Второзаконие 16 глава

Пятая Книга Моисеева. Второзаконие
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 «Помни месяц авив, во время которого празднуй Пасху в честь Господа, Бога твоего, потому что в этом месяце Господь, Бог твой, вывел тебя из Египта.
2 Иди на то место, которое Господь избрал Своим святым домом, и там принеси пасхальную жертву в честь Господа. Приноси в жертву волов и козлов;
3 семь дней не ешь с жертвой хлеб, в котором есть закваска, ешь только пресный хлеб, называемый „хлебом бедствия”, и помни о бедствиях, которые терпел в Египте. Помни, как тебе пришлось второпях покинуть ту страну, помни тот день, сколько будешь жить!
4 И пусть по всей стране в течение семи дней ни у кого в доме не будет закваски, и всё мясо, которое принесёшь в жертву, съедай до наступления утра.
5 Не приноси пасхальный скот в жертву ни в одном из городов, которые Господь, Бог твой, даёт тебе,
6 приноси его в жертву только на том месте, которое Господь, Бог твой, изберёт Своим святым домом, там и приноси в жертву пасхальный скот вечером, при заходе солнца. И вспоминай в этот праздник, как Бог вывел тебя из Египта.
7 Приготовь и ешь пасхальную еду на том месте, которое изберёт Господь, Бог твой, а на утро отправляйся домой.
8 Шесть дней ешь пресный хлеб, на седьмой же день не делай никакой работы, потому что в этот день весь народ собирается вместе на праздник в честь Господа, Бога твоего».
9 «Отсчитай семь недель с того дня, как начнешь собирать урожай зерна,
10 и отмечай праздник Жатвы в честь Господа, Бога твоего, приноси Ему особый дар, какой захочешь, и решай, сколько дать, смотря по тому, чем благословил тебя Господь, Бог твой.
11 Иди на то место, которое Господь изберёт Своим святым домом, и веселись там вместе со своим семейством перед Господом, Богом твоим. Возьми с собой всех своих домочадцев: сыновей, дочерей и всех слуг, возьми также и левитов, и чужеземцев, и живущих в твоём городе вдов и сирот.
12 Помни, что вы были рабами в Египте, и исполняй эти законы».
13 «Через семь дней после обмолота пшеницы и сбора урожая с винного пресса, будет праздник Укрытий.
14 Веселись на том празднике вместе со своими сыновьями, дочерьми, слугами, левитами, чужеземцами, сиротами и вдовами, живущими в твоих городах.
15 Семь дней празднуй в честь Господа, Бога твоего, на святом месте, которое изберёт Господь. Господь, Бог твой, благословил твою жатву и все твои труды, так что радуйся этому!
16 Пусть трижды в год все мужчины приходят на встречу с Господом, Богом твоим, на святое место, которое Он изберёт, пусть приходят в праздник Пресных Хлебов, в праздник Жатвы и в праздник Укрытий. Каждый, кто приходит на встречу с Господом, пусть принесёт дар,
17 и пусть жертвует сколько может, исходя из того, сколько Господь дал ему».
18 «В каждом городе, который дал тебе Господь, Бог твой, выбери судей и чиновников. Пусть каждое колено сделает это, чтобы они справедливо судили народ.
19 Будь всегда справедлив, не оказывай предпочтения одному перед другим, не бери денег за то, чтобы изменить своё суждение, так как деньги ослепляют разумного и искажают речи доброго.
20 Следуй по пути справедливости и правды! Усердно старайся быть праведным и справедливым, и тогда будешь жить и сохранишь землю, которую даёт тебе Господь, Бог твой!»
21 «Построив алтарь Господу, Богу твоему, не ставь рядом с ним деревянных идолов в честь богини Ашеры
22 и не устанавливай памятные камни для поклонения лжебогам, потому что всё это ненавистно Господу, Богу твоему».

Новой Женевской Библии

16:1−17 Глава, в основном, посвящена трем так называемым паломническим праздникам, при совершении которых взрослые лица мужского пола должны предстать перед Господом на святом месте. Эти праздники кратко упоминаются в Исх 23:14−17, где высказано то же требование, что и в 16:16: каждый израильтянин мужского пола должен принести жертву, нельзя являться «пред лице Господа» с пустыми руками. В Исх 23:15 и 34:18−23 Пасха называется праздником Опресноков. Наиболее полно все пять основных праздников представлены в Лев 23, а в Чис, гл. 28−29 они даются с описанием необходимых жертвоприношений.

