1 Коринфянам 15 глава

Первое послание Коринфянам
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Теперь я хочу напомнить вам, братья и сёстры, о полученном вами Благовестии, которое я проповедовал вам. Вы по-прежнему следуете этому Благовестию,
2 и через него вы обретёте спасение, если твёрдо будете помнить слова, сказанные мной. Помните: вы должны верить в это Благовестие, и если вы перестанете верить, то ваша вера напрасна.
3 Я учил вас самым важным истинам, которые сам получил: Христос умер за наши грехи согласно Писаниям,
4 был погребён и воскрешён на третий день, как говорится в нём в Писаниях.
5 Затем Христос явился Кифе и двенадцати апостолам,
6 а после этого Он явился более чем пятистам братьям одновременно, большинство из которых ещё живы, хотя некоторые из них умерли.
7 Затем Иисус явился Иакову, а потом всем апостолам,
8 а под конец явился и мне тоже, как если бы я был недоношенный.
9 Я — самый маловажный из всех апостолов. Я даже недостоин называться апостолом, потому что я преследовал Божью церковь.
10 Но я являюсь тем, кто я есть, по благодати Божьей. И благодать Его не была напрасной. Напротив, я работал упорнее, чем другие апостолы, хотя на самом деле не я это делал, а милость Божья, которая была со мной.
11 И нет разницы, я ли проповедовал вам или кто-то другой, мы все проповедуем одну и ту же истину, в которую вы уверовали.
12 Если мы проповедуем, что Христос был воскрешён из мёртвых, то почему же некоторые из вас говорят, что воскресения из мёртвых не существует?
13 Если воскресения из мёртвых не существует, то и Христос не был воскрешён из мёртвых,
14 а, если Христос не был воскрешён из мёртвых, тогда наши проповеди и ваша вера бесполезны.
15 К тому же мы окажемся лжесвидетелями о Боге, так как убеждали людей в том, что Он воскресил Христа. Если же, как утверждают некоторые, воскресения не существует, тогда Бог никогда не воскрешал Христа из мёртвых.
16 И если мёртвые не воскресают, тогда и Христос не был воскрешён.
17 Но если Христос не был воскрешён, то ваша вера напрасна и на вас по-прежнему лежит вина ваших грехов.
18 В этом случае все верующие, умершие во Христе, погибли.
19 Если бы мы надеялись на Христа только в этой жизни, то были бы несчастнейшими из всех людей.
20 Однако же Христос в самом деле был воскрешён из мёртвых! Он — первый среди тех, кто умер и был воскрешён.
21 Так как смерть пришла через человека, то через человека явлено и воскресение из мёртвых.
22 И, как все мы умрём из-за Адама, так же будем возвращены к жизни благодаря тому, что сделал Христос.
23 Но для каждого будет свой черёд: Христос — первый среди воскресших, а затем воскреснут те, кто принадлежат Христу, когда Он снова придёт.
24 После этого наступит конец, когда Христос уничтожит всех правителей, всю власть и всё могущество и передаст царство Богу Отцу.
25 Иисус должен править до тех пор, пока Бог не отдаст всех врагов Христа в Его власть.
26 Смерть будет уничтожена как последний враг.
27 В Писаниях сказано:
«Бог поверг всё к Его ногам».
Когда говорится, что «всё» повергнуто, то ясно, что «всё» не включает Самого Бога, Который подчинил всё Христу.
28 И когда всё будет отдано во власть Христу, тогда и Сам Сын будет во власти Бога, Который отдал всё во власть Христу, чтобы Бог мог царствовать над всем.
29 Иначе, какую цель тогда преследуют те, кто крестятся для мёртвых? Если мёртвые не воскресают, то почему же люди принимают крещение ради них?
30 Почему же мы ежечасно подвергаем себя опасности?
31 Я каждый день подвергаюсь смертельной опасности. Это такая же правда, братья и сёстры, как и то, что я горжусь вами во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 Если бы я из человеческих побуждений сражался с дикими зверями в Ефесе, то что бы я выиграл? Если мёртвые не воскресают, то «давайте есть и пить, потому что завтра мы умрём!»
33 Перестаньте обманываться: плохие товарищи губят хорошие привычки.
34 Пробудитесь к праведной жизни и перестаньте грешить, потому что некоторые из вас не знают Бога. Я говорю это, чтобы устыдить вас.
35 Но кто-то может спросить:
«Как воскресают мёртвые? Какое будет у них тело?»
36 Какие глупые вопросы! То, что ты сажаешь, не пробуждается к жизни, пока не умрёт.
37 А когда ты сеешь семена, то закапываешь в землю не зрелое растение, которое будет развиваться, а всего лишь зерно, будь то пшеница или что-либо другое.
38 Затем Бог даёт ему тело, какое избрал: каждому зерну — его собственное тело.
39 Плоть живых существ — не одна и та же. Напротив, у людей — одна плоть, у животных — другая, у птиц — иная, а у рыб — иная.
40 Есть небесные тела и земные. Но у небесных тел — одно великолепие, а у земных — другое.
41 У солнца — одно великолепие, а у луны и звёзд — другое, да и звезда от звезды отличается в великолепии.
42 Так и мёртвые, когда воскреснут. Тело, которое похоронено в земле, — тленно, а тело, которое воскреснет, — нетленно.
43 Тело, которое похоронено в земле, — бесславно, тело же, которое восстанет, — славно. Тело, которое похоронено в земле, — слабо, тело же, которое восстанет, — полно силы.
44 То, что похоронено, — плотское тело, а то, что восстанет — духовное. Если существуют тела из плоти, то существуют и духовные тела.
45 И вот что сказано в Писаниях:
«Первый человек, Адам, стал живым существом».
Последний же Адам стал духом, дарующим жизнь.
46 Но не духовный человек появился сначала. Сначала появился плотский человек, а затем духовный.
47 Этот первый человек пришёл из земли и праха, второй человек сошёл с небес.
48 Все люди на земле подобны первому человеку, сотворённому из праха. Но те, кто принадлежат небесам, подобны небесному Человеку.
49 И подобно тому как запечатлено в нас подобие этого человека из праха, так же будет в нас запечатлено подобие того небесного Человека.
50 Но скажу вам, братья и сёстры, что наши земные тела из плоти и крови не могут наследовать Царство Божье. И так же то, что тленно, не наследует того, что нетленно.
51 Послушайте, я скажу вам такую тайную истину: мы не все умрём, но мы все изменимся
52 в мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. Труба прозвучит, и мёртвые восстанут для вечной жизни, и все мы преобразимся.
53 Потому что это бренное тело должно одеться в нетленное, и это смертное тело должно одеться в бессмертное.
54 И когда это бренное тело облачится в нетленное, а это смертное тело облачится в бессмертное, тогда исполнится то, что сказано в Писаниях: «Смерть поглощена победой».
55 «Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?»
56 Жало смерти — грех, а сила греха идёт от закона.
57 Но мы благодарим Бога, Который дарует нам победу через Господа нашего Иисуса Христа!
58 Итак, мои любимые братья и сёстры, стойте твёрдо и непоколебимо. Предавайтесь постоянно всем сердцем трудам Господа, потому что вы знаете, что ваш труд в Господе не пропадёт зря.

