плодоносят. Однако, начиная с сегодняшнего дня, Я благословляю вас».
20 На двадцать четвёртый день девятого месяца, Господь снова обратился к Аггею с такими словами:
21 «Иди к Зоровавелю, правителю Иудеи, и скажи ему, что Я сотрясу небо и землю.
22 Я свергну многих царей и уничтожу власть многих языческих царств, разрушу колесницы и воинов в них. Низвергнуты будут их кони и всадники. Сейчас их армии дружественны, но пойдут они друг против друга и мечом убьют один другого.
23 Господь Всемогущий так говорит: „Зоровавель, сын Салафииля, слуга Мой, Я избрал тебя, и ты будешь Моим кольцом с печаткой. Ты будешь доказательством того, что Я совершил всё это!”» Так сказал Господь Всемогущий.

Новой Женевской Библии

2:1−9 Почти через месяц после первого пророчества Аггея Господь вновь обращается к людям, но на этот раз уже для того, чтобы поощрить их продолжать строительство храма. По-видимому, рассказы о величии первого храма лишали людей уверенности в возможности его восстановления, особенно когда они видели, в каком состоянии храм находился теперь. Вначале Господь дает им заверения, касающиеся настоящего времени: Он Сам с ними, что служит надежной гарантией успеха их начинанию. Затем Он заверяет их относительно будущего в том, что касается цели их трудов. Слава нового храма намного превзойдет славу храма Соломонова. То строительство, которое ведется в данное время, будет иметь эсхатологическое значение. Все народы также приумножат славу этого храма последних дней и принесут ему свои драгоценные дары. Присутствие Бога уже сейчас и грядущая слава нынешнего начинания укрепят тех, которые опасались, что их труды окажутся тщетными.

2:1 В седьмой месяц, в двадцать первый день месяца. 17 октября 520 г. до Р.Х. Согласно Лев 23:33−43, этот день был последним днем праздника Кущей, когда народ должен был радоваться ниспосланным ему дарам Божиим и, пребывая в кущах, на лоне природы, праздновать сбор обильного урожая. В этот же раз особенно радоваться было нечему, так как урожай был скудным (1:11).

2:2 остатку народа. В 1 главе Аггей обращается к вождям народа, потому что им надлежало выступить инициаторами работы. Теперь он обращается также и к народу, потому что слово его должно вдохновить людей.

2:3 этот дом в прежней его славе. «Этот дом» означает не само здание, но как бы духовный символ. Соломон также освятил храм в седьмой месяц (3Цар 8:2). «Остаток народа», глядя на незавершенный второй храм, был в растерянности. В ст. 1−3 говорится о том, что народ Божий был деморализован, видя, как мало величия ныне осталось в храме, и сознавая всю трудность стоявшей перед ним задачи.

2:4 ободрись. Троекратным повторением этого призыва подчеркивается, что народ Божий не должен в отчаянии бросать начатую работу (ср. Гал 6:9).

Я с вами. Уверенность святых в том, что их труды не напрасны, основана на уповании, что Господь с ними. В этом присутствии Господа их главная сила. Средство против растерянности — это вера в обетования Божии и в то, что Бог с ними.

2:5 Завет Мой, который Я заключил с вами. Завет, который Бог заключил с израильтянами при их исходе из Египта (ср. Исх 33:12−17; Чис 11:16−17).

дух Мой пребывает среди вас. Дух Божий так же пребывает с народом Его, как и во время странствования евреев в пустыне. Завет Господа и Дух Его и сейчас имеют столь же реальную силу, как и во дни великого исхода из Египта.

2:6 еще раз, и это будет скоро, Я потрясу. Настоящее и отдаленное будущее соединяются в одну картину всеобщего потрясения, которое включает суд как над миром природы, так и над миром людей. Весь мировой порядок (земля и небо) будет еще раз поколеблен в будущем (Евр 12:26−28).

2:7 Желаемый всеми народами. Слово «желаемый» относится, вероятно, не к Тому, в Ком нуждаются все народы (Мессии), но к вожделенным для всех народов драгоценным вещам (ст. 8). Указом царя Дария, во время правления которого проповедовал Аггей, предписывалось жертвовать драгоценности на украшение строящегося храма (Езд 6:3−5, 8−9).

