Судьи 11 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Иеффай из семьи Галаада был храбрым воином. Его мать была блудницей и родила его от человека по имени Галаад.
2 У жены Галаада было несколько сыновей. Когда они выросли, они невзлюбили Иеффая и выгнали его из родного города. Они сказали ему:
«Ты ничего не получишь в наследство от нашего отца, потому что ты сын другой женщины».
3 И убежал Иеффай от братьев в землю Тов. Там вокруг него собрались преступные люди и следовали за ним.
4 Через некоторое время аммонитяне напали на Израиль.
5 Старейшины Галаада пошли к Иеффаю, так как хотели, чтобы он покинул землю Тов и вернулся в Галаад.
6 Старейшины сказали Иеффаю:
«Будь нашим вождём, чтобы мы могли сразиться с аммонитянами».
7 Но Иеффай сказал старейшинам Галаада:
«Вы возненавидели меня и выгнали из дома моего отца. Зачем же вы пришли ко мне теперь, когда вы в беде?»
8 Галаадские старейшины ответили Иеффаю:
«Мы пришли для того, чтобы ты пошёл с нами, и сразился с аммонитянами, и стал у нас начальником над всеми жителями Галаада».
9 Иеффай сказал старейшинам:
«Хорошо, если я вернусь, чтобы сразиться с аммонитянами, и, если Господь поможет мне разбить их, тогда я стану вашим начальником».
10 И галаадские старейшины сказали Иеффаю:
«Господь свидетель всему сказанному нами, и мы обещаем делать всё, что ты скажешь нам».
11 Иеффай пошёл с галаадскими старейшинами, и народ сделал его своим вождём и начальником, и Иеффай повторил все свои слова перед Господом в городе Мицфа.
12 Иеффай отправил послов к аммонитскому царю с вопросом:
«О чём спор между нами? Почему ты пришёл воевать на нашей земле?»
13 Аммонитский царь ответил послам Иеффая:
«Когда народ Израиля шёл из Египта, он забрал мою землю от реки Арнон до реки Иавок и реки Иордан. А теперь отдайте мою землю с миром».
14 Послы передали его слова Иеффаю, и Иеффай снова отправил их к аммонитскому царю
15 с таким ответом:
«Вот что говорит Иеффай: „Израиль не взял Моавскую и Аммонитскую землю.
16 Народ Израиля вышел из Египта, пошёл в пустыню к Красному морю и пришёл в Кадес.
17 И израильтяне отправили послов к царю едомскому с просьбой. Они сказали: „Разреши нам пройти через твою землю”. Но едомский царь не разрешил им. Они также отправили послов к моавскому царю. Но и он не позволил пройти через свою землю. И остался народ Израиля в Кадесе.
18 Затем народ Израиля пошёл через пустыню и обошёл Едомскую и Моавскую землю. Израильтяне подошли к восточной границе Моавской земли и разбили лагерь за рекой Арнон. Они не пересекли границу Моава, так как река Арнон и есть граница Моавской земли.
19 Затем народ Израиля отправил послов в город Есевон к Сигону, аморрейскому царю. Послы сказали Сигону: „Позволь народу Израиля пройти по твоей земле. Мы хотим пройти на свою землю”.
20 Но Сигон, аморрейский царь, не доверял израильтянам и не соглашался пропустить Израиль через свою землю. Он собрал свой народ, разбил лагерь в Иааце и сразился с народом Израиля.
21 Но Господь, Бог Израиля, позволил израильтянам разбить Сигона и его войско. Так Израиль получил всю землю, где жили аморреи.
22 Народ Израиля получил землю, которая тянулась от реки Арнон до реки Иавок и от пустыни до реки Иордан. Это была земля аморреев.
23 Это Господь, Бог Израиля, прогнал аморреев с их земли и отдал её народу Израиля, а ты хочешь взять эту землю?
24 Вы живёте на земле, которую вам дал ваш бог Хамос. Так и мы будем жить на земле, которую нам дал Господь, Бог наш!
25 Разве ты лучше моавского царя Валака, сына Сепфора? Ссорился ли он с Израилем, воевал ли он с ним?
26 Израильтяне уже триста лет живут в Есевоне, Ароере, в окружающих их городах и во всех городах вокруг Арнона. Так почему же вы не пытались забрать их всё это время?
27 Израильтяне не сделали тебе ничего плохого, а ты делаешь им зло, выступая войной против них. Так пусть Господь, истинный Судья, решит, кто прав: народ Израиля или аммонитяне”».
28 Но царь аммонитский отказался выслушать послов Иеффая.
29 Затем на Иеффая снизошёл Дух Божий, и Иеффай прошёл через Галаад и Манассию, а из Мицфы Галаадской направился к земле аммонитян.
30 Иеффай дал обет Господу. Он сказал:
«Если Ты позволишь мне разбить аммонитян,
31 то, когда я вернусь с победой, первое, что выйдет мне навстречу из ворот моего дома, я отдам Тебе, Господи, и принесу это в жертву всесожжения».
32 Затем Иеффай пошёл и сразился с аммонитянами, и Господь помог ему разбить их.
33 Он уничтожил двадцать городов, от города Ароер и до Минифа, и дальше до города Авел-Керамим. Это было великое поражение аммонитян, и они смирились перед народом Израиля.
34 Иеффай вернулся в Мицфу. И вот навстречу ему с бубном и танцами вышла из дома его дочь. Она была единственной дочерью Иеффая, других детей у него не было.
35 Когда Иеффай увидел, что дочь первая вышла ему навстречу, он разорвал на себе одежду, чтобы показать своё горе, и сказал:
«Ах, дочь моя! Ты сразила меня! Ты сделала меня очень несчастным! Я дал обет Господу и не могу изменить его!»
36 И сказала Иеффаю дочь:
«Отец, ты дал Господу обет, так сделай со мной то, что обещал. Ведь Господь помог тебе разбить твоих врагов, аммонитян».
37 Затем она сказала отцу:
«Только сделай для меня вот что: отпусти меня одну на два месяца. Я пойду в горы и с подругами буду оплакивать то, что никогда не выйду замуж и не буду иметь детей».
38 Иеффай отпустил дочь на два месяца, и она ушла с подругами в горы, и там они горевали о том, что она никогда не выйдет замуж и не будет иметь детей.
39 А через два месяца она вернулась к отцу, и он сделал то, что обещал Господу. Так дочь Иеффая не познала мужчину, а в Израиле появился обычай:
40 каждый год женщины Израиля вспоминают дочь Иеффая и оплакивают её четыре дня в году.