Новой Женевской Библии

15:1 Начиная с этого стиха, Павел обращается к новой теме, чрезвычайно для него важной, — о чистоте и целостности благовестия, в центре которого — учение о воскресении. Он указывает, что под угрозой то самое учение, которое коринфяне изначально слышали и «приняли» от Павла.

15:2 если преподанное удерживаете. См. ком. к 9:27.

если только не тщетно уверовали. Отрицание воскресения Христова делает веру тщетной (ст. 14), поэтому здесь Павел предупреждает коринфян о значимости вопроса, который он собирается обсуждать.

15:3−4 В этих стихах содержится сущность не только проповеди Павла, но и всего учения ранней Церкви («что и сам принял») об искупительной смерти Христа и о Его воскресении как исполнении обетований Ветхого Завета.

15:5−8 Троекратное повторение «явился» указывает на основную мысль Павла в этом отрывке: воскресение Христа из мертвых несомненно и даже поддается проверке. Большинство свидетелей явления воскресшего Господа «доныне в живых» (когда Павел писал послание), так что каждый мог проверить факты. Особенно многозначительна ссылка на явление «более нежели пятистам братии в одно время», так как она показывает, что явления не могут быть истолкованы как галлюцинации отдельных лиц.

15:7 Иаков. Сводный брат Иисуса, уверовавший в Него только после Его воскресения (Ин 7:5; Деян 12:17; Деян 15:13; Гал 1:19).

15:8 как некоему извергу. Букв.: «словно недоноску». Это самоуничижительное замечание, быть может, отражает отношение некоторых коринфян, которые были невысокого мнения о Павле (см. ком. к 2:1). Что именно имеет в виду Павел, поясняется выражением «после всех» и особенно следующим стихом, в котором он упоминает, что был гонителем Церкви. Явления воскресшего Господа прекратились, когда Павел еще был поглощен усилиями разгромить Церковь (Гал 1:13, 23; Флп 3:6; 1Тим 1:13−16). Насколько нам известно, Павел — единственный из апостолов, кто не был при Иисусе во время Его земного служения, но кому, тем не менее, было даровано увидеть Его воскресшим и дано поручение стать апостолом и нести особое служение среди язычников (Деян 9:3−5, 15; Гал 1:15−16). Выражения Павла убедительно указывают здесь, что апостольское служение было неповторимым, основополагающим даром Церкви (Еф 2:20).

