От Марка 4 глава

От Марка, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Иисус снова стал учить на берегу озера. Когда вокруг Него собралось множество народа, Он вошёл в лодку и отплыл от берега, а все люди остались на берегу.
2 Он многому учил их, рассказывая притчи и говоря им:
3 «Слушайте! Вышел сеятель сеять.
4 И когда он разбрасывал семена, то одни упали на дорогу. Прилетели птицы и склевали их.
5 Другие семена упали на каменистую почву, где не было достаточно земли. Эти семена проросли очень быстро, так как слой земли не был глубок.
6 Когда же взошло солнце, оно опалило ростки и, так как у них не было глубоких корней, они засохли.
7 Другие семена упали среди колючек. Колючки взошли и заглушили ростки, так что они не принесли зерна.
8 А остальные семена упали на благодатную почву, пустили ростки, которые выросли и стали плодоносить, дав по тридцать, шестьдесят и даже по сто раз больше зерна».
9 Иисус сказал им:
«Имеющий уши да услышит!»
10 Когда Иисус остался один, двенадцать апостолов и другие ученики вокруг них спросили Его о притчах.
11 Он ответил им:
«Вам дано знать тайну Царства Божьего. Но другим всё излагается в притчах,
12 так как они: „Всё время смотрят и не видят, всё время слушают и не понимают. Иначе бы они обратились ко Мне, и Я бы их простил”».
13 Иисус сказал апостолам:
«Неужели вы не понимаете этой притчи? Как же вам тогда понять любую другую притчу?
14 Сеятель сеет слово Божье.
15 Семя, которое упало возле дороги, означает тех, кто слышат слово Божье. Как только они услышат его, тотчас же приходит сатана и похищает слово, посеянное в них.
16 Семя, посеянное на каменистой почве, означает тех людей, которые слышат слово и сразу же с радостью принимают его.
17 Но у них нет корня, и их хватает ненадолго. Когда начинаются страдания или преследования за слово, они сразу же отходят в сторону.
18 Семя, посеянное среди колючек, означает тех, кто слышат слово,
19 но повседневные заботы, обманчивое богатство и другие желания прорастают и заглушают в них его, и оно не приносит плодов.
20 Посеянные семена на благодатной почве означают тех, кто слышат слово и принимают его. Они приносят плоды — иногда в тридцать, иногда в шестьдесят, а иногда и в сто раз больше».
21 И ещё Иисус сказал апостолам:
«Для того ли приносят светильник, чтобы поставить его под перевёрнутый кверху дном сосуд или под кровать? Не для того ли, чтобы поместить его на подставку?
22 Так как нет ничего тайного, что не станет явным, и нет ничего сокрытого, что не вышло бы наружу.
23 Имеющий уши да услышит!»
24 Иисус также сказал:
«Тщательно обдумывайте то, что вы слышите. Какой мерой вы мерите других, такой и вас будут мерить, и с вас спросится даже больше.
25 Так как кто имеет, тому будет дано больше. А у того, кто не имеет, даже то, что у него есть, отнимется».
26 Иисус продолжил:
«Царство Божье подобно человеку, бросающему семя в землю.
27 Ночью человек спит, с наступлением дня он встаёт. Семя же тем временем всходит и растёт — как, он и сам не знает.
28 Земля сама по себе родит зерно: сначала стебель, затем колос, потом наполняет колос зерном.
29 Когда зерно созревает, человек сразу же берётся за серп, потому что наступила жатва».
30 И ещё сказал Иисус:
«Чему уподобить Царство Божье? Или в какой притче описать его?
31 Оно подобно горчичному семени, самому малому из всех семян на земле, когда его сеют,
32 но, когда посеяно, оно растёт и становится самым большим из всех садовых растений, самым раскидистым, так что небесные птицы могут вить гнёзда в его тени».
33 И многими подобными притчами Иисус проповедовал людям слово, столько, сколько они могли понять.
34 Иисус ничего не говорил им без притч, но, оставаясь наедине с учениками, Он всё объяснял им.
35 Вечером того дня Иисус сказал ученикам:
«Давайте переправимся на другую сторону озера».
36 Тогда они покинули народ и отправились туда в лодке, в которой уже находился Иисус до того, как ученики вошли в неё. С ними были и другие лодки.
37 Поднялся сильный ветер, и волны захлёстывали лодку, так что она стала наполняться водой.
38 Иисус же находился на корме и спал, положив голову на подушку. Ученики разбудили Его и сказали:
«Учитель! Неужели Тебе всё равно, что мы тонем?»
39 Тогда Он встал, приказал ветру стихнуть и сказал воде:
«Успокойся! Перестань!» Ветер утих, и наступила мёртвая тишина.
40 Иисус спросил их:
«Почему вы боитесь? Неужели в вас ещё нет веры?»
41 Но они были очень напуганы и говорили друг другу:
«Кто же Этот Человек, если даже ветер и воды послушны Ему?»

Новой Женевской Библии

4:2 притчами. Греч.: «параболе» (притча) происходит от выражения «брошенное рядом»; таким образом, притчи, наряду с внешним, открытым смыслом, содержат и внутренний, скрытый смысл, что и позволяло евреям называть их словом «машал» — «загадка».

