От Матфея 3 глава

От Матфея, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 В те дни пришёл Иоанн Креститель и начал проповедовать слово Божье в иудейской пустыне.
2 Он говорил:
«Покайтесь, так как Царство Небесное близко».
3 Это о нём говорил пророк Исаия: «Голос раздаётся в пустыне, восклицая: „Подготовьте путь Господу, проложите Ему тропы прямые”».
4 Одежда Иоанна была из верблюжьей шерсти, а подпоясывался он широким кожаным ремнём. Питался же он саранчой и диким мёдом.
5 В то время люди отовсюду приходили послушать Его: из Иерусалима, из всей Иудеи и из всех окрестностей вдоль реки Иордан.
6 Иоанн крестил их в водах Иордана, и они исповедовались в своих грехах.
7 Увидев, что пришло много фарисеев и саддукеев, чтобы принять от него крещение, Иоанн сказал им:
«Отродья змеиные! Кто предупредил вас, чтобы вы бежали от приближающегося гнева Божьего?
8 Докажите, что вы действительно покаялись,
9 и не думайте, что достаточно вам будет сказать: „Наш отец — Авраам”. Я говорю вам, что Бог может вот эти камни превратить в детей Авраама.
10 Топор уже готов рубить деревья. Всякое дерево, которое не приносит хорошие плоды, будет срублено и брошено в огонь.
11 Я крещу водой в знак покаяния, но Тот, Кто придёт после меня, могущественнее меня. Я недостоин даже быть рабом, который снимает Его сандалии. Он будет крестить вас Святым Духом и огнём.
12 В Его руке будет лопата, которой Он отделит зерно от мякины. Он соберёт хорошее зерно в Свою житницу, а мякину сожжёт в неугасимом огне».
13 В то время Иисус пришёл из Галилеи к реке Иордан. Он пришёл к Иоанну, потому что хотел, чтобы Иоанн крестил Его.
14 Но Иоанн попытался удержать Его, говоря:
«Это я должен креститься у Тебя, так почему же Ты пришёл ко мне?»
15 В ответ Иисус сказал ему:
«Пусть пока будет так, потому что положено нам выполнить всё, что назначено Богом».
Тогда Иоанн согласился крестить Его.
16 Иисус крестился, а когда Он вышел из воды, небеса открылись перед Ним, и Он увидел Духа Божьего, спускавшийся на Него подобно голубю.
17 И голос с небес провозгласил:
«Вот Сын Мой возлюбленный, к Которому Я благоволю».

Новой Женевской Библии

3:2 покайтесь. И Иоанн, и Иисус (4:17) прежде всего призывают «покаяться», т.е. отвратиться от греха. В этом случае человек не только скорбит о грехах, но и коренным образом меняется, твердо решая жить в послушании Богу. Призыв их перекликается со словом ветхозаветных пророков, которые увещевали Израиль «обратиться», «вернуться» (евр.: «шув») к верности завету. Речь идет не о сокрушении, суровой угрюмости или «покаянных подвигах». Иуда сокрушался о содеянном (27:3), но не отвратился от греха. См. статью «Покаяние».

Царство Небесное. Теме Царства Небесного в учении Иисуса предшествует проповедь Иоанна. Марк и Лука называют Царство «Божиим» (ср. 4:17 с Мк 1:15). Именно Царства или, точнее, царствования Божия ждали ветхозаветные пророки: Бог проявит Свою спасительную силу, Он воцарится и освободит подданных Своих. Слова Иисуса, что Царство приблизилось, означают, что закончилось время ожидания и пришел Сам Царь. Когда Он умер и воскрес, а Благая Весть распространилась по всем народам, ветхозаветные обетования уже исполнились для нас, хотя мы еще ждем их полного осуществления, когда Христос вернется для суда (см. ком. к гл. 13).

приблизилось. О приближении Царства говорится в одном контексте с покаянием. Первое является основанием для второго.