Павел на пути в Дамаск.

15:10 благодатию Божиею... благодать Его во мне. Откровенно признав сверхъестественность и незаслуженность пережитого им опыта, Павел далее подчеркивает, что нет никакого основания отвергать его проповедь. Где умножается грех, там преизобилует Божия действенная благодать (Рим 5:20); где мы слабы, Божия благодать особенно являет Его силу (2Кор 12:9−10). Следует отметить, однако, что Божия благодать не должна служить оправданием бездеятельности. Напротив, она — сила и побуждение для добрых дел (Еф 2:8−10), поэтому Павел и говорит, что он «более всех потрудился».

15:12 воскресения мертвых? Некоторые коринфяне, возможно не отрицая факта воскресения Христова, ставили под сомнение учение о всеобщем воскресении. Павел показывает, что воскресение Иисуса неотделимо от воскресения тех, кто верует в Него (ст. 20−23). Если последнее не истинно, не истинно и первое. Но даже косвенное отрицание воскресения Иисуса в теле разрушает смысл Евангелия.

15:14 то и проповедь наша тщетна... и вера ваша. Ср. ст. 17. По учению Павла, истинность Христова учения неразрывно связана с исторической реальностью Христовой смерти и воскресения.

15:19 то мы несчастнее всех человеков. Хотя Павел не стал бы отрицать, что в самом глубоком смысле жизнь христиан лучше, возвышеннее, чем жизнь нехристиан, этот стих подчеркивает величие того, что Бог обещал верующим в жизни будущей.

15:20 первенец. Иной перевод: «начатою. Этот образ основан на требовании, чтобы израильтяне приносили первый сноп жатвы священнику (Лев 23:10). Такое приношение указывало, что принесший признает: весь урожай принадлежит Богу. Поэтому Павел употребляет это выражение, чтобы указать, например, что принятие нами Духа есть гарантия нашего будущего искупления (Рим 8:23; ср. «залог» в 2Кор 1:22; 2Кор 5:5; Еф 1:14). Суть в том, что воскресение Иисуса и воскресение верующих не являются отдельными, не связанными между собой событиями. Напротив, Иисус должен был первым восстать из мертвых (Деян 26:23), и это событие делает возможным наше воскресение. Благодаря тому, что Он, представляя нас, воскрес, и мы были воскрешены духовно (Рим 6:4; Еф 2:6) и, несомненно, будем воскрешены и телесно.

15:21−22 В этих стихах кратко выражена одна из глубочайших истин — о нашей двойной солидарности: с первым человеком, Адамом, и с последним — Христом. Принадлежа человечеству, мы едины с Адамом в нашем теперешнем естественном бытии, во грехе и смерти; в силу нашей веры мы едины со Христом в нашем духовном бытии, праведности и жизни (ст. 45−49; Рим 5:17−19).

15:24−28 Коринфяне должны понять, что воскресение — не отдельное несущественное событие, а неотъемлемая и важнейшая ступень Божиего державного правления историей. Искупление не полно, «доколе низложит всех врагов под ноги Свои» (ср. Пс 109:1); а поскольку смерть — «последний враг», дело Христа не завершено, пока смерть не уничтожена совершенно. В ст. 27−28 цитата из Пс 8:7 позволяет Павлу сказать, что в конечном итоге Сам Сын покорится Богу, что явно является другим способом выразить мысль ст. 24 («когда Он передаст Царство Богу и Отцу»). Иными словами, Павел не имеет в виду, будто Сын чем-то ниже в Своем достоинстве и существе, но что в Своем мессианском деле Он Сам покоряется воле Отца. Вершина Христова мессианского служения — полная Его победа над врагами: «да будет Бог все во всем», когда Его абсолютное господство восторжествует над всеми.

15:29 крестящиеся для мертвых. На первый взгляд это утверждение означает, что некоторые из коринфян принимали крещение за других, уже умерших. Если действительно существовала такая практика, нам ничего об этом не известно, поскольку нет свидетельств ни в Библии, ни в других древних памятниках. Следует отметить, что этот стих — лишь первый в ряду риторических вопросов. Это явно не богословский довод как таковой, а попытка показать абсурдность поведения коринфян, в чем бы оно ни выражалось на практике. Возможно, этим доводом Павел доказывает логическую несостоятельность позиции своих оппонентов.

15:32 боролся со зверями. Вероятно, намек на его врагов в Ефесе (где писалось послание), которые хотели осудить его (ср. «львиные челюсти» в 2Тим 4:17). Павел ясно говорит, что только благодаря своей надежде на воскресение он претерпевает суровые испытания и преследования (см. ком. к ст. 19).