4:3−8 Разъяснение этой притчи (ее «отгадку») дает Сам Иисус (ст. 14−20).

4:9 кто имеет уши... да слышит. См. также ст. 23; Мф 11:15; Мф 13:9, 43; Лк 8:8; Лк 14:35; Откр 2:7. Этими словами Иисус как бы предупреждает, что во внешнем, открытом повествовании необходимо уловить («услышать») скрытый, внутренний смысл.

4:10 окружающие Его... вместе с двенадцатью. Очевидно, в число близких последователей, кроме двенадцати учеников, входили и другие люди.

спросили... о притче. Согласно другим древним кодексам — «спрашивали о притчах», т.е. действие имело постоянный характер, а не разовый.

4:11 вам дано знать тайны Царства Божия. Согласно другим древним кодексам — «вам тайна Царства Божия дана». Такое изложение слов Христа подчеркивает, что дано не знание тайны (которое может быть чисто внешним, без какого-либо воздействия на знающего), а дана сама тайна, т.е. то, что является Царством Божиим. См. Мф 13:12.

4:12 не видят, и не разумеют. Такое состояние «внешних» (ст. 11) объясняется тем обстоятельством, что тайна Царства им не дана, а именно она дает разумение. Вырисовывается строгая закономерность: не от разумения — к тайне Царства, а, напротив, от обладания тайной — к ее разумению. См. Лк 17:21.

да не обратятся, и прощены будут им грехи. Конструкция данной фразы делает правомочным и такой ее перевод: «поэтому и не обратятся (не могут обратиться), чтобы прощены им были их грехи».

4:13 не понимаете..? Иисуса удивляет, что именно ученики не понимают, поскольку само обладание тайной Царства (т.е. Царством) уже дает понимание (ср. Ин 8:43). По всей видимости, ученики еще не научились пользоваться тем, чем обладают. Обрести это умение — цель ученичества.

4:21 Эта притча имеет прямое отношение к ст. 13 и поясняет вопрос Иисуса.

свеча. Царство Божие, находящееся в человеке; свет «свечи», кроме всего прочего, дает понимание (в т.ч. и притчей).

поставить... под сосуд... под кровать. Т.е. не знать, для чего предназначена свеча и не пользоваться ее светом.

чтобы поставить ее на подсвечнике? Царство Божие дано человеку не для того, чтобы он гасил в себе его свет, а напротив, чтобы жил в свете этого Царства и светил другим людям. См. Мф 5:14, 16; Лк 8:16; Лк 11:35; Еф 5:8.

4:22 ничего тайного. Иисус предсказывает, что хотя в продолжение Его земного служения многие истины остаются сокрытыми для людей, настанет день (а именно, день Его воскресения), начиная с которого все тайны будут раскрываться (Мф 10:26−27; Лк 12:2−3).

4:24 какою мерою. Будущее повсеместное возвещение тайны Божиего Царства будет вознаграждаться в прямой зависимости от того, насколько каждый христианин будет верен исполнению этой задачи.

4:25 дано будет. См. Мф 13:12; ком. к 4:11.

4:26−32 Этот фрагмент содержит две притчи, являющиеся парафразами Царства Божия и начинающиеся словами: «Царствие Божие подобно» (ст. 26) и «Чему уподобим Царствие Божие?» (ст. 30). Поскольку обе притчи подразумевают одно и то же, они, несмотря на различие используемых образов, должны иметь и нечто общее, причем это общее должно привлечь внимание слушателей, показать, что разгадка притчи, ее внутренний смысл именно в этом. В обеих притчах общим является то, что семя (первая притча) и горчичное зерно (вторая) бросаются (сеются) в землю. А поскольку Сам Иисус, только что разъяснил ученикам символику притчи о сеятеле и сказал, что земля — это люди, то, применяя значение этого символа к двум данным притчам, становится ясно, что Царство Божие сеется в людях («внутрь вас есть», Лк 17:21) и поэтому приход его не будет внешне приметным (Лк 17:20). И это — одна из его тайн.

4:37 великая буря. Сильный шторм.

4:38 Он спал. Иисус весь день учил людей и утомился. Марк, подобно Иоанну (Ин 4:6; 11:35, 38), подчеркивает тот факт, что Иисус обладал всей полнотой человеческой природы. Говоря языком Павла, Иисус облекся в подлинную человеческую плоть, однако без греховности, идущей от Адама (Рим 5:12−21; 8:13; ср. 2Кор 5:21).

4:39 умолкни, перестань. Иисус имеет силу и власть прощать грехи (2:10), является господином субботы (2:28), обладает авторитетом в учении (1:22) и властью над нечистыми духами (1:27), а сейчас Он демонстрирует Свою власть над природой. Ср. Исх 4:9, где Бог через Моисея показывает Себя господином над рекой Нил, которую египтяне считали божеством, и над Красным морем (Исх 14:16). Успокоение бури Иисус совершает по той же схеме, что и изгнание бесов. Сталкиваясь с проявлениями демонических сил (1:24; 5:4), Иисус приказывает: «Замолчи» (1:25), и стихия унимается (5:15). Связывая «сильного» (3:23−27), Иисус требует возвратить живую тварь, которая однажды, благодаря победе Христа, узнает «свободу славы детей Божиих» (Рим 8:19−21).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.