Судьи 18 глава

Книга Судей израилевых
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 В то время у Израиля не было царя. Род Дана искал себе место, где бы поселиться. Другие израильские семьи уже получили землю в своё владение, а семья Дана ещё не имела земли.
2 Народ Дана послал пять воинов, чтобы они нашли хорошую землю, где бы можно было поселиться. Эти пятеро человек были из городов Цора и Ештаол. Их выбрали потому, что они были из всех семей рода Дана. Им сказали:
«Идите и разведайте землю».
Они пришли в горную страну Ефрема к дому Михи и переночевали там.
3 Когда они подходили к дому Михи, то, услышав голос молодого левита, узнали его. Они остановились у дома Михи и спросили у юноши:
«Кто тебя привел сюда? Что ты здесь делаешь и чем занимаешься?»
4 Юноша рассказал им о том, что сделал для него Миха. Он сказал:
«Миха нанял меня, и я у него служу священником».
5 Они попросили его:
«Спроси Бога, чтобы Он дал нам знать, будут ли успешными наши поиски нового жилища».
6 Священник сказал им:
«Идите с миром. Господь поведёт вас».
7 Те пятеро мужчин пошли и пришли в город Лаис. Они увидели, что народ там живёт в безопасности и им управляют сидоняне. У людей есть всё, и жизнь у них тихая и беспечная. У них нет врагов, которые притесняли бы их. Живут они далеко от города Сидон, а с народом Арама у них нет никаких соглашений.
8 Пятеро мужчин возвратились в Цору и Ештаол, и родственники спросили их:
«Что вы узнали?»
9 Они ответили:
«Мы нашли землю, и она очень хороша. Не будем терять понапрасну время! Давайте нападём на них и захватим себе эту землю!
10 Когда вы придёте туда, то увидите, что земля та обширна, и нет там ни в чём недостатка, и что народ там не ожидает атаки. Несомненно, Бог дал нам эту землю».
11 Тогда шестьсот человек из семьи Дана отправились из Цоры и Ештаола. Они были готовы к войне.
12 По дороге в Лаис они остановились и разбили лагерь возле города Кириаф-Иарим в Иудее. И поэтому то место, находившееся к западу от Кириаф-Иарима, до сих пор называют «Лагерь Дана».
13 Оттуда они отправились в горную страну Ефрема и пришли к дому Михи.
14 Те пятеро человек, которые ходили разведать земли Лаиса, сообщили своим родственникам:
«В одном из этих домов есть ефод. Ещё там есть домашние идолы и статуя, покрытая серебром. Вы знаете, что сделать: заберите их себе».
15 Они остановились у дома Михи, зашли в дом молодого левита и приветствовали его.
16 А шестьсот воинов Дана стояли у ворот. Все они были вооружены и готовы к сражению.
17 Священник стоял у ворот с теми шестьюстами вооруженными воинами. А пятеро разведчиков зашли в дом
18 и взяли статую лжебога, ефод, домашних идолов и серебряного идола. Молодой левит спросил их:
«Что вы делаете?»
19 Пятеро мужчин ответили:
«Молчи! Не говори ни слова. Иди с нами и будь у нас отцом и священником. Лучше ли тебе быть священником в доме одного человека или быть священником целого племени и рода израильского?»
20 Левит обрадовался. Он взял ефод, домашних идолов и статую лжебога и пошёл с народом Дана.
21 Они повернулись и пошли от дома Михи, и пустили впереди себя детей своих, животных и всё своё имущество.
22 Когда они удалились от этого места, жители домов, по соседству с домом Михи, собрались вместе, погнались за ними и догнали их.
23 Люди Михи кричали на народ Дана. Тогда сыновья Дана повернулись к ним и спросили Миху:
«В чём дело? Почему ты так кричишь?»
24 Миха ответил:
«Вы забрали моих идолов, которых я сделал для себя. Вы также забрали моего священника. Так с чем же я остался? Что же вы спрашиваете меня, почему я кричу?»
25 Люди Дана сказали ему:
«Ты лучше не спорь с нами. Некоторые из нас очень вспыльчивы, и, если ты будешь кричать, они нападут на вас, и погубят тебя и твой народ».
26 Затем люди Дана повернулись и пошли своей дорогой. Миха же, зная, что эти люди намного сильнее его, вернулся к себе домой.
27 Так народ Дана забрал с собой то, что сделал Миха, и священника, который был у него, и отправились в Лаис. Воины племени Дана напали на людей, живущих там в мире и не ожидавших нападения. Они истребили этот народ мечами, а город сожгли.
28 Некому было помочь людям, живущим в Лаисе, так как он был далеко от Сидона, и к тому же народ Лаиса не заключал никаких соглашений с Арамом. Лаис находился в долине, которая принадлежала городу Беф-Рехов. Народ Дана построил новый город на этом месте, и этот город стал их домом.
29 Люди племени Дана дали этому городу новое имя —
«Дан».
Они назвали его так в честь своего предка Дана, сына Израиля. Однако сначала этот город назывался Лаис.
30 Народ Дана поставил идолов у себя в городе. Он сделал своим священником Ионафана, сына Гирсона, который был сыном Манассии. Ионафан и его сыновья были священниками в колене Дана до тех пор, пока народ Израиля не был захвачен в плен и переселён в Вавилон.
31 Народ Дана поклонялся идолам, которых сделал Миха, всё время, пока шатёр Божий находился в Силоме.

