Второзаконие 12 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 «Вот каким законам и предписаниям вы должны следовать на вашей новой земле; соблюдайте их неукоснительно, как долго будете жить на ней. Господь, Бог ваших предков, отдаёт вам эту землю,
2 и вы отберёте её у тех народов, которые там живут сейчас. Уничтожьте все места, где эти народы поклоняются своим богам: высоко в горах, на холмах и под зелёными деревьями.
3 Разрушьте их алтари, разбейте на куски их памятные камни, сожгите столбы Ашеры и разрубите статуи их богов!
4 Вы не должны поклоняться Господу, Богу вашему так же, как эти люди поклоняются своим богам.
5 Господь, Бог ваш, изберёт для Себя место среди каждого вашего колена, там Он поместит имя Своё и дом Свой, куда вы должны приходить для поклонения.
6 Приносите туда свои приношения всесожжения и другие жертвы, десятую часть от урожая и от скота, свои личные дары, дары по обету, ваши добровольные дары и первенцев от крупного и мелкого скота.
7 Ешьте там с вашими семьями, и Господь, Бог ваш, будет там с вами. В том месте вы будете радостно делиться всем, ради чего трудились, и будете помнить, что Господь, Бог ваш, благословил вас и дал вам все эти блага.
8 Не поклоняйтесь там Богу, как мы поклонялись до сих пор, каждый по-своему,
9 потому что мы ещё не вошли в мирную землю, которую Бог отдаёт нам.
10 Перейдя же Иордан, вы будете жить на той земле, которую Господь отдаёт вам, и Господь даст вам отдых от врагов, и вы будете в безопасности.
11 Тогда Господь выберет для Себя место, и это будет Его святой дом, на нём Господь начертает Своё имя. Приносите туда всё, что я велел вам: приношения для всесожжения, жертвы, десятую часть от вашего урожая и от скота, дары по обету, любые дары, обещанные Господу, и первенцев вашего крупного и мелкого скота.
12 Приходите в то место всей семьёй, с детьми, со всеми слугами, с левитами, живущими в ваших городах. (У левитов нет своей собственной земли). Радуйтесь все вместе перед Господом, Богом вашим!
13 Смотрите, не совершайте всесожжения на всяком месте, которое увидите,
14 потому что Господь изберёт для Себя особое место на земле, где живёт ваш народ, и только в том месте совершайте всесожжения и служения, о которых я вам говорил.
15 Где бы вы ни жили, можете закалывать и есть любое чистое животное, как, например, серну или оленя. Ешьте мясо сколько хотите, так как оно — благословение Господнее. Это мясо может есть всякий человек, как чистый, так и нечистый.
16 Но не ешьте мясо с кровью, выливайте её на землю как воду.
17 И там, где живёте, не ешьте ту часть вашего зерна, которая принадлежит Богу, не употребляйте ту часть молодого вина и оливкового масла, которая принадлежит Богу, первенцев крупного и мелкого скота, любой обещанный Богу дар, всякий дар по обету или любой другой дар Богу.
18 Все эти приношения ешьте только там, где с вами будет Господь, Бог ваш, в святом месте, которое изберёт Господь. Идите туда и ешьте вместе с вашими сыновьями, дочерьми, всеми слугами и левитами, живущими в ваших городах. Радуйтесь перед Господом, Богом вашим, наслаждайтесь всем, ради чего трудились,
19 но смотрите, делитесь едой с левитами всё время, пока будете жить на своей земле.
20 Господь, Бог ваш, обещал расширить границы вашей страны, и, когда Господь сделает это, ты можешь оказаться слишком далеко от того места, которое Господь избрал для Своего святого дома.
21 Если ты слишком далеко и изголодался по мясу, то можешь есть любое мясо, какое имеешь. Ты можешь заколоть любое животное из крупного или мелкого скота, который дал тебе Господь, но делай это, как я заповедал тебе: ешь мясо там, где живёшь, и, когда захочешь,
22 можешь есть это мясо, как ел бы серну или оленя, и чистый и нечистый могут есть это,
23 но смотри, не употребляй кровь, потому что в крови — жизнь, а ты не должен есть мясо, в котором ещё есть жизнь.
24 Не употребляй кровь, выливай её на землю как воду.
25 Не употребляй кровь, делай всё по наставлению Господнему, тогда и у тебя, и твоих потомков всё будет хорошо.
26 Если захочешь принести Господу особый дар, иди к месту, избранному Господом, Богом твоим, чтобы принести Ему этот дар,
27 и в том месте соверши приношение сожжением. Приноси мясо и кровь всесожжения на алтарь Господа, Бога твоего; но кровь других приношений выливай на алтарь Господа, Бога твоего, а мясо можешь есть.
28 Смотрите, соблюдайте все заповеди, которые я вам даю, и если будете делать доброе и угодное Господу, Богу вашему, то и вам, и потомкам вашим будет хорошо во веки веков.
29 Вы отберёте землю у других народов, которые Господь истребит ради вас, изгоните те народы и будете там жить.
30 Будьте осторожны! Не попадитесь в ту же самую ловушку, что и те народы: не поклоняйтесь их лжебогам, не взывайте к ним о помощи, говоря: „Тот народ поклонялся этим богам, и я тоже буду им поклоняться!”
31 Не поступайте так с Господом, Богом вашим, так как те народы совершают много такого, что ненавистно Господу, даже сжигают своих детей в жертву своим богам.
32 Смотрите, исполняйте всё, что я заповедую вам, ничего не прибавляйте и ничего не убавляйте к сказанному мной!»