15:33 худые сообщества развращают добрые нравы. Взято из комедии греческого поэта Менандра (342−292 гг. до Р.Х.).

15:34 некоторые из вас не знают Бога. Вероятно, указание на членов церкви, которые хвалились своим знанием (см. ком. к 8:1), но отрицанием воскресения обнаружили невежество относительно дел Божиих.

15:35 в каком теле придут? В этом стихе Павел заранее опровергает то, что, по-видимому, было основным возражением некоторых коринфян против телесного воскресения. Вероятно, под влиянием языческой философии (дуализма), которая противополагала духовное физическому и доказывала, что первое — добро, а второе — зло, у этих христиан развилось презрение к человеческому телу. Они, похоже, считали тело по природе порочным и, как следствие, думали, что учение о воскресении подразумевает реанимацию теперешнего тела. Из последующего обсуждения ясно, какое значение Павел придает этому предмету. Он считает их позицию безрассудной и доказывает это (ст. 36−49).

15:36 если не умрет. Поскольку Бог — Творец мира, в некоторых отношениях природа — зеркало Божественного плана спасения (Ис 55:10−11). В частности, Иисус употребил образ семени как образ духовной истины (Ин 12:24). Здесь Павел пользуется тем же образом, но для иллюстрации разницы между тем, что сажают, и тем, что, в конечном итоге вырастает из семени (ст. 37). Такого же рода аналогии можно найти в диалоге Платона «Пир».

15:38 дает... каждому семени свое тело. Здесь апостол изменяет образность, чтобы в последующих стихах развить эту идею в отношении живых существ (ст. 39) и небесных тел (ст. 40−41).

15:42−43 Человеческое тело, умершее и погребенное, не во всем идентично телу, которое воскреснет. Апостол подчеркивает коренное преображение: от тленного уничижения и немощи — к нетленной славе и силе.

15:44 тело душевное... тело духовное. Это противопоставление чрезвычайно важно. Павел посвящает несколько стихов (ст. 45−49) разъяснению своей мысли. Апостол уже употреблял слова «душевный» и «духовный», чтобы провести различие между теми, кто не имеет Духа Святого, и теми, кто обладает Им (2:6, 14 и ком.). Первые принадлежат нынешнему веку (1:20), последние — граждане небес (Флп 3:20). Христиане уже получили Духа Святого, и они — «духовные», но они еще не получили свое «духовное тело» (т.е. тело, которое бы соответствовало духовной жизни). См. Рим 8:22−25.

15:45 первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Павел проясняет свою мысль, развивая цитатой из Быт 2:7 противопоставление между первым и последним человеком (ст. 21−22 и ком.). От слова «душа» (греч.: «психе») происходит слово «душевный» («психикос», ст. 44); в то время как от слова «дух» (греч.: «пневма») — «духовный» («пневматикос»). Во исполнение Своего мессианского дела Иисус стал «духом животворящим» в момент Своего воскресения. Т.е. Он принял Свое духовное, или прославленное, тело и стал неразлучен со Святым Духом в Своих действиях и бытии (не теряя, разумеется, Своей собственной Личности Сына). См. Рим 8:9−11; 2Кор 3:6, 17−18.

15:48 перстный... небесный. Здесь последнее и наиболее ясное сопоставление, указывающее, что ст. 42−44 относились к различию между земным человеческим телом и небесным. Различие, в первую очередь, относится не к месту, а ко времени (т.е. настоящий лукавый век противопоставлен будущему совершенному веку). Верующие уже могут пользоваться некоторыми благословениями будущего века (см. ком. к 10:11), но все еще ожидают полноты его.

15:50 плоть и кровь. Т.е. физическое тело.

15:51 тайну. См. ком. к 2:7.

не все мы умрем. Павел признает, что одно поколение христиан не умрет, будет живо ко времени Второго пришествия Христа. Хотя эти христиане не восстанут из мертвых, они тоже будут изменены и получат нетленное, бессмертное тело (1Фес 4:13−18).

15:54−57 Эти стихи — одно из самых выразительных и ярких мест Писания. Парафразами из Исаии и Осии (основанными на греческом переводе ВЗ, Септуагинте) Павел, ссылаясь на свои прежние доводы (ст. 24−28), решительно доказывает окончательное упразднение смерти воскресением. Далее он говорит, что это событие ознаменует также упразднение «греха» и «закона». В написанном позднее Послании к Римлянам Павел подробно объяснит, каким образом через яд греха смерть перешла во всех (Рим 5:12) и как закон, сам по себе святой, становится средством к познанию греха (Рим 7:7−12).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.