Новой Женевской Библии

18:1 В те дни не было царя у Израиля. См. ком. к 17:6.

в те дни колено Даново. Схожесть первой части фразы с 17:6 дает основание предположить, что сыны колена Данова тоже делали то, что им «казалось справедливым» (17:6).

не выпало ему полного удела. Причиной неудачи данитян было нарушение ими завета (1:34−36). Данитяне готовы пойти куда угодно, но только не туда, где Господь назначил им землю в наследие.

18:2 чтоб осмотреть землю. Данитяне поступали подобно своим предкам (Чис 13:3, 13).

18:3 узнали они голос. Акцент молодого левита выдавал в нем уроженца южной части Израиля (см. ком. к 12:6).

18:5 вопроси Бога. Священникам ефод служил для того, чтобы узнавать волю Божию (8:27; 17:5).

18:6 пред Господом путь ваш, в который вы идете. Соглядатаи из колена Данова ошибались, предполагая, что услышали глас Божий: вся эта история, в которой левит служит идолам, Миха приходит к ложному выводу (17:13), а действия данитян ошибочны, — свидетельствует об отступничестве и забвении Господа.

18:7 тих и беспечен. Жители Лаиса были миролюбивы и дружелюбны (ст. 10:27, 28; ср. Втор 20:10−11).

18:9 землю, она весьма хороша. В отличие от первых соглядатаев, которые в свое время осматривали Ханаан, эти соглядатаи вернулись с хорошей вестью: завоевать город будет легко и просто, потому что жители его беспечны (ст. 7, 10) и не воинственны.

18:14 ефод, терафим, истукан и литый кумир. Этот список (см. также 17:5) повторен полностью еще три раза в ст. 17−18, 20 и дважды в ст. 27, 30−31. Это сделано, чтобы обратить внимание читателя на духовный смысл такого сочетания.

18:16 шестьсот человек из сынов Дановых, перепоясанные воинским оружием, стояли у ворот. В своем завоевательном походе данитяне лишь пародируют послушание завету, рассчитывая более на свое численное превосходство, нежели на помощь Господа.

18:19 будь у нас отцом и священником. См. 17:10 и ком.

18:20 Священник обрадовался. Священник, ранее служивший идолам в доме одного человека, теперь будет делать то же самое «в колене или племени Израилевом». Каждый в Израиле в это время делал то, что считал справедливым, и не было никого, кто бы мог укрепить в народе веру и послушание.

и взял ефод ... и пошел с народом. Священник, не отвергнувший идолопоклонства, поведет данитян по пути служения ложным богам.

18:21 вперед. Опасаясь погони и нападения сзади, данитяне отправили вперед «детей, скот и тяжести».

18:24 как же вы говорите: что тебе? Миха наивно полагал, что Богу угодна любая «покорность», в какой бы форме она ни проявлялась (17:13). Но Бог не был ни с ним, ни с данитянами.

18:27 взяли то, что сделал Миха. См. ст. 14.

против народа спокойного и беспечного. См. ст. 7. Израильтяне должны были истребить только семь ханаанских племен, обреченных на эту участь (Втор 7:1), но другим народам они вначале обязаны были предложить мир (Втор 20:10−18). Более того, Бог не обещал им эту землю (Нав 19:47). Данитяне спародировали послушание завету и в этом военном походе использовали завет как прикрытие (18:1−31 и ком.).

Ионафан же, сын Герсона, сына Манассии. Первоначально в тексте значилось «сына Моисея». Положение в Израиле было столь плачевным, что даже потомки Моисея оказались вовлеченными в идолопоклонство.

18:30 до дня переселения жителей той земли. Точнее: «до дня пленения...», т.е. до того момента, как филистимляне, захватив ковчег, стали править Израилем. Здесь не имеется в виду вавилонское пленение израильского народа, случившееся на четыреста лет позже.

18:31 имели у себя истукан... во все то время. В то время как в Силоме существовал общий для всего Израиля официальный центр богослужения, у данитян образовался свой особый противозаконный культ.

дом Божий. Т.е. скиния, которая находилась в Силоме до времени Самуила (Нав 18:1; 1Цар 3:21; 1Цар 4:3).

в Силоме. Время, когда ковчег находился в Силоме, предшествовало царствованию Давида. Ковчег был перенесен сыновьями Илия на поле битвы и попал в руки филистимлян (1Цар 4:4−11). После этого ковчег больше никогда не возвращался в Силом. Упоминание о ковчеге в Силоме помогает датировать переселение израильского народа, о котором говорится в ст. 30.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.