3:3 Ибо он тот. Иоанн возвещает пришествие Господне согласно пророчеству Исаии (40:3). Служение Иоанна, как и служение ветхозаветных пророков, обращено к будущему и свидетельствует о Том Великом, Которому должно прийти (11:7−11; Деян 19:4−5).

3:7 от будущего гнева. Ветхий Завет предвозвещает приход Господа для праведного суда (Пс 95:13; Соф 2:1−2; Мал 3:2). Иоанн лишает вождей народа иллюзий, что чаша гнева Господня — лишь для врагов Израиля, а сами они сумеют ее избежать. Позднее Иоанна смутит, что Иисус не стал вершить суд (см. ком. к 11:2).

3:8 плод покаяния. Имеется в виду подлинная, внутренняя праведность, а не внешнее послушание. Если покаяние никак не отражается на жизни, оно не может быть истинным. Поскольку фарисеи считали себя праведниками, слова Иоанна, по-видимому, глубоко их задели. Однако они пришли не креститься в истинном смысле, т.е. признать, что неправедны и нуждаются в покаянии, а посмотреть, что делает Иоанн (3:7).

3:9 «отец у нас Авраам». Хотя принадлежность к народу Израилеву предполагает внешние привилегии завета (Рим 9:4−5), истинными сынами Божиими людей делает только Бог. Только Он может окропить такой водой, которая превратит каменное сердце в плотяное (Иез 36:25−26). Ни тот, кто рожден иудеем, ни тот, кто рожден христианином, не вправе надеяться, что секира суда пощадит его, если нет плодов, свидетельствующих о покаянии и вере.

3:10 срубают. Суд неизбежен, как неизбежно Царство; если есть одно, есть и другое. Иоанн еще не знал, что Иисус пришел не судить, а претерпеть суд (см. ком. к 11:2).

3:11 Духом Святым и огнем. «Очищая огнем», Бог окончательно крестит нас, и это противопоставлено здесь очищению водой. Огонь Духа обновляет народ Божий и пожирает злых, как солому (Ис 4:4; Зах 13:9; Мал 3:2−3; Мал 4:1). Иоанново свидетельство о том, что Иисус — Господь (ст. 3), расширяется: как Господь Он крестит Духом и вершит последний суд. См. статью «Крещение».

3:13−15 Иоанн «удерживал» Иисуса от крещения, ибо понял, что Он, единственный из всех, не нуждается в покаянии. Однако, чтобы «исполнить всякую правду», Иисус должен был сравняться со Своим народом, чтобы понести его грехи (2Кор 5:21). В сущности, крещение Иоанново и указывало на Иисуса, ибо только Его крестная смерть, которую Он назвал «крещением» (Лк 12:50), могла снять грехи. Заключая новый завет, Иисус во всем отождествил Себя со Своим народом — в крещении и смерти, помазании Духом и победе над искушением (см. ком. к ст. 16:17). См. статью «Откровение о Божественном призвании: крещение Иисуса».

3:15 правду. Суверенное право Иисуса на спасение и осуждение определяется Его праведностью. Иисус учит той совершенной праведности, которую требует Бог (5:20, 48). Он также дарует грешникам Божию праведность. Его крещение указывает на Его смерть как искупление для многих (20:28) и демонстрирует совершенное послушание, которым Он исполняет «всякую правду» (Иер 23:5−6). Прощение грехов и одежды праведности (22:11−12) можно получить только через веру в Христа (8:10; 23:23; ср. 21:32). Те, кому недостает Божией праведности, но они алчут и жаждут ее, насытятся (5:6; 6:33). Иисус зовет всех, обремененных своей самоправедностью, найти в Нем отдых от бремени (11:28 — 12:8).

3:16−17 Свидетельство с небес, что Иисус есть Раб Господень (Ис 42:1; ср. Исх 4:22), подтверждает и то, что Он — Помазанник и Царь (Пс 2:6).

3:16 вышел из воды. См. Ис 43:2 («переходить воды»).

как голубь. Явление Духа в виде голубя напоминает Духа Божия при творении (Быт 1:2) и, возможно, указывает на то, что служением Иисуса начинается новое творение (1:1 и ком.).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.