«Господи, как хорошо, что мы здесь! Если хочешь, я поставлю здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии».
«Вот Сын Мой возлюбленный, к Которому Я благоволю. Повинуйтесь Ему!»
«Встаньте, не бойтесь!»
«Никому не рассказывайте о том, что видели, пока Сын Человеческий не воскреснет из мёртвых!»
«Почему же законоучители говорят, что сначала должен прийти Илия?»
«Известно, что Илия должен прийти и навести во всем порядок.
«Господи, смилуйся над моим сыном! Он ужасно мучается от припадков и часто падает в огонь и в воду.
«О, вы, неверные, идущие неверными путями! Сколько ещё Мне придётся оставаться с вами? Как долго ещё придётся Мне терпеть вас? Приведите его ко Мне!»
«Почему же мы не смогли изгнать беса?»
«Из-за того, что у вас слишком мало веры. Правду вам говорю: даже если бы ваша вера была не больше горчичного зерна, вы могли бы приказать горе этой: „Передвинься отсюда туда!” — и она передвинулась бы, и не было бы для вас ничего невозможного.
«Сына Человеческого выдадут людям,
Услышав эти слова, ученики Иисуса очень опечалились.
«Твой учитель платит двухдрахмовый налог на храм?»
«Платит!» — и вошёл в дом. Прежде чем Пётр успел что-либо сказать, Иисус спросил его:
«Как ты думаешь, Симон, с кого владыки этого мира берут пошлины и налоги? Со своего народа или с чужого?»
«С чужого».
Иисус сказал:
«Значит, царский народ свободен от налога.
17:1 По прошествии дней шести. Настолько точное определение времени в Евангелии встречается редко; видимо, оно должно объяснить, как связано исповедание Христа в Кесарии Филипповой с преображением. Только теперь ученики, наконец, начали понимать, Кто такой Иисус, — когда увидели Его готовность идти в Иерусалим, где завершится Его земной путь. Преображение — часть Его подготовки к этому. См. статью «Откровение славы: преображение Иисуса».
17:3 Моисей и Илия. Поскольку закон и пророки свидетельствуют об Иисусе, законодатель Моисей и величайший пророк периода царей Илия удостаиваются здесь чести разговаривать с Ним. Как сказано у Луки (9:31), они обсуждали Его близкую искупительную смерть.
17:5 Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Слова небес открывают ученикам всю неразумность предположения Петра (ст. 4), и они начинают понимать, Кто Тот, с Которым они путешествовали. «Сын Мой Возлюбленный» — указание, прозвучавшее и при крещении Иисуса, — означает «единственный», «совершенный» и синонимично слову «единородный» (Ин 3:16).
Его слушайте. Слово Божие, произнесенное устами Моисея и пророков, указывало на Иисуса. Теперь окончательное слово принадлежит Сыну Божиему (Евр 1:1−4).
17:9 никому не сказывайте. См. ком. к 16:20.
17:11 Илия должен прийти. См. ком. к 11:14. Книжники были правы, но они не узнали ни Илии, ни Спасителя, когда те пришли.
17:17 Иисус, как и Моисей, сойдя с горы славы, столкнулся с неверием (Исх 32:15−21).
17:20 по неверию вашему. Неверие или маловерие учеников происходило не оттого, что они не надеялись на удачу, — напротив, неудача крайне их удивила, — но потому, что ожидания их не были должным образом связаны с Богом. Даже малая, с горчичное зерно, толика истинной веры, корни которой — в покорности Богу, дает плоды. Марк (9:29) объясняет это еще образнее, сравнивая молитву ключом.
17:22−23 Это второе предсказание страданий и воскресения в данном Евангелии (16:21−24). Эсхатологический образ Сына Человеческого (см. ком. к 8:20) отождествляется здесь со страдающим Слугой («Рабом Господним») у Исаии (гл. 53). По-видимому, до Христа никто не отождествлял ветхозаветных Мессию, Сына Человеческого и Слугу (Раба) Страдающего («мужа скорбей») с тремя аспектами одного Царя-Искупителя. Ученикам настолько сложно было примирить образ Мессии со страданиями, что они даже не услышали Его обещания воскреснуть. По крайней мере, они всерьез это не восприняли (Лк 24:25, 37−38).
17:24−27 Дань на храм (приношение Господу) установлена Богом (Исх 30:13). Иисус говорит здесь не о том, платить или не платить налоги гражданским властям (платить должны — 22:21). Речь идет о богосыновстве верующих.