Новой Женевской Библии

11:1 человек храбрый. Такая характеристика сближает Иеффая с Гедеоном (6:12).

сын блудницы. Происхождение Иеффая делало его социальным изгоем (ст. 2).

11:3 праздные люди. Такие же «праздные и своевольные люди» окружали и Авимелеха (9:4).

11:9 Господь предаст. В этих словах проявилась вера Иеффая в то, что победа была дарована Богом.

11:10 Господь да будет свидетелем между нами. Старейшины поклялись в верности завету.

11:11 Иеффай произнес все слова... пред лицем Господа в Массифе. Завет подтвержден перед Господом в Массифе. Спустя много лет здесь же, в Массифе, народ перед лицом Господа провозгласит Саула царем (1Цар 10:17).

11:12−29 Относительно исторического основания для этого конфликта см. Чис 20:14−21; 21:10−35; Втор 2:16 — 3:11. Во времена Иеффая аммонитяне стремились расширить свою территорию за счет земли, принадлежавшей ранее аморреям, но в течение последних трехсот лет находившейся во владении израильтян. В ответ на притязания аммонитского царя Иеффай сослался на исторический факт, напомнив, что «Израиль не взял ... земли Аммонитской» (ст. 15), поскольку Господь этого ему не позволил (Втор 2:18−19).

11:12 царю Аммонитскому. Как и у Саула, первым противником Иеффая были аммонитяне (1Цар 11:1−11). В рассказе о Сауле Галааду также грозит

11:23 Господь Бог Израилев. В библейские времена война понималась как противоборство в конечном счете между богами враждующих народов. Если побеждали израильтяне, то только потому, что победу им даровал Бог Израиля, Которому никто не мог противостоять (ст. 24). См. ст. 21.

11:27 Господь Судия да будет ныне судьею. См. ст. 21 и 22. Иеффай провозгласил, что Бог есть Судия над всеми народами и богами. Хотя слово «Судия» употреблено здесь в узком смысле (тот, кто выносит судебное решение), в конечном счете Сам Господь возьмет на себя миссию спасителя народа (ст. 32−33). Книга Судей израилевых утверждает, что Бог есть истинный Царь (8:23) и истинный Судия, Который один мог избавить Израиль от постигших его бед.

11:29 Дух Господень. См. 3:10 и ком.

11:30−40 Иеффай разбил аммонитян, но при этом поступил опрометчиво, дав обет Господу, во исполнение коего принес свою дочь в жертву всесожжения. Недопустимо было, почитая истинного Бога, уподобляться язычникам, которые приносили человеческие жертвы своим богам (Втор 32:17; Пс 105:37−38). Иеффай был неспособен руководить народом соблюдать верность завету, хотя, несомненно, имел веру (ст. 10−11, 21, 23, 27). В этом обете также обнаруживается параллель между Иеффаем и Саулом, который произнес столь же противозаконное заклятье, едва не стоившее жизни его благочестивому сыну Ионафану (1Цар 14:24−25).

11:35 разодрал одежду свою. Способ выражения скорби по умершим.

отверз.. уста мои. Несмотря на предписание закона безусловно исполнять обет, данный Господу (Втор 23:21−23), Иеффаю не следовало этого делать, ибо запрет на человеческие жертвоприношения был для Израиля абсолютным (см. ком. к ст. 39). Нельзя давать противоречащие божественному закону клятвы и обеты и тем более исполнять их (ср. Мф 14:1−12). Иеффай отдает приоритет своему слову перед словом Божиим.

11:36 делай со мною то, что произнесли уста твои. Т.е. «принеси меня в жертву» (ст. 30−31).

11:37 девство мое. В жизни ветхозаветного общества браку придавалось большое значение (ст. 38−39), а умереть, не оставив после себя детей, считалось знаком Божиего неблаговоления.

11:39 он совершил над нею. Иеффай, по примеру язычников, принес свою дочь в жертву всесожжения. Человеческие жертвоприношения у израильтян считались грехом (Втор 12:31; Пс 105:38).

не познала мужа. См. ст. 37 и ком.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.