От Луки 5 глава

От Луки, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Однажды Иисус остановился неподалёку от Геннисаретского озера. Народ теснился к Нему, чтобы услышать слово Божье.
2 Он увидел две лодки у берега, рыбаки же вышли из них и полоскали свои сети.
3 Тогда Иисус вошёл в лодку, принадлежавшую Симону, и попросил его немного отплыть от берега. Он сел и стал проповедовать народу из лодки.
4 Когда же Иисус закончил проповедь, то сказал Симону:
«Отведите лодку на более глубокое место. Если вы все вместе закинете там сети, то поймаете рыбу».
5 Симон ответил Ему:
«Господин, мы всю ночь тяжко трудились и ничего не поймали, но раз Ты велишь, я заброшу сети».
6 Когда они сделали это, в сетях оказалось великое множество рыбы, и сети стали рваться под тяжестью улова.
7 Тогда они дали знак товарищам, находившимся в другой лодке, чтобы те пришли им на помощь. Те подошли и наполнили обе лодки до краёв, так что они стали тонуть.
8 Когда Симон Пётр увидел это, он упал к ногам Иисуса со словами:
«Удались отсюда, Господи, потому что грешен я!»
9 Великое удивление охватило его и всех его товарищей, видевших, какой им достался улов.
10 Такое же чувство охватило Иакова и Иоанна, сыновей Зеведея, которые были вместе с Симоном. Тогда Иисус обратился к Симону с такими словами:
«Не бойся, отныне ты будешь ловцом людей, а не рыбы».
11 Когда они привели к берегу свои лодки, то оставили всё и последовали за Ним.
12 Однажды Иисус был в одном городе, где жил очень больной человек, весь покрытый проказой. Увидев Иисуса, он склонился перед Ним и стал умолять Его:
«Господи, если Ты захочешь, то сможешь очистить меня».
13 Иисус протянул руку и дотронулся до прокажённого, сказав:
«Хочу! Очистись!» И тот сразу же исцелился от проказы.
14 И сказал ему Иисус:
«Смотри, не говори никому об этом, а пойди и покажись священнику. Затем принеси жертву за своё очищение, как повелел Моисей, в свидетельство людям, что ты исцелился».
15 Молва об Иисусе распространялась всё больше и больше, и множество народа приходило слушать Его и исцеляться от своих болезней.
16 Иисус же часто уходил в пустынные места и молился.
17 Однажды, когда Иисус учил народ, там сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех городов Галилеи, Иудеи и Иерусалима. И сила Господняя была с Ним, чтобы исцелять народ.
18 Кто-то принёс на постели парализованного, его пытались внести и положить перед Иисусом.
19 Не зная как пронести больного через толпу, они поднялись на крышу и, проделав в потолке отверстие, опустили его вместе с постелью прямо посреди толпы перед Иисусом.
20 Увидев их веру, Иисус сказал:
«Друг, твои грехи прощаются тебе!»
21 Тогда книжники и фарисеи стали думать:
«Кто это наносит оскорбления Всевышнему? Кто, кроме Бога, может прощать грехи?»
22 Но Иисус знал их мысли и поэтому сказал им:
«Почему вы так думаете в сердцах ваших?
23 Что легче сказать: „Твои грехи прощаются тебе” или: „Встань и иди”?
24 Но Я покажу вам, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи».
И тогда Иисус сказал парализованному:
«Говорю тебе, встань, возьми свою постель и иди домой!»
25 И в ту же минуту парализованный встал перед ними, взял свою постель и пошёл домой, восхваляя Бога.
26 Тогда всех охватило изумление, и люди славили Бога, и, преисполнившись благоговения, говорили:
«Чудные дела мы видели сегодня».
27 После этого Иисус вышел и увидел сборщика налогов по имени Левий, сидевшего на своём обычном месте. Он сказал ему:
«Следуй за Мной!»
28 Оставив всё, Левий поднялся и пошёл за Ним.
29 Левий устроил для Иисуса угощение в своём доме, и большая толпа сборщиков налогов и других людей ели с ними.
30 Фарисеи и книжники жаловались, говоря ученикам Иисуса:
«Почему вы едите и пьёте со сборщиками налогов и грешниками?»
31 В ответ Иисус сказал им:
«Не здоровым нужен врач, а больным.
32 Я пришёл призвать к покаянию не праведных, а грешных».
33 Фарисеи и книжники сказали Иисусу:
«Ученики Иоанна часто постятся и молятся, также и ученики фарисеев, а Твои ученики едят и пьют».
34 Но Он ответил им:
«Разве можно заставить поститься друзей жениха на свадьбе, пока он ещё среди них?
35 Но придёт время, когда жениха уведут от них, и тогда они будут поститься».
36 Тогда Иисус рассказал им такую притчу:
«Никто не пришивает заплату к старой одежде, оторвав кусок ткани от новой: иначе этот лоскут и новую одежду порвёт и заплата от новой одежды не подойдёт к старой.
37 Никто не наливает молодое вино в старые мехи, потому что молодое вино прорвёт их и не только само вытечет, но и мехи испортит.
38 Молодое вино наливают в новые мехи.
39 И никто, выпив старого вина, не захочет молодого, потому что скажет: „Старое лучше”».