Новой Женевской Библии

12:1 — 26:19 Моисей повторяет законы, регулирующие поклонение Израиля и его образ жизни.

12:1 во все дни, которые вы будете жить на той земле. Последнее утверждение, вероятно, относится к первой части стиха и означает: следуйте этим законам всегда, пока вы живете на этой земле, которую Господь, Бог отцов ваших, дал вам.

12:2 Истребите все места. Места поклонения, о которых говорит Моисей, должны быть разрушены. Излагается также требование истинного поклонения, не допускающего никакого компромисса с идолопоклонством.

12:5 к месту, какое изберет Господь, Бог ваш. Этот отрывок использовался в качестве аргумента теми, кто полагал, что книга Второзаконие была написана в VI в. до Р.Х. во времена царя-реформатора Иосии, считавшего, что единым центром религиозной жизни Израиля должен стать Иерусалим. Однако подобная точка зрения основана на неправильной трактовке этого стиха. В древнееврейском тексте здесь используется определенный артикль, значение которого может быть передано словом «тот», «тот самый». Другими словами, на поклонение необходимо приходить «к тому именно месту, которое изберет Господь». Артикль был использован для указания определенного места. Например, в Быт 8:6 говорится, что Ной открыл окно. Это не означает, что в ковчеге было только одно окно; артикль указывает на конкретное окно. Также и в Нав 2:15 Раав спустила израильтян через определенное окно, хотя наверняка в стене были и другие окна. В данном случае имеется в виду тот город, который изберет Господь, — это может быть любой город, избранный в любое время. И действительно, в Септуагинте, в ст. 5, 11, 14, 18 и 21 предполагается следующий перевод: «какой бы город ни избрал Господь». Какой это будет город, в то время было еще неясно. Первым местом для жертвенника должна была стать гора Гевал (27:5), после этого, возможно, были избраны другие места. Самаряне, которые позднее отделились от иудеев, слова из 11:29−30 и 27:2−6 поместили после Десяти Заповедей в книге Исход с целью доказать, что гора Гаризим должна быть единственным местом поклонения Богу. Но на горах Гаризим и Гевал было лишь первое место поклонения; последним же местом, которое избрал Бог, стал Иерусалим.

12:7 ешьте ... и веселитесь. Жертвы всесожжения сжигались целиком, другие жертвоприношения сжигались либо полностью, либо частично, а оставшиеся части употреблялись священниками; некоторые жертвы делились между священниками и пришедшими на поклонение израильтянами. Израиль поклонялся святому Богу, значит и само поклонение должно быть святым, благоговейным и радостным. Столь радостное посвящение человека Богу находит выражение в Псалмах.

12:12 нет...удела. Дары, приносимые пришедшими на поклонение израильтянами, частично предназначались священникам и левитам, как не имевшим своих собственных уделов (10:6−9).

12:15 заколать... во всех жилищах твоих. Подобное предписание дается и в ст. 20:21. Заклание животного для употребления его мяса в пищу разрешалось везде, однако приносить жертвы и есть десятину от хлеба — только в том месте, которое Господь изберет для поклонения. В «жилищах» разрешалось употреблять в пищу мясо животных, «на которых был какой-нибудь порок», но приносить его в жертву запрещалось (15:22). В Лев 17:3−12 также имеются подобные предписания.

12:21 Если далеко будет... то место. См. 14:24−26.

12:23 кровь есть душа. Этот же принцип провозглашается в Быт 9:4 и Лев 17:10−14. В израильском обществе, чья религия была основана на системе жертвоприношений, кровь понималась как жизнь жертвенного животного; когда выходит кровь, вместе с ней животное лишается и жизни. Когда жертвенник кропился кровью, невинная жизнь проливалась за виновного грешника. Жертвы Ветхого Завета говорят об искупительном замещении виновного невиновным. Однако это замещение оставалось неполным, поскольку животное, каким бы совершенным оно ни было, не является достаточной платой за жизнь человека (Мих 6:6−7). Решение этой проблемы в ВЗ наиболее ясно дано в Ис 53:10, где невиновный Слуга (Раб) умирает как жертва за грех. Воспитанный на ветхозаветных традициях, израильский народ знал, что имел в виду Иоанн Креститель, когда, указав на Иисуса, назвал Его Агнцем Божиим, «Который берет на Себя грех мира» (Ин 1:29).

12:31 они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне. В древние времена обычай приносить в жертву детей был наиболее распространен в Карфагене — финикийской колонии на севере Африки. Во времена «великой нужды» Иеффай пообещал отдать Богу свою дочь. Оказавшись в крайне стесненных обстоятельствах, царь Моава принес в жертву своего сына (4Цар 3:27). Позднее некоторые израильтяне, оставившие Бога, проливали кровь своих детей, принося их в жертву идолам (Пс 105:34−39).

12:32 не прибавляй к тому. См. 4:2.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.