«Кто хочет обрести жизнь, следуя этому закону, должен исполнять его».
«Не спрашивайте про себя: „Кто вознесётся на небо?”» (То есть:
«Кто вознесётся на небо, чтобы привести Христа на землю?»)
«Кто спустится в бездну, чтобы привести Христа обратно из царства мёртвых?»).
И слово это о вере, которой мы учим людей.
«Иисус — Господь», и поверишь в сердце своём, что Бог воскресил Его из мёртвых, то будешь спасён.
«Кто верует в Него, никогда не разочаруется».
«Как прекрасны те люди, которые приносят благую весть».
«Господи, кто поверил поучениям нашим?»
Конечно, слышали! В Писаниях сказано: «Звуки голосов их разнеслись по всей земле, и слова их достигли края света».
Конечно же, понял. Сначала Моисей вот что сказал: «Я возбужу в вас ревность с помощью народа, который и не народ. Я вызову у вас гнев с помощью народа, которому не дано понять».
«Я ждал весь день, чтобы принять этих людей, но они отказываются повиноваться и следовать за Мной».
10:1 Братия! Обращение к собратьям-христианам, пафос которого подчеркнут недавним упоминанием братьев по плоти (9:3).
10:2 имеют ревность по Боге. См. ком. к 9:31 (Флп 3:4−6).
10:3 не разумея праведности Божией. Павел противопоставляет Богом учрежденную праведность человеческим усилиям достичь самоправедности.
поставить. В сочетании со словом «завет» имеет значение «установить» (Быт 6:18; 17:7). Даже в контексте завета, который Бог заключил с ними, иудеи неверно восприняли Его милость, сочтя, что она зависит от соблюдения ими закона.
10:4 конец закона — Христос. Это выражение может иметь разные значения: 1) Христос «завершил» закон; 2) Христос — это цель закона (Гал 3:24). В первом случае Павел имеет в виду, что для верующих во Христа Он — конец их попыткам утвердить собственную праведность. Если следовать толкованию ст. 5−8, изложенному далее, верно второе значение.
10:5 Павел цитирует Лев 18:5 и связывает эти слова с понятием искупительной милости Божией, требующей от человека ответного послушания (Лев 18:2; ср. Исх 20:1−17), что отнюдь не является утверждением собственной праведности.
10:6−8 Второзаконие показывает, что спасения от Бога невозможно достичь напряженным усилием человека, его приближает только милость Божия. Павел считает, что оно исполнилось с новым заветом во Христе (Иер 31:31−34; ср. 2Кор 3:7, 18). Таким образом, Христос был «завершением» закона Моисея. Стремление к собственной праведности теперь равнозначно попыткам сделать то, что мог совершить — и совершил — один только Бог, в воплощении и воскресении.
10:9−10 исповедывать... веровать... веруют... исповедуют. В ст. 10 Павел использует глаголы ст. 9 в обратном порядке и тем самым показывает, что и сердечная вера, и исповедание устами относятся к области «праведности» и «спасения».
10:12 нет различия. Это подтверждается тем фактом, что всех объемлет единая любовь Божия (ст. 12). Ср. Иоиль 2:32; Деян 2:21.
10:14−15 Рассматривается, что происходит, когда кто-либо призывает имя Господа ради спасения.
10:14 в Того, о Ком не слыхали. Букв.: «Того, Кого не слышали» — указание на то, что, по мнению Павла, Сам Христос — единственный истинный проповедник Евангелия (ср. Еф 2:17; Ин 10:16).
10:18 по всей земле прошел голос их. Эта цитата из Пс 18:5 указывает, что речь идет об общем откровении Божием (Пс 18:2−5). Павел пользуется ею, чтобы, опираясь на Священное Писание, доказать, что Израиль слышал весть от Бога; это подтверждает, что все сказанное об общем и частном откровении истинно.
10:19−21 Отпадение иудеев не может быть оправдано ни тем, что услышанная ими проповедь неполна, ни тем, что они неспособны понять ее. Моисей и Исаия противопоставляют Божий народ тем, кому недостает понимания (Втор 32:21) и кто не искал Бога, однако был приведен к Его познанию (Ис 65:1).