дом сей славою. Желание Бога состоит в том, чтобы быть почитаемым и являть Свою славу «всем народам». Когда Божие присутствие наполнит храм, народы придут к свету (Ис 2:3−5; Ис 60:3).

2:8 Мое серебро и Мое золото. Как верховный властелин (ср. Пс 23:1; Пс 49:9−12), Бог дарует прославляющим Его богатства всех народов (Ис 60:5).

2:9 Слава. Обещание высшей славы исполняется во Христе. Он есть высшее проявление присутствия среди людей Бога и славы Его (Ин 1:14). Слава Христова видима в Его Церкви, Храме Божием (Еф 2:21 и 3:20−21).

на месте сем Я дам мир. Понятие «мир» (евр.: «шалом») означает нечто большее, чем просто отсутствие вооруженных конфликтов. Оно включает в себя также процветание и всеобщее благополучие. Христос дарует мир верующим в Него уже сейчас (Ин 14:27), но истинный мир наступит, когда Господь Бог Вседержитель и Агнец станут Храмом (Откр 21:22) Нового Иерусалима.

2:10−19 Хотя народ Израиля и был избран Господом, грехи осквернили его и обесценили его молитвы. Но народ еще не осознал полностью этого. Пока он не явил свою покорность Господу, все благословения оборачивались для него проклятиями. Теперь же Господь обещает, что покорность воле Божией принесет народу великое благословение. Отныне Господь будет щедро благословлять труды его.

2:10 В двадцать четвертый день девятого месяца. Временная последовательность важна для истолкования третьего пророчества (2:10−19): 1) народ раскаялся и начал работы 21 сентября 520 г. до Р.Х. (1:15); 2) Аггей произнес пророчество, в котором воодушевлял народ на продолжение работы, 17 октября 520 г. до Р.Х. (2:1−9); 3) а теперь, 18 декабря 520 г. до Р.Х., в своем новом пророчестве он опять обличает людей. Почему? Потому что люди еще не осознали главного — своей нечистоты перед Святым Богом.

2:11 о законе. Закон говорил, что осквернение освященного предмета (Лев 20:7) может произойти через прикосновение к чему-либо ритуально нечистому (Чис 19:11−13).

2:14 таков этот народ. Люди осквернили свои труды по восстановлению храма и свои жертвоприношения, потому что их отчуждение от Бога было в действительности глубже, чем им самим казалось.

2:15 Теперь. Это слово указывает на значительную перемену. Несмотря на осквернение народа в прошлом, Бог намерен благословить его (ср. ст. 19).

2:17 Поражал Я вас. Такого рода напасти служили Богу средством, чтобы вновь обратить Свой народ к Себе. Во Втор 28:22 о них говорится как о проклятиях, следующих за неподчинением Божиему завету. Ср. Ам 4:9.

2:19 есть ли еще в житницах семена? Как и в гл. 1, в данном случае неплодородность земли понимается как несомненный знак Божиего наказания Его народу.

Я благословлю их. Милость Божия превыше греха и осквернения Его народа. Хотя Он и наказывает Свой народ испытаниями, в конце концов милосердие Господа восторжествует над Его справедливым гневом.

2:20−23 В тот день, когда Господь потрясет царства земные, должно произойти два важных события: Он низвергнет все народы и установит над ними Своего правителя из дома Давидова, слугу Господня. Это — второе пророчество о славе последних дней.

2:22 ниспровергну. Бог вступает в священную войну против врагов и побеждает. Все народы в конечном счете покорятся Ему. См. также Дан 2:44; Дан 7:27.

2:23 В тот день. День Божиего суда и спасения.

раб Мой. Зоровавель избран Богом для свершения Его работы. Грядет еще более великий Раб (Ис 42:1). Зоровавель был Его прообразом. Иисус — потомок Зоровавеля (Мф 1:12) и Раб Божий (Ис 53:11).

печать — символ власти и могущества. Ср. Иер 22:24.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.