Судьи 10 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 После смерти Авимелеха Бог послал другого судью, по имени Фола, чтобы спасти народ Израиля. Фола был сыном Фуи, сына Додо из рода Иссахара. Он жил в городе Шамир, который располагался в горной стране Ефрема,
2 и был судьёй Израиля двадцать три года. Он умер и был похоронен в городе Шамир.
3 После смерти Фолы появился Иаир из местности Галаад; он был судьёй Израиля двадцать два года.
4 У Иаира было тридцать сыновей, которые ездили на тридцати ослах. У них было тридцать городов в Галаадской земле, которые до сих пор называют городами Иаира.
5 Иаир умер и был похоронен в городе Камон.
6 Израильтяне продолжали творить зло в глазах Господа и поклонялись лжебогам Ваалу и Астарте. Они также поклонялись арамейским, сидонским, моавским, аммонитским и филистимским богам, а Господа оставили и не служили Ему.
7 Тогда разгневался Господь на народ Израиля и позволил филистимлянам и аммонитянам одолеть их.
8 В тот же год они разбили народ Израиля и восемнадцать лет угнетали израильтян, которые жили на восточном берегу реки Иордан в Галааде, на Аморрейской земле.
9 Затем аммонитяне перешли реку Иордан и пошли войной против народа Иуды, Вениамина и Ефрема. Аммонитяне принесли много несчастий народу Израиля.
10 И стали сыновья Израиля молить Господа о помощи. «Боже, мы согрешили против Тебя. Мы оставили нашего Бога и поклонялись лжебогу Ваалу», — сказали они.
11 Господь сказал народу Израиля:
«Вы молили меня о помощи, когда вас угнетали египтяне, аморреи, аммонитяне и филистимляне. Я спас вас от этих людей.
12 Вы молили Меня о помощи, когда вас угнетали сидоняне, амаликитяне и мадиамитяне, и Я снова спас вас.
13 Но вы оставили Меня и стали служить другим богам. Я не буду вас больше спасать.
14 Идите и просите помощи у тех богов, которых вы себе выбрали. Пусть они спасают вас в тяжёлое для вас время».
15 Но народ Израиля сказал Господу:
«Мы согрешили. Делай с нами всё, что Тебе угодно, только спаси нас сейчас».
16 Тогда народ Израиля отверг чужих богов и снова стал служить Господу. И, видя, как они страдают, Господь пожалел их.
17 Аммонитяне собрались воевать и разбили свой лагерь на Галаадской земле. Сыновья Израиля тоже собрались и расположились в городе Мицфа.
18 Вожди галаадского народа сказали:
«Кто первым начнёт войну против аммонитян, тот станет начальником всех жителей Галаада».

Новой Женевской Библии

10:1−5 Об этих двух судьях — Фоле и Иаире — сообщается кратко, без подробностей, и не по схеме, которая характерна для других историй о судьях (см. Введение: Характерные особенности и темы). Так же кратко рассказывается и о четырех других малых судьях (3:31; 12:8−15).

10:1 Фола. В Священном Писании более нигде не упоминается.

10:3 Иаир. Как и Фола, в Священном Писании больше не упоминается.

10:4 ездивших на тридцати двух молодых ослах. Тридцать два сына, тридцать два осла и тридцать два города во владении — все это символы богатства и власти (5:10).

10:6 — 12:7 Ср. 1Цар 12:11. Число идолов, которым поклонялись израильтяне, множилось (Суд 10:6), внутренний хаос в стране становился все более угрожающим (12:1−7). Иеффай обеспечил только шесть лет мирной жизни (12:7) вместо мира для целого поколения, как другие судьи (3:11, 30; 5:31; 8:28). Он принес в жертву свою собственную дочь.

Между Иеффаем, с одной стороны, и Гедеоном, Авимелехом и Саулом, с другой, существуют явные параллели: Иеффай и Гедеон были известны как могучие воины (6:12; 11:1), и каждый из них вступил в столкновение с ефремлянами (8:1−3; 12:1−6). Как и Авимелех, сын рабыни, Иеффай был изгоем — сыном блудницы (8:31; 9:18; 11:1−2); и тот, и другой окружили себя «праздными и своевольными людьми» (9:4; 11:3). Иеффай и Саул получили власть в городе Массифе (11:11; Цар. 10:17), каждый из них столкнулся с аммонитянами как своими первыми противниками (11:12−29; 1Цар 11:1−11); и тот, и другой поклялись принести в жертву своего первенца (11:30−40; 1Цар 14:24−45).

10:6 богам. В предыдущих рассказах упоминались только «ваалы» и «астарты» (2:11, 13; 3:7). Количество упоминаемых здесь языческих богов указывает на то, что идолопоклонничество все разрушительнее сказывалось на Израиле.

10:10−16 Это единственный случай в Книге Судей израилевых, когда израильтяне каются в своих грехах (1Цар 12:10). В своих обращениях к Господу они только взывали о помощи, и Он каждый раз помогал им (10:10; 2:18; 3:9). И на этот раз Бог видел, что покаяние израильтян было только внешним, но тем не менее Он вновь спасает их (ср. Втор 32:15−38).

10:10 оставили Бога нашего и служили Ваалам. См. ст. 6.

10:13 не буду уже. См. Чис 33:55−56; Втор 8:19−20; Втор 31:16−17; Нав 23:13; Суд 2:3.

10:14 взывайте к богам, которых вы избрали. См. Втор 32:37−38.

10:15 избавь нас. Истинным мотивом покаяния израильтян было не стремление служить Господу, а желание спастись от угнетения.

10:16 не потерпела... страдания Израилева. Бог спас израильтян, несмотря на неискренность их покаяния (ср. Лк 18:1−8).

10:17 в Массифе. См. 11:11; 20:1.

Судьи Израилевы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.