Новой Женевской Библии

5:1 у озера Геннисаретского. Лука последовательно называет этот водоем «озером», тогда как у других новозаветных авторов он всегда фигурирует как «море». Топоним «Геннисаретское» евангелист использует единственный раз, далее везде называя озеро Галилейским.

чтобы слышать слово Божие. Т.е. то, что Бог говорит о Боге.

5:3 сев, учил народ. Учители и проповедники, обращаясь к обступившему их народу, сами обычно сидели. См. ком. к 4:16.

5:5 Наставник. Это слово встречается только у Луки и только в применении Иисусу. В широком смысле оно обозначает всякого человека, облеченного авторитетом.

мы трудились всю ночь. Ночь в тех местах является наиболее подходящим временем для рыбной ловли.

5:8 я человек грешный. Как опытный рыбак, Петр не мог не увидеть в небывалом улове действие руки Господа. В присутствии Бога он устыдился своей греховности (ср. Быт 18:27; Иов 42:6; Ис 6:5).

5:12 пришел человек весь в проказе. Под обобщающим названием «проказа» в Израиле было известно несколько практически неизлечимых заразных болезней, обезображивавших человека и приводивших, за редким исключением, к летальному исходу. Прокаженные относились к «нечистым», а единственным средством борьбы с заразой являлась изоляция больных.

5:14 пойти показаться священнику. Т.е. исполнить предписания закона (Лев, гл. 14).

5:17 фарисеи. По Иосифу Флавию, в современном Иисусу Израиле насчитывалось около шести тысяч фарисеев. Почитая себя «отделенными Богом» от основной массы народа, они стремились быть верными Его слугами. Многие из фарисеев были действительно очень благочестивыми людьми. Однако особое внимание, уделявшееся фарисеями внешнему следованию предписаниям закона Моисеева, зачастую делало их мелочными формалистами. В массе своей фарисеи были непримиримыми противниками Иисуса.

законоучители. Т.е. люди, досконально знавшие закон и наставлявшие в нем народ. Многие из законоучителей были фарисеями.

5:19 влезли на верх дома. Дома в Палестине обычно строились с плоской кровлей, на которую вела наружная лестница.

5:20 видя веру их. Эти слова относятся как к самому больному, так и к людям, принесшим его к Иисусу.

прощаются тебе грехи твои. Иисус уже не только исцеляет, но и властью Своей прощает грехи.

5:21 кто это, который богохульствует? Т.е. делает Себя равным Богу.

Сын Человеческий. Букв.: «Сын человека». Называя Себя так, Иисус подчеркивает земной аспект Своего служения. В Четвероевангелии этот титул встречается более восьмидесяти раз и, за редким исключением, звучит из Его собственных уст. Данный титул также связывает воплощение Иисуса с ветхозаветными пророчествами о Нем как о Мессии (Дан 7:13−14).

5:27 мытаря. См. ком. к 3:12.

5:28 оставив все... последовал за Ним. Ср. 5:11; 18:28−30.

5:30 Книжники же и фарисеи роптали. Дословный перевод: «роптали фарисеи и книжники их». Под местоимением «их» подразумеваются люди, стоявшие в оппозиции к приблизившемуся Царству Божию, в число которых входили и роптавшие книжники и фарисеи.

5:32 Я пришел призвать... грешников к покаянию. Грешники все, ибо «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Однако фарисеи, оправдывавшие себя делами закона (см. Рим 3:20), не откликнулись на призыв Христа, так как грешными себя не считали.

5:33 Почему ученики Иоанновы постятся... а Твои едят и пьют. Закон Моисеев предписывал пост только в день Искупления, однако благочестивые люди постились и в другие дни (см., напр., Зах 7:3, 5). Иисус, не устанавливая новых постов, Сам постился (4:2) и позволял поститься Своим последователям (Мф 6:16−18).

5:36−39 Притча имеет прямое отношение к упрекам фарисеев и является продолжением ответа Иисуса, изложенного в ст. 31−35.

5:36 никто не приставляет заплаты. В свете ком. к 5:36−39, эти слова, очевидно, означают, что нельзя прилагать отдельные моменты проповеди Христа о благодати к старому мировоззрению, т.е. оправданию законом.

к ветхой одежде. Мышление фарисеев уподобляется отжившей свой век одежде.

новую раздерет, и к старой не подойдет. Смешение закона и благодати невозможно.

5:37 молодого вина. Нового учения. Вино в Библии часто служит образом-символом откровения Божия. Учение Христа — «молодое вино» нового и последнего откровения Бога.

мехи ветхие. То же, что «ветхая одежда», — старые представления; сознание человека, не воспринимающее новых истин ввиду сложившихся стереотипов.

5:38 молодое вино должно вливать в мехи новые. Новое откровение Божие должно входить в умы, обновленные проповедью Христа и покаянием.

5:39 не захочет тотчас молодого. Новое не сразу достигает умов и сердец, для этого требуется время, проповедь и работа Духа Святого.

ибо говорит: старое лучше. Букв.: «старое хорошее». Устоявшиеся взгляды и мнения, подобно старому вину, всегда кажутся лучше (правильнее), поскольку они привычны и укладываются в традиционный образ жизни.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.