16:1 месяц Авив. В книге Исход, где устанавливается Пасха, сказано, что этот праздник должен совершаться «в первый месяц». В гл. 23 и 24 книги Исход этот первый месяц назван авивом. В книгах Левит и Числа он упоминается опять как первый месяц. Очевидно, авив — одно из хананейских обозначений этого месяца. Вавилонское название первого месяца года — нисан, однако вавилонские названия используются только в тех книгах ВЗ, которые были написаны в период плена.

совершай Пасху. Почему предписывается «совершать Пасху» — следует из дальнейшего текста. Ветхозаветная Пасха — прообраз Пасхи новозаветной, точно так же, как пасхальный агнец — прообраз Христа.

Иудейский календарь.

16:3 опресноки. Пресный хлеб из бесквасного теста. В ст. 3 (так же как и в Исх 12:34) дается обоснование праздника Опресноков — в ту ночь, когда израильтяне «с поспешностью» покидали Египет, им пришлось нести «тесто свое, прежде нежели оно вскисло».

16:6 на том месте, которое изберет Господь. См. 12:5 и ком. По мнению ряда ученых, изначально Пасха совершалась в домашних условиях, но во времена Иосии этот обычай был изменен, и появилось требование приходить в центральное святилище. Однако подобная точка зрения не подтверждается фактами. В Исх 34:24 сказано, что израильтяне должны были «являться пред лице Господа три раза в году», а в Лев 23:17 подчеркивается, что им следует приносить жертвы «от своих жилищ». Можно предположить, что первая Пасха, когда израильтяне покидали Египет, была с поспешностью совершена в их собственных домах, а все последующие праздники Пасхи, о которых упоминается позднее, требовалось совершать не дома, а на святом месте.

16:7 на другой день можешь возвратиться... в шатры свои. Данное предписание не противоречит последующему утверждению о том, что на восьмой день должно было состояться торжественное собрание (именно такое значение имеет древнееврейское слово, переведенное в ст. 8 как «отдание»). Дело в том, что ягненка или козленка полагалось на заходе солнца заколоть у святилища, затем там же испечь его и в полночь съесть. Рано утром израильтяне могли возвращаться в свои шатры. В настоящее время самарянская Пасха на горе Гаризим празднуется именно так.

16:9−12 С Пасхой, которая праздновалась на четырнадцатый день первого весеннего месяца, было связано приношение первого снопа жатвы (Лев 23:10). В первый день после седьмой субботы, отсчитанной со дня приношения первого снопа (Лев 23:15−16), совершался однодневный «праздник седмиц» (ст. 10). Существовало разногласие относительно того, как проводить подсчет этих дней. Фарисеи утверждали, что его следовало начинать от Пасхи, и отсчитывали пятьдесят дней со дня Пасхи независимо от того, какой это был день недели. Саддукеи говорили, что этот праздник следует отсчитывать от субботы, поэтому он всегда приходился на воскресенье (см. Лев 23:15−16). В Новом Завете праздник Седмиц называется Пятидесятницей (по числу отсчитанных дней), и именно в этот день Святой Дух с великой силой излился на апостолов. Воскресенье — это христианская «суббота», это — день Христова воскресения и день ниспослания Духа Святого.

16:13−17 Праздник Кущей иудеи называют праздником Суккот (праздником шалашей), поскольку в течение недели они должны были жить в шалашах (кущах). Этот праздник начинался в пятнадцатый день седьмого месяца по лунному календарю (т.е. в конце года) и совпадал с окончанием сельскохозяйственного сезона, когда была обмолочена пшеница и собран виноград. На праздник должна была приноситься десятая часть всего урожая. В Лев 23:43 Господь говорит, что этот праздник должен служить израильтянам напоминанием об их странствиях, после того как они покинули Египет. В 31:10−13 сказано, что это было время чтения закона, а в Неем, гл. 8 рассказывается о таком чтении закона «от рассвета до полудня», после чего «все общество... сделало себе кущи, и жило в кущах».

16:18 поставь себе судей и надзирателей. У горы Синай Моисей уже говорил о назначении судей — «мужей мудрых, разумных и испытанных».

16:19 дары ослепляют. См. Исх 23:8; Притч 17:23.

16:21 рощи из каких-либо дерев. Подобные рощи были бы данью языческим обычаям, ибо язычники поклонялись своим богам в «священных рощах». В зависимости от культа, это могли быть дубовые, кедровые или любые иные рощи. Язычники обычно посвящали «богу» какое-либо дерево, Господь же Израиля не нуждался в таком посвящении, ибо Он сотворил небо и землю — поэтому все принадлежит